Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24

«Болезни» петербургской сверки

15 января 2007 3182 просмотра
На недавней региональной конференции в числе главных проблем бухгалтеры назвали сверку расчетов с налоговой. Как обстоят дела с этой, казалось бы, простейшей процедурой в различных районах Петербурга, выяснил наш корреспондент.

Как это должно происходить

Сверка расчетов налогоплательщика с бюджетом проводится налоговым органом по инициативе самого налогоплательщика. В трех случаях она обязательна: для крупнейших налогоплательщиков (ежеквартально), при реорганизации (ликвидации) предприятия и при переходе налогоплательщика в другую инспекцию.

Порядок и сроки проведения сверки регулирует Регламент организации работы с налогоплательщиками, утвержденный приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 (далее — Регламент).

Согласно Регламенту налогоплательщики могут подавать заявления на сверку лично или по почте. При личном визите на втором экземпляре заявления сотрудник инспекции ставит дату и отметку о принятии. Сверку расчетов проводит сотрудник отдела работы с налогоплательщиками (см. схему на с. 17). По ее результатам составляется акт в двух экземплярах, который подписывают обе стороны. Первый экземпляр в течение трех рабочих дней вручается лично налогоплательщику или отправляется ему по почте, второй остается в инспекции.

На основании результатов сверки выдается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам (далее — справка). Для ее получения налогоплательщик также должен подать заявление.

До недавнего времени на представление справки Регламент отводил 10 рабочих дней, если заявление передано лично, и 12 рабочих дней — в случае его отправки по почте. Однако с 1 января 2007 года на данную операцию налоговикам дано всего пять дней (подп. 10 п. 1ст. 32 Налогового кодекса РФ).

Справка распечатывается в двух экземплярах по формам № 39-1 или № 39-1ф и подписывается руководителем (замруководителя) инспекции. Заверенная печатью, она выдается налогоплательщику (его представителю) или отправляется ему по почте.

Так должно быть, а что мы имеем в реальности?

Бухгалтеры сетуют на ошибки налоговиков и длительность процедур

По словам опрошенных бухгалтеров, прописанный в Регламенте порядок соблюдается далеко не всегда. Данные из налоговых деклараций после отчетного периода налоговики вводят с опозданием, поэтому сроки выдачи справок часто нарушаются. Более того, некоторые инспекции отказываются выдавать справку, пока налогоплательщик не уплатит все недоимки и пени.

Озвучили и еще одну проблему: при расхождении данных на выявление места сбоя и исправление ошибок уходит очень много времени (месяц и более). Ведь в этом случае приходится договариваться о приеме в отделе работы с налогоплательщиками; предоставлять документацию, опровергающую сведения работников налоговой. В результате, если справка нужна срочно (для предоставления в банк, таможенные или лицензирующие органы), а ее не выдают в срок, фирма несет убытки.

Бухгалтер Татьяна Юрьевна ведет несколько предприятий в пяти районах города и почти к каждой налоговой инспекции (кроме МИНФС № 18 по Калининскому району) у нее есть претензии относительно порядка и сроков проведения сверки и выдачи справок. «Красногвардейская инспекция не выдавала справку, пока не уплатили все недоимки и пени по налогам, даже неверно начисленные по вине самой налоговой. Причем вернуть суммы удалось только после полугодового разбирательства», — жалуется бухгалтер. Несмотря на то, что отчетность и копии платежек о перечислении сумм налогов предоставляются в срок, получить вовремя справку ей практически никогда не удавалось, в том числе и от налоговой инспекции по Петроградскому району.

Посетовала Татьяна Юрьевна и на то, что работники инспекций часто допускают ошибки при обработке деклараций. Вместе с тем, в некоторых районах, прежде чем признать, что разнесенные данные расходятся со сведениями, представленными налогоплательщиком, требуют проведения камеральной проверки предприятия.

Проблемы с выдачей справок очень беспокоят Александру Ивановну — бухгалтера крупной компании, которая часто берет кредиты и сталкивается с таможенными органами. Со своей инспекцией № 19 по Кировскому району она поддерживает электронную связь. Это позволяет не терять время на стояние в очередях. Однако к системе тоже есть претензии. Данные в систему вводят неоперативно. Бывают и технические сбои. В результате, когда подается заявление с просьбой выдать распечатку по налогам или справку об отсутствии задолженности перед бюджетом, полученные сведения, за редким исключением, неверны. «Нести такую справку в кредитные и таможенные органы нельзя. Приходится договариваться о встрече с инспектором и уже вместе разбираться с каждой конкретной ошибкой», — говорит Александра Ивановна.

Бухгалтер Елена Петровна, которая отчитывается в МИФНС № 16 по Василеостровскому району, регулярно берет распечатки с информацией об уплате налогов, хотя ее предприятие не обязано проводить сверки и предоставлять справки. По ее словам, распечатки просто необходимы. Иначе в один прекрасный день можно не досчитаться денег на своем расчетном счете. Случается, что из-за ошибок сотрудников инспекции или самих бухгалтеров у фирмы появляется задолженность, взыскать которую налоговики могут в безакцептном порядке. Правда, делать это они вправе только после соответствующего уведомления налогоплательщика с просьбой уплатить требуемую сумму. Однако письма с уведомлениями не всегда доходят до адресата, тем более в срок.

Налоговики не скрывают проблем и призывают бухгалтеров к диалогу

Сотрудники налоговых инспекций Санкт-Петербурга признают, что Регламент выдерживается не всегда. Виной тому объективные причины, в частности, нехватка и низкий уровень подготовки кадров. «У нас зачастую работают студенты вечерних и заочных отделений институтов, — рассказала Нина Леонидовна Петрова, начальник отдела работы с налогоплательщиками МИФНС № 21 по Петроградскому району. — У них просто не хватает опыта для столь ответственной работы».

Налоговики говорят и о том, что бухгалтеры при подготовке отчетности порой занимаются самодеятельностью и в результате допускают серьезные ошибки. «У нас огромная просьба к налогоплательщикам: при сдаче отчетности строго следовать инструкциям по заполнению деклараций. К сожалению, часто приходится сталкиваться с небрежным заполнением титульного листа, проставлением цифровых данных не в те графы… А ведь декларации сканируются. Вот вам и ошибки», — обратилась Людмила Станиславовна Сурова, начальник отдела работы с налогоплательщиками МИФНС № 16 по Василеостровскому району. Что касается безакцептного взыскания, то, по ее словам, когда идет рассылка уведомлений с просьбой закрыть задолженность по налогам, письма порой порой теряются не из-за плохой работы почты или нерасторопности должностного лица инспекции, а потому что сам налогоплательщик оставил неверный адрес фирмы или не сообщил вовремя в инспекцию о его изменении.

Быть более терпимыми, спокойнее относиться к недоразумениям и не обвинять сразу во всех ошибках работников налоговых органов призывает Марина Владимировна Радченко, начальник отдела работы с налогоплательщиками МИФНС № 21 по Красногвардейскому району. «У нас распечатка о состоянии расчетов по налогам выдается по требованию налогоплательщика одномоментно. Справка с формулировкой «налогоплательщик имеет (не имеет) неисполненных обязательств по налогам» всегда готовится не более 10 дней». Иногда налогоплательщика устраивает справка с отрицательной формулировкой. Если нет, то на разрешение спорных моментов, конечно, требуется время. И главное — готовность к диалогу с инспектором.

Переходить на электронную связь советует бухгалтерам начальник отдела работы с налогоплательщиками МИФНС № 19 по Кировскому району Любовь Ивановна Бахонова. Что касается ошибок, то они могут возникнуть, в том числе из-за технических неполадок. «При сбое в программе налогоплательщик увидит на мониторе компьютера информацию, что та или иная декларация не принята инспекцией, — говорит Любовь Ивановна. — Причина сбоя не всегда очевидна. В подобных ситуациях бухгалтеру действительно приходится идти в налоговую и разбираться уже вместе с инспектором». Задержка обработки информации, говорит она, возникают в связи с тем, что данные об уплате налогов вводятся только после подтверждения получения сумм бюджетом.

Свои интересы надо защищать

Итак, подведем итоги сказанного. Обе стороны видят проблемы и сознают необходимость и важность их преодоления.

Дает о себе знать и несовершенство законодательства. Правда, постепенно оно меняется в лучшую сторону. Примером тому могут служить последние поправки в Налоговый кодекс РФ.

В любом случае необходимо проявлять активность и, по мере сил и возможностей, влиять на законодателей, чтобы они принимали нужные и понятные законы. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Свои пожелания бухгалтеры высказали на региональных конференциях. Впереди — федеральная конференция в Москве, участники которой подготовят целый пакет предложений для депутатов по совершенствованию налогового и бухгалтерского законодательства.

Материал подготовила Ольга Вальцова,
корреспондент журнала «Спутник Главбуха»

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка