Журнал, справочная система и сервисы

Чего ждать от проверки экологов

30 января 2007 112 просмотров

, шеф-редактор журнала «Главбух»

Тотальные проверки уплаты экологических платежей обещают провести в 2007 году представители Генеральной прокуратуры и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В Ростехнадзоре давно хотят повысить собираемость сборов за загрязнения. Ведь сегодня, по их сведениям, экологические платежи не перечисляют около 70 процентов организаций.

Бухгалтеры всегда относятся к любым ревизиям настороженно. Тем более если речь идет о непонятной для многих проверке со стороны органов экологического контроля. О том, что надо знать о проверках экологов, — в сегодняшнем материале.

К проверке экологов должна быть готова любая фирма

«Наша торговая фирма совсем маленькая. Именно поэтому повышенное внимание к нам со стороны городских органов экологического контроля казалось удивительным», — так начиналось письмо одной нашей читательницы из Самарской области. Главный вопрос, который задавался в этом письме, совпадал с вопросом многих других российских бухгалтеров: почему именно на их фирму, которая, на первый взгляд, ни воды, ни воздуха, ни почвы не загрязняет, пришли экологи?

Ответ чиновников на этот вопрос однозначный: проверки соблюдения природоохранного законодательства охватывают всех зарегистрированных предпринимателей и организации, так как все они обязаны регулярно вносить плату за загрязнение окружающей среды. Последнее утверждение закреплено статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В этой статье сказано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. А так как считается, что любой хозяйствующий субъект (даже индивидуальный предприниматель) загрязняет окружающую среду, как минимум, выбрасывая использованные канцелярские принадлежности, то платить должны все без исключения. Поэтому и проверить могут всех.

Сегодня проверками соблюдения природоохранного законодательства занимаются местные органы экологического контроля (инспекции, отделы, комитеты, департаменты и министерства по делам природопользования) и региональные управления Ростехнадзора. Причем, как правило, контролем за крупными предприятиями занимается Ростехнадзор, а за средними и малыми фирмами следят органы экоконтроля, функционирующие при местных администрациях.

В Ростехнадзоре сообщают, что попасть в план проверок соблюдения экологического законодательства может любой хозяйствующий субъект. «Конечно, сначала мы проверяем крупные предприятия с большой численностью персонала, использующие сложные технологические процессы, — сообщили нам в Ростехнадзоре. — Но средним и малым предприятиям к проверкам тоже надо готовиться: помимо нашего ведомства, за их деятельностью постоянно следят местные органы экоконтроля».

Чем грозит проверка

К своему письму бухгалтер из Самарской области приложила копию акта, составленного отделом экологии г. Сызрани по результатам проведенной проверки. Фирма, где работает наша читательница, не состояла на учете у экологов. В связи с этим полученный акт проверки содержал перечень из трех требований, предписывающих фирме встать на учет в Ростехнадзор и начать платить экологические платежи. В случае неисполнения требований экологи грозились привлечь фирму к ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (несоблюдение экологических требований при обращении с отходами). Данная статья предусматривает следующие штрафы: от 100 до 1000 МРОТ для организаций, от 20 до 50 МРОТ для их должностных лиц, от 20 до 50 МРОТ для предпринимателей.

Разберем каждое из предписаний экологов в отдельности.

Предписание 1. Провести инвентаризацию отходов, разработать и согласовать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Данное требование обусловлено статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В пункте 3 данной статьи напрямую сказано: индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).

Составлять проекты нормативов загрязнения может специалист-технолог, обладающий специальными знаниями в области обращения с отходами. Очевидно, что на средних и малых предприятиях таких специалистов в штате нет. Поэтому эти компании обычно обращаются к сторонним организациям, которые специализируются на услугах по экологической экспертизе (инвентаризации отходов) и составлению нормативов. Их услуги недешевые: составление ПНООЛР обычно обходится фирме в 15 000—30 000 руб. Конечная стоимость разработки зависит от величины предприятия-заказчика и сложности его технологических процессов.

Вставая на учет в управлении Ростехнадзора, фирма должна согласовать со специалистами отдела нормирования разработанные проекты нормативов и лимитов. Впоследствии именно на них следует ориентироваться при расчете суммы экологического платежа. Общий порядок расчета следующий. Фактический выброс делится на три части: в пределах норматива, выше норматива, но в пределах лимита и сверхлимитный выброс. Далее каждую из этих частей умножают на соответствующую ей сумму платы. Для выбросов в пределах норматива и выбросов, превышающих норматив, но находящихся в рамках лимита, применяют соответственно первые и вторые базовые ставки (установлены постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344). Для выбросов, превышающих лимит, берут вторые базовые ставки, увеличенные в пять раз. Далее суммы платы за каждую часть выброса складываются и умножаются на ряд специальных коэффициентов.

Многие небольшие фирмы, не желая тратиться на составление проектов нормативов, перечисляют экологические платежи за все выбросы как за сверхлимитные. То есть по ставке, превышающей вторую базовую в пять раз. Между тем действующее законодательство не позволяет поступить таким образом.

Комментирует чиновник

Валентина Кавинская,
главный специалист отдела нормирования и администрирования платежей Московского межрегионального территориального Управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора

— Составлять проект нормативов загрязнения — обязанность каждого хозяйствующего субъекта, прямо указанная в статье 18 Федерального закона № 89-ФЗ. Даже если фирма перечисляет экологические платежи по повышенным ставкам, не имея утвержденных нормативов загрязнения, наше ведомство вправе оштрафовать ее на основании статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Предписание 2. Вести журнал образования и передачи отходов

В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Официальных бланков для такого учета нет. Поэтому предприятия могут воспользоваться формами, которые предлагают в Ростехнадзоре и региональных органах экоконтроля (см. образец), или разработать эти формы самостоятельно. Как говорят инспекторы, главное, чтобы журнал учета отходов отражал реальную ситуацию. Ведь именно на основании данных этой формы (а также с учетом нормативов и лимитов образования отходов) фирма должна ежеквартально рассчитывать и перечислять в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Предписание 3. Организовать обучение лиц, допущенных к обращению с отходами

По мнению чиновников Ростехнадзора, на каждом предприятии должен быть человек, ответственный за безопасность в области охраны окружающей среды (по аналогии с лицом, отвечающим за пожарную безопасность). Именно этот человек, согласно пункту 1 статьи 73 Федерального закона № 7-ФЗ, должен пройти специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Комментирует чиновник

Юрий Долгополов,
заместитель начальника отдела государственного экологического контроля и администрирования платежей Московского межрегионального территориального Управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора

— Требование о спецподготовке лиц, от чьих решений зависит масштаб вредного воздействия компании на окружающую среду, обусловлено также статьей 15 Федерального закона № 89-ФЗ. Там речь идет о подготовке специалистов, имеющих дело с опасными отходами. При этом отмечу, что опасные отходы образуются в процессе работы практически каждой фирмы. Например, перегоревшие люминесцентные лампы являются отходом первого класса опасности.

В Ростехнадзоре напоминают также, что нарушение требования пункта 1 статьи 73 Федерального закона № 7-ФЗ влечет привлечение фирмы к ответственности на основании статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обучение, которое имеют в виду чиновники, проходит в специализированных центрах и длится около недели. Стоимость такого курса колеблется в пределах 5000—15 000 руб. По результатам обучения выдается соответствующее свидетельство. Как правило, слушателями данных курсов являются руководители малых предприятий, заместители руководителей, технологи или другие лица, принимающие важные решения в области производства.

Итак, для того чтобы выполнить все требования экологов, фирме придется заплатить: во-первых, за составление проектов нормативов загрязнения, во-вторых, за обучение должностного лица. Отметим, что данные издержки — главные затраты фирмы, начинающей перечислять сборы за загрязнение. Сами экологические платежи средних и малых фирм, как правило, не очень большие.

Кстати, напомним, что сборы за загрязнение можно включить в расходы при расчете налога на прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Правда, это касается только тех сборов, которые уплачены за выбросы в пределах допустимых нормативов. Суммы платежей за сверхнормативные выбросы прибыль не уменьшают (п. 4 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Арбитражная практика на стороне экологов

Почти во всех судебных делах, в которых фирмы и индивидуальные предприниматели пытались оспорить правомерность санкций, примененных экологами по результатам проверок, судьи вставали на сторону чиновников.

«Почему мы должны платить за загрязнение окружающей среды государству? Мы же и так несем затраты по вывозу мусора», — такой аргумент обычно приводят в судах представители хозяйствующих субъектов. К сожалению, такая аргументация судьями не принимается. Дело в том, что независимо от того, вывозит фирма отходы самостоятельно или поручает это сторонней организации, она остается собственником этих отходов. А если право собственности на отходы у фирмы есть, то она обязана за эти отходы заплатить государству, возместив тем самым вред, причиненный природе (см. постановления ФАС Уральского округа от 12 сентября 2006 г. № Ф09-8100/06-С7 и ФАС Северо-Западного округа от 7 декабря 2004 г. № А56-2567/04).

То, что платить экологические платежи должны даже индивидуальные предприниматели, подтвердили судьи ФАС Уральского округа в постановлении от 18 июля 2006 г. № Ф09-6093/06-С1. Однако суд, исходя из критерия соразмерности тяжести совершенного правонарушения размеру примененной ответственности, счел возможным снизить размер взыскиваемого штрафа с 1000 до 500 руб. (штраф взыскивался на основании старой редакции статьи 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Отметим, что по статье 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях, как правило, штрафуются те фирмы, которые не состоят и никогда не состояли на учете в Ростехнадзоре. Для тех же, кто в Ростехнадзоре числится, но не перечисляет сборы за загрязнения, с января 2006 года предусмотрена иная статья — 8.41 (невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду). Штрафы по ней: от 500 до 1000 МРОТ для юридических лиц и от 30 до 60 МРОТ для их должностных лиц.

Ситуации, когда судьи вставали на сторону фирм, можно пересчитать по пальцам. Во всех этих случаях суды освобождали плательщика от санкций со стороны контролеров не потому, что не было факта нарушения экологического законодательства, а потому, что сами контролеры нарушили законодательство — административное. А именно пренебрегли требованиями статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть не известили нарушителя закона о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 июня 2006 г. № А56-34865/2005 и ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2005 г. № А31-1460/2005-19).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка