Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Прибыль: диалог налогового инспектора с бухгалтерами

12 февраля 2007 29 просмотров

, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса (гл. гос. Налог. Инспектор), начальник управления налогообложения ФНС России

Лектор: Григоренко Дмитрий Юрьевич, начальник отдела администрирования коммерческих организаций и налогового учета управления администрирования налога на прибыль ФНС России

Представляем вашему вниманию еще один семинар, целиком состоящий из ответов на вопросы. На этот раз по налогу на прибыль. Отметим, что лектор, несмотря на то, что работает в ФНС России, по многим проблемам занимает не фискальную, а рациональную позицию. Это отрадно, поскольку придирки по мелочам уже порядкам всем надоели. И бухгалтерам, и судам, и вот теперь еще и представителям ФНС. Читайте конспект семинара.

Аренда. Нужен ли ежемесячный акт оказания услуг?

- Дмитрий Юрьевич, мы арендуем помещение под офис, и последнее время, я слышала, нет ясности о том, какими документами нужно подтверждать расходы по аренде. В частности, необходимо ли составлять ежемесячные акты оказания услуг?

- Подтвердить расходы по аренде можно на основании договора, платежных документов и акта приема-передачи помещения. Этого вполне достаточно. Ни гражданское, ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство не содержит требований о том, что аренда должна сопровождаться составлением каких-либо ежемесячных актов. Значит, вы не обязаны их составлять. Да и вообще я считаю, что лишние бумажки ни к чему. Ведь в чем задача подтверждающей «первички»? В том, чтобы из документов было четко видно, что за расход осуществлялся. И здесь можно обойтись без актов. Сами посудите, предмет аренды, размер и периодичность внесения платежей определяет договор, а факт оплаты подтверждают платежные документы. Правда, если в договоре аренды есть условие о том, что ежемесячные акты должны составляться, то иметь вы их обязаны. Кстати, Минфин России придерживается такой же позиции. В качестве подтверждения приведу письмо от 9 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/742.

Квартира для командированных сотрудников

- Мы регулярно направляем сотрудников в командировку из Москвы в Санкт-Петербург. Там для их проживания постоянно арендуем квартиру у физического лица. Документов о том, что сотрудник проживал именно в ней, представить невозможно. Как нам быть в этом случае? Можно ли учесть при налогообложении прибыли расходы по аренде квартиры?

- Да, можно. По мнению Минфина России, высказанному в письме от 25 января 2006 г. № 03-03-04/1/58, такие расходы можно принять на основании косвенно подтверждающих документов. Это позволяет сделать пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ. Такими документами в данном случае могут быть: командировочное удостоверение, приказ о командировке, проездные документы. Главное, чтобы на их основании можно было сделать вывод о том, какое время сотрудник фактически находился в командировке, а следовательно, проживал в квартире. Ведь уменьшить налог на прибыль можно не на всю сумму арендной платы, а только за то время, когда в квартире проживали командированные сотрудники. Арендная плата за время, когда квартира пустовала, не уменьшает базу по налогу на прибыль. Кроме того, целесообразно заключить с физлицом, сдающим в аренду квартиру, простой письменный договор. И отразить в нем период аренды и размер арендных платежей.

Коммунальные платежи и расходы на уборку

- В здании, которое мы арендуем, есть площади, которые не имеют никакого отношения к специфике деятельности фирмы. Например, спортзал. Как нам учитывать затраты на электроэнергию?

- Для начала хочу сказать, что принять платежи за электричество в полном объеме вы не вправе. Расходы на электроэнергию, которая приходится на спортзал, экономически не обоснованы. Поэтому вы обязаны их распределять между площадями. Самый оптимальный вариант - установить отдельные счетчики. Один для спортзала, а другой для остальных помещений.

- Спасибо. Тогда такой вопрос. Получается, что уборка спортзала тоже не обоснованный расход? И как тогда поступить с расходами на моющие средства, которыми производится уборка?

- Можно поступить следующим образом. Чтобы не создавать лишней работы себе и проверяющим из-за незначительности сумм, в трудовом договоре с уборщицей или приложении к нему опишите помещения, которые она должна прибирать. И спортзал не указывайте. Тогда вопросов с распределением ее зарплаты и моющих средств не возникнет.

Траты фирмы. Услуги внештатного юриста

- В нашей организации есть штатный юрист. Но когда мы заключали крупную сделку с иностранными партнерами, то воспользовались услугами юридической компании. Инспекторы при проверке отказались принять такие расходы, посчитав их экономически не обоснованными. Как вы думаете, что в этой ситуации можно противопоставить инспекторам?

- Реакция инспекторов вполне объяснима. Действительно, зачем платить деньги юридической фирме, если в штате есть собственный юрист? Однако доказать оправданность расходов можно и в этом случае. Надо лишь четко пояснить, для каких целей вы привлекали юриста. Все это можно прописать в договоре с юридической фирмой.

И здесь главное, чтобы функции штатного юриста не совпадали с услугами, которые вам оказывал внешний юрист. К этому вопросу нужно отнестись как можно внимательнее. Например, в должностной инструкции вашего юриста указано, что он занимается только сопровождением определенных сделок. Тогда в договоре на оказание юридических услуг необходимо указать те функции, которые не входят в обязанности вашего юриста.

Кулер и кондиционеры

- Мы приобрели в офис несколько кондиционеров. Их стоимость мы отнесли к расходам на улучшение условий труда. Инспекторы же настаивают на том, что эти расходы экономически не обоснованы. Как нам поступить в такой ситуации?

- Если вы, купив кондиционеры, действительно пытались улучшить условия труда ваших работников, то вы должны доказать, что прежние условия были ненормальными. То есть были нарушены температурные нормы. Соответственно, для начала их нужно зафиксировать. Для того чтобы это сделать, необходимо обратиться в специализированные учреждения, которые будут на протяжении какого-то времени замерять температуру в вашем офисе. Если вам удастся получить заключение о том, что температура в помещениях выше нормы, то есть вероятность, что инспекторы признают покупку кондиционеров обоснованной.

- А у нас похожая ситуация, только мы приобрели кулеры с чистой питьевой водой. Что вы посоветуете сделать в этом случае?

- Что касается питьевой воды, то здесь действует тот же принцип. К качеству водопроводной воды применяются обязательные требования. Их перечень установлен в СанПин 2.1.4.1074-01. Если вы представите к проверке заключение водоканала или СЭС о том, что вода, которая течет из крана, не соответствует нормам, то скорее всего вам удастся доказать, что такие расходы обоснованны.

Таможенные пошлины по основным средствам

- Дмитрий Юрьевич, мы приобрели основное средство за границей. Можем ли мы принять к расходам таможенные пошлины и сборы, которые мы уплатили?

- Имущество, которое вы купили, амортизируемое?

- Амортизируемое.

- Я считаю, что нельзя. С одной стороны, Налоговый кодекс РФ относит таможенные пошлины к прочим расходам. Это устанавливает пункт 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Но с другой стороны, расходы по приобретению амортизированного имущества не уменьшают налоговую базу*. А таможенные пошлины в вашем случае как раз связаны с приобретением амортизируемого имущества. Поэтому вы должны включить их в первоначальную стоимость объекта. И в дальнейшем списывать через амортизационные отчисления. Добавлю, что Минфин России придерживается такой же позиции в письме от 27 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/451.

Добровольная сертификация продукции

- Можем ли учесть затраты на добровольную сертификацию продукции в составе расходов по налогу на прибыль?

- Затраты на получение сертификации можно учесть на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Ведь данная норма не содержит указаний на то, какая именно сертификация подразумевается. Однако хочу предупредить. Если законодательство не обязывает получать сертификат, но фирма решила это сделать, нужно быть готовыми объяснить, для чего это понадобилось. Предположим, организация решила производить молочные продукты. Получила сертификат. А в итоге производство так и не началось. Согласитесь, при таких обстоятельствах сложно признать, что расходы на сертификацию экономически оправданы.

Расходы сотрудников. Компенсация за использование автомобиля

- Сотрудник использовал личный автомобиль для служебной поездки. Правда, машина не совсем его, он пользуется ею по доверенности. Все затраты, связанные с поездкой, в том числе расходы на бензин, мы сотруднику компенсировали. Можем ли мы уменьшить прибыль на сумму компенсационной выплаты?

- Нет, не можете. Дело в том, что учесть такую компенсацию можно только в том случае, если сотрудник использовал личный автомобиль*. Если у работника на этот автомобиль доверенность, значит машина ему не принадлежит. Поэтому компенсацию вам придется платить за счет чистой прибыли организации.

Поездка на такси в командировке

- Наш сотрудник ездил в командировку. От аэропорта до гостиницы он добрался на такси. Можем ли мы учесть суммы оплаты такси в составе расходов по налогу на прибыль?

- Нет, не можете. Налоговым кодексом РФ предусмотрен закрытый перечень расходов на командировки*. Такси в этом перечне не поименовано. Как нам кажется, подобные расходы экономически не оправданы. Зачем брать такси, когда можно доехать на общественном транспорте?

- А если в командировке сотрудник пользовался интернетом, мы можем учесть такие расходы?

- Я думаю, да. Но только на основании подтверждающих документов, например счета на оплату интернета. Помимо этого инспекторы обязательно проверят служебную необходимость таких затрат. И здесь особое внимание нужно уделить должностной инструкции сотрудника и его командировочному удостоверению. Именно на их основании инспекторы будут делать вывод о том, насколько пользование интернетом соответствует целям командировки и должностным обязанностям сотрудника.

Рекомендация лектора

Избегайте расплывчатых формулировок в договорах

Особое внимание налоговых органов всегда вызывают договоры со сторонними организациями, особенно на оказание консультационных или маркетинговых услуг. Об экономической целесообразности подобных расходов инспекторы судят на основании первичных документов. А точнее их содержания. Так, при оформлении договоров нужно избегать абстрактных формулировок и как можно подробнее описывать, какие именно услуги оказываются. Такая формулировка, как «...одна сторона по поручению другой стороны обязуется оказать маркетинговые услуги», не поясняет цели заключения договора. Что наверняка вызовет сопротивление со стороны инспекторов. Поэтому рекомендую пояснить, какого рода маркетинговые услуги оказываются. Результаты должны оформляться отчетом о проделанной работе. Он должен содержать подробную информацию о проведенных исследованиях, консультациях, рекомендациях и выводах.

O семинаре

Место проведения: г. Москва
Тема: «Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль»
Длительность: 4 часа
Количество участников: 16 человек
Стоимость: 14 900 рублей
Компания-организатор: Профессиональные организации семинаров и конференций, «Тандем Форум», тел. (495) 232-45-30, www.tandem-forum.ru

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

УНП 7 декабря 2016 09:00 График отпусков на 2017 год
Кдело 6 декабря 2016 12:00 Приказ о приеме на работу

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка