Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Бухгалтеры Москвы оценили свои инспекции

6 февраля 2007 3645 просмотров

Ксения Батанова

Предлагаем вашему вниманию предварительные результаты второго ежегодного рейтинга налоговых инспекций столицы, который провел журнал «Главбух».

Как составляли рейтинг в этом году

В прошлом году «Главбух» впервые составил и опубликовал рейтинг столичных налоговых инспекций. Тогда сотрудники редакции опросили почти три тысячи бухгалтеров Москвы. Опрос проводили как на сайте www.glavbukh.ru, так и по телефону.

В этом году рейтинг был составлен следующим способом: участникам Всероссийской конференции бухгалтеров предложили заполнить специальные бланки, в которых и нужно было проставить оценки своей инспекции. Подсчет голосов происходил с помощью сканирования отметок. Для каждой из оцениваемых инспекций была выведена средняя оценка (максимальной оценкой было пять баллов, минимальной - один балл), в соответствии с которой и были распределены места в рейтинге.

Еще одно новшество - в этом году рейтинг проводился не только в Москве, но и во всех городах - участниках Всероссийской конференции бухгалтеров. Ваши коллеги из 51 города оценили свои инспекции, и оказалось, что 84 процента из них недовольны работой своих налоговых.

Увидеть окончательные результаты первого всероссийского рейтинга налоговых инспекций можно будет в специальном выпуске «Спутника Главбуха», который выйдет в апреле этого года.

Как и в прошлом году, все результаты будут переданы в УФНС России по г. Москве, ФНС России, Минфин России. Сергей Разгулин, замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, уже сообщил, что финансовое ведомство положительно относится к проведению рейтинга и критике со стороны бухгалтеров и обязательно будет использовать эту информацию при разработке стандартов работы с налогоплательщиками.

По каким критериям оценивали инспекции

Критерии оценки налоговых инспекций в этом году остались прежними:
- удобство: насколько удобно в налоговой инспекции; хватает ли там мест, где можно сесть и заполнить документы; есть ли очереди в инспекции;
- информативность: предоставляет ли инспекция информацию, необходимую налогоплательщикам; установлены ли там стенды с новыми документами и объявлениями, образцами заполнения деклараций; есть ли гостевой компьютер; сообщается ли об изменениях в законодательстве; консультируют ли бесплатно по волнующим вас вопросам;
- оперативность: своевременно ли инспекторы отвечают на запросы, быстро ли проводят сверку платежей и принимают отчетность;
- вежливость: корректны ли инспекторы в общении, например когда налогоплательщик звонит по телефону, чтобы уточнить какой-либо момент, либо приходит непосредственно в инспекцию с вопросами; при сдаче отчетности;
- профессионализм: насколько квалифицированные замечания делают инспекторы или задают вопросы во время камеральных и выездных проверок; насколько профессионально отвечают на запросы; какие аргументы представляют на судебных разбирательствах.

Оценка по этим пяти критериями позволила выявить наиболее слабые и наиболее сильные стороны в работе столичных инспекций. Сводная таблица результатов оценки инспекций по пяти критериям приведена на стр. 14.

Лидеры и аутсайдеры – 2006

По сравнению с прошлым годом оценки инспекций стали ниже. Если в прошлом году лидер рейтинга - ИФНС № 49 набрала 4,06 балла из возможных 5, то лидер этого года - ИФНС № 48 получила лишь 3,5 балла. Впрочем, удивляться не стоит: с начала 2006 года налоговые инспекции предложили бухгалтерам много неприятных сюрпризов. Кампании по борьбе с однодневками, зарплатами в конвертах и слишком большими вычетами по НДС сильно задели бухгалтеров: их приглашали на комиссии, требовали дополнительные отчетности, угрожали дополнительными налоговыми проверками.

Из положительных начинаний 2006 года можно вспомнить только изменение в регламенте по организации работы с налогоплательщиками, которое установило новый график работы инспекций - без перерыва на обед. Впрочем, в большинстве инспекций это изменение так и не было воплощено в жизнь.

«В нашей инспекции действительно стали работать без обеденного перерыва. Потому что он стал называться техническим перерывом», - рассказывает главбух организации, состоящей на учете в ИФНС № 43. У ее коллеги из ИФНС № 25 дела обстоят не лучшим образом: «Обеденные перерывы в нашей налоговой так и не отменили. Более того, во время обеда бухгалтеров выгоняют на улицу, чтобы они ждали его окончания там».

Впрочем, не может не радовать, что и в таких условиях есть налоговые инспекторы, которых бухгалтеры могут поблагодарить за работу.

«Хотелось бы поблагодарить налогового инспектора ИФНС № 22 Галину Верчикову - за понимание и хорошее отношение», - отмечает главбух Юлия Василевская. Главный бухгалтер Елена Кузьмина говорит спасибо налоговому инспектору Людмиле Жуковой из ИФНС № 13 - за готовность помочь. Галина Саган выражает свою признательность сразу двум налоговым инспекторам - Светлане Шипиловой и Галине Мироновой из ИФНС № 16.

Аутсайдер рейтинга - тот же, что и по результатам 2005 года. ИФНС № 10 не только прочно удерживает свои позиции, но и активно укрепляет их - в этом году она получила всего 1,5 балла из 5 возможных, тогда как в прошлом году ее результат был равен 2,46 балла. По всей видимости, сотрудники этой инспекции скоро станут легендой - чтобы так старательно и последовательно отравлять жизнь бухгалтерам, нужны большие усилия. Хотя бухгалтеры, состоящие на учете в этой инспекции, все же не оставляют надежды на перемены к лучшему. «Хочу заметить, что после того, как был опубликован первый рейтинг налоговых инспекций г. Москвы (в «Спутнике Главбуха» № 2, 2006), налоговики все же несколько изменились. К нам и к работе они стали относиться более трепетно, начали задумываться о том, что делают», - говорит главный бухгалтер, состоящий на учете в ИФНС № 10. Правда, судя по результатам этого рейтинга, налоговики изменили свое отношение к налогоплательщикам ненадолго.

Посмотреть, как распределились места между другими инспекциями, можно на стр. 13.

На что жалуются налоговики?

Для того чтобы сохранить объективность и дать возможность высказаться обеим сторонам, мы обратились к налоговым инспекторам столицы с вопросом: «А что вас не устраивает в работе бухгалтеров?» Вот какие ответы мы получили.

Сотрудники ИФНС № 6 считают, что у бухгалтеров предвзятое отношение к налоговым инспекторам. «Не такие мы и злые, и к нам можно обращаться по любым вопросам - если мы сможем ответить, то ответим. А вот бухгалтеры в последнее время стали очень грубыми. Такое ощущение, что они срывают на нас зло за какие-то изменения, происходящие в работе. Но ведь это не наши инициативы, не наши задумки, мы просто обязаны выполнять свою работу», - сетует налоговый инспектор из отдела по работе с налогоплательщиками этой инспекции.

Ее коллеги продолжают: «Если бухгалтеры хотят, чтобы мы к ним относились с уважением, они должны отвечать нам тем же. Ведь если к налоговому инспектору придут три человека, которые на него накричат, то на четвертого он накричит уже сам, потому что нервы у человека не железные».

Ирина Валентиновна Погребняк, руководитель отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС № 45, на отношение бухгалтеров к налоговым инспекторам не жалуется: «У нас в инспекции около трех тысяч налогоплательщиков, может быть, поэтому проблем во взаимоотношении практически не возникает. Мне хотелось бы обратиться к бухгалтерам с другой просьбой - будьте внимательнее при заполнении платежек и деклараций. Ведь из-за, казалось бы, мелких ошибок получаются большие проблемы при сверках».

Руководитель отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС № 5 Татьяна Борисовна Соловьева отмечает, что налоговым инспекторам работалось бы гораздо проще, если бы все бухгалтеры сдавали отчетность в электронном виде. «Это намного облегчило бы как их труд, так и наш. И не было бы личных столкновений. Я понимаю, что мы работаем по разные стороны баррикад, но мне бы хотелось большего понимания между бухгалтерами и налоговыми инспекторами. Мы не просим особой лояльности к нашим сотрудникам, мы просим элементарного человеческого уважения. Часто бывает, что бухгалтеры видят юного налогового инспектора и могут себе позволить отнестись к ней снисходительно. Но ведь это не всегда так! Среди наших молодых коллег есть хорошие специалисты!»

Руководитель отдела по работе с налогоплательщиками ИФНС № 3 Ольга Анатольевна Комисарова согласна со своей коллегой из ИФНС № 5: «Хотелось бы большего понимания между бухгалтерами и налоговыми инспекторами, все-таки мы занимаемся одним делом - обеспечиваем собираемость налогов в бюджет страны».

Налоговые инспекторы многих столичных ИФНС обратились к бухгалтерам с просьбой жить сегодняшним днем. «Некоторые бухгалтеры по-прежнему ориентируются на прошлое, когда была кабинетная система, когда налоговые платежи поступали непосредственно в ИФНС, а не в Федеральное казначейство. Хотелось бы, чтобы бухгалтеры, особенно с большим стажем работы, наконец осознали, что система работы налоговых инспекций изменилась. Причем изменилась не потому, что нам так захотелось, а потому, что появились законы, которым налоговые инспекторы должны подчиняться», - говорит налоговый инспектор из ИФНС № 33.

Как видно, налоговые инспекторы хотят практически того же, что и бухгалтеры: уважения, внимательного отношения к своей работе и следования реалиям времени.

Эти пожелания вполне выполнимы.

Но есть одно пожелание, которое высказало большинство налоговых инспекторов: «Бухгалтеры должны следовать нашим рекомендациям и разъяснениям». Его выполнить уже сложнее.

Ведь сегодня ситуация сложилась так - то, что хорошо для инспектора, для бухгалтера и для организации совсем невыгодно. И пока такая ситуация будет сохраняться, ждать улучшения отношений между бухгалтерами и налоговыми инспекторами вряд ли стоит.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка