Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

О вычетах по НДФЛ, ошибках в декларации по НДС и расходах

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Иностранные сотрудники: изучаем новые правила

21 января 2007 149 просмотров

, пресс - секретарь Федеральной миграционной службы

Организациям, в которых работают иностранцы, в 2007 году придется разбираться с двумя новшествами. Во-первых, с 15 января изменится порядок оформления некоторых иностранцев на работу. Во-вторых, в 2007 году новые правила нужно соблюдать, удерживая с доходов иностранных работников НДФЛ. Подробно о нововведениях – в нашем материале.

Какие документы нужны, чтобы принять на работу иностранца

Правила найма на работу изменятся для граждан стран СНГ (кроме приезжих из Грузии и Туркменистана). Это сотрудники, которые находятся на территории России на основании миграционной карты, и для приезда в нашу страну визы им оформлять не нужно. Остальных иностранцев работодатели должны нанимать по старым правилам.

Рассмотрим, какие документы нужны организации, чтобы оформить иностранца на работу.

Иностранные работники, у которых есть миграционная карта (из безвизовых стран). До 15 января 2007 года таких сотрудников надо было нанимать на работу по правилам, действовавшим для граждан, прибывших в Россию по визам (порядок см. ниже). Но теперь процедура упрощена, о чем свидетельствует новая статья 13.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Теперь, чтобы нанять приезжих, которым для пребывания в России виза не нужна, организации не потребуется оформлять разрешения на привлечение иностранных работников. И разрешения на каждого иностранца теперь будет делать не работодатель, а сами сотрудники. Обратиться в миграционную службу в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ иностранец может самостоятельно или через специализированную организацию.

А вот работодатель, заключив с иностранным работником трудовой или гражданско-правовой договор, обязан сообщить об этом в миграционную службу. При этом организацию, нанявшую на работу иностранца, у которого нет разрешения, могут оштрафовать. К административной ответственности могут привлечь и в том случае, если у нового сотрудника разрешение есть, но о заключении трудового или гражданско-правового договора работодатель не сообщил в миграционную службу. Подробнее об ответственности фирмы, которая взяла на работу иностранца, читайте на странице 81.

Иностранные работники, которым нужна виза. Процедура оформления на работу таких сотрудников сложная. Прежде чем заключить трудовые или гражданско-правовые договоры, организации понадобится несколько разрешений. Разрешение на привлечение иностранных работников из стран СНГ и разрешение на привлечение иностранных работников из стран дальнего зарубежья дают право фирме нанять определенное количество иностранцев. Такие разрешения выдаются на один год.

Кроме того, работодателю следует на каждого иностранца оформить отдельное разрешение, которое выдается также на год. Чтобы получить указанные разрешения, организации приходится пройти большое число инстанций – например, МВД, миграционные службы.

Многие работодатели, чтобы упростить процедуру получения разрешений, обращаются в сторонние организации. Понятно, что в этом случае приходится платить не только за разрешения, но и за услуги по их оформлению.

Иностранные работники, у которых есть вид на жительство. Таких сотрудников оформлять на работу надо по тем же правилам, что и российских граждан. Специальных разрешений получать ни работодателю, ни иностранцу не нужно. Чтобы заключить трудовой или гражданско-правовой договор, достаточно взять у сотрудника копию вида на жительство, а также документы, перечисленные в статье 65 Трудового кодекса РФ (например, трудовую книжку).

Граждане Белоруссии и работники, у которых есть разрешение на временное проживание (то есть специальная отметка в паспорте). На этих сотрудников оформлять разрешения на работу также не нужно. Трудовой и гражданско-правовой договор можно заключить, попросив у работника копию паспорта с отметкой-разрешением на временное проживание.

Штрафы за неправильное оформление иностранца на работу

С 9 ноября 2006 года законодатели существенно увеличили размеры штрафов, которые могут взыскать с организации, нарушившей процедуру оформления иностранца на работу.

Раньше с фирмы, которая не оформила разрешения на привлечение иностранцев на работу или разрешения на работу для каждого приезжего, могли взыскать от 10 000 до 300 000 руб. Эти суммы были указаны в старой редакции статьи 18.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом предполагалось, что до 9 ноября с фирмы могли взыскать штрафы за нарушение порядка оформления иностранцев на работу один раз – независимо от того, сколько разрешений не хватает.

С 9 ноября минимальная сумма штрафа увеличилась в 25 раз! И теперь с организации, которая не оформила на иностранных работников необходимые разрешения, могут взыскать от 250 000 до 800 000 руб. Такие суммы предусмотрены пунктом 2 новой статьи 18.15 КоАП РФ.

К административной ответственности могут привлечь и работодателя, который нанял иностранца из безвизовой страны. Если такой иностранец принят на работу после 14 января, но у него нет разрешения, с организации могут взыскать штраф в размере от 250 000 до 800 000 руб. (п. 1 ст. 18.15 КоАП РФ). И это не единственное нарушение, за которое могут привлечь к административной ответственности работодателя, заключившего трудовой или гражданско-правовой договор с иностранцем из безвизовой страны. Если организация не сообщит о приеме на работу такого иностранца в миграционное ведомство, ее могут оштрафовать на сумму от 400 000 до 800 000 руб.

Причем штрафы с организаций могут теперь взыскать столько раз, сколько в ней работает неправильно оформленных иностранцев (в том числе из стран, с которыми у России безвизовый режим). Это уточнение предусмотрено пунктом 3 той же статьи 18.15.

Как рассчитать НДФЛ с дохода иностранного работника?

С 1 января сумму НДФЛ, которую следует удерживать с доходов иностранцев, придется рассчитывать по новым правилам. Дело в том, что с 2007 года изменился порядок, по которому определяется статус физического лица – является он налоговым резидентом или нет. А от этого зависит, по какой ставке следует удерживать налог.

По общему правилу с доходов налоговых резидентов нужно удерживать налог по ставке 13 процентов. А с доходов работников, которые таковыми не являются, НДФЛ платится по ставке 30 процентов (ст. 224 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим подробно, как в 2007 году исчислять с доходов иностранцев налог на доходы физлиц.

Что изменилось

Налоговым резидентом теперь считается тот, кто пробыл на территории России не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев (а не в течение календарного года, как раньше). Такое определение с 1 января содержит статья 207 Налогового кодекса РФ. Это означает, что каждый раз, удерживая НДФЛ, бухгалтеру придется определять, сколько дней иностранец пробыл на территории России за последние 12 месяцев. О времени пребывания иностранца в нашей стране можно судить по отметкам в загранпаспорте.

До тех пор пока иностранный работник не станет налоговым резидентом, НДФЛ следует удерживать по ставке 30 процентов. Если же в налоговом периоде иностранец стал налоговым резидентом, налог придется пересчитать за весь год по ставке 13 процентов.

Указанное новшество прежде всего изменит положение тех иностранцев, которые не имеют вида на жительство или разрешения на временное проживание в России. То есть это иностранные граждане, которые находятся в нашей стране на основании визы или миграционной карты (то есть имеют разрешение на временное пребывание). Приведем пример того, как изменения повлияют на сумму исчисленного НДФЛ.

Пример

В августе 2006 года ООО «Демос», получив разрешение на привлечение иностранных работников, заключило трудовой договор с гражданином Украины И.А. Лысенко. Согласно отметкам пропускного контроля в паспорте, иностранец находится в России с 15 июля 2006 года. Основанием для пребывания гражданина Украины в нашей стране является миграционная карта, то есть вида на жительство или разрешения на временное проживание у работника нет.

С 15 июля начинается отсчет срока пребывания иностранного гражданина в нашей стране. На конец 2006 года Лысенко пробыл в России 170 календарных дней (с 15 июля по 31 декабря). Следовательно, в 2006 году иностранный работник не являлся налоговым резидентом. Поэтому бухгалтер ООО «Демос» удержал с дохода Лысенко за 2006 год налог на доходы физлиц по ставке 30 процентов.

Если продолжал бы действовать старый порядок, то бухгалтеру пришлось бы с начала 2007 года удерживать с Лысенко НДФЛ по ставке 30 процентов. Ведь в 2006 году иностранец не являлся налоговым резидентом, и отсчет 183 дней начался бы с 1 января 2007 года заново.

А вот в соответствии с новым порядком 183 дня отсчитываются со дня, когда Лысенко прибыл в Россию – ведь это событие произошло в течение последних 12 месяцев. К 1 января 2007 года иностранец пробыл в России 170 дней. Значит, уже 13 января Лысенко стал налоговым резидентом. Поэтому с заработной платы Лысенко за январь бухгалтер ООО «Демос» удержит НДФЛ по ставке 13 процентов.

Какие исключения сохранились

С доходов некоторых иностранцев бухгалтер может удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов с 1 января 2007 года независимо от фактического времени пребывания сотрудника в России. Это правило касается иностранцев, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также граждан Белоруссии.

Иностранцы, у которых есть вид на жительство или разрешение на временное проживание, автоматически считаются налоговыми резидентами на начало налогового периода. Эта точка зрения изложена в письме Минфина России от 15 августа 2005 г. № 03-05-01-03/82.

И как нам разъяснили в ФНС России, такого же мнения чиновники будут придерживаться и в 2007 году. Причин менять свою позицию у налоговиков нет.

Если работник – гражданин Белоруссии, он считается налоговым резидентом с первого дня, когда он прибыл в Россию. Это связано с тем, что граждане Белоруссии пользуются в нашей стране льготным режимом налогообложения и трудоустройства. И налоговое положение белорусов не должно быть хуже, чем у россиян. Такое правило закреплено пунктом 1 статьи 21 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21 апреля 1995 года «Об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов...».

Поэтому организация, заключив договор с белорусом, может сразу же удерживать НДФЛ с его доходов по ставке 13 процентов. Исключение – ситуация, когда трудовой договор заключен на небольшой срок и нет уверенности в том, что гражданин Белоруссии пробудет на территории России не менее 183 дней. Тогда НДФЛ следует удерживать по ставке 30 процентов. Но если белорус станет налоговым резидентом, то налог надо будет пересчитать по ставке 13 процентов.

Такое мнение сотрудники финансового ведомства изложили в письме № 03-05-01-03/82. И в 2007 году точка зрения чиновников по вопросу налогообложения доходов белорусов не изменилась.

Доходы некоторых иностранцев, как и раньше, будут облагаться с начала налогового периода по ставке 13 процентов

Наталья Муравьева, советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса*

– Если у иностранного работника есть вид на жительство, разрешение на временное проживание или он является гражданином Белоруссии, удерживать НДФЛ по ставке 13 процентов можно с января. И тот факт, что с 2007 года поменялось определение налогового резидента, не отменяет льготный режим налогообложения для указанных граждан. Однако если по какой-либо причине иностранец пробудет в России в течение налогового периода меньше 183 дней, НДФЛ по итогам года придется пересчитать по ставке 30 процентов. При этом платить недоимку, пени и штраф не придется – организация, удерживая с начала года налог по ставке 13 процентов, ничего не нарушила.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

Когда вы планируете сдать расчет по страховым взносам за I квартал?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка