Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Анализ типичных ошибок в учете сельхозорганизаций

19 февраля 2007 25 просмотров

Р Касимова

Близится срок сдачи годовой отчетности. Наша статья поможет вам проверить, все ли налоги определены правильно. В ней мы приведем анализ ошибок, наиболее часто встречающихся в учете сельхозорганизации.

Применение завышенных норм естественной убыли

При расчете естественной убыли бухгалтеры используют процентные величины норм и не делят их на 100. Это является ошибкой, если в документах прямо говорится о том, что нормы применяются «в процентах от хранимой массы» (см. приказы Минсельхоза России: от 28 августа 2006 г. № 268 и № 269, от 23 января 2004 г. № 55 и др.).

Рассмотрим пример. Сельхозорганизация хранит на складе 3000 кг ячменя насыпью в течение трех месяцев. В результате инвентаризации выявлены потери в количестве 10 кг. Чтобы отразить их при налогообложении, бухгалтер рассчитывает естественную убыль зерна следующим образом:
3000 кг x 0,07 = 210 кг.

Так как недостача меньше этой величины, он ошибочно учитывает ее стоимость в составе материальных расходов.

На самом деле бухгалтер может отнести на расходы только стоимость 2,1 кг (210 кг : 100) зерна. Остальные же расходы он должен учесть за счет чистой прибыли организации.

Ошибки в учете законсервированных объектов

Многие организации осенью переводят сельхозтехнику на консервацию. В связи с этим они не платят налог на имущество и продолжают начислять амортизацию по законсервированным объектам.

И то и другое неверно. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ все основные средства, которые числятся на балансе организации, облагаются налогом на имущество. В том числе это касается и законсервированной техники.

Амортизацию же, напротив, начислять не надо. Запрещают это делать пункт 3 статьи 256 Налогового кодекса РФ и пункт 23 ПБУ 6/01. В документах говорится, что из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переведенные по решению руководства на консервацию длительностью свыше трех месяцев.

При расконсервации объектов амортизация начисляется в старом порядке, а срок полезного использования продлевается на период нахождения основных средств на консервации.

Неправильное оформление возврата сельхозпродукции

Случаются ошибки и в учете сельхозпродукции, которую вернул покупатель. Если он не представил претензию о нарушении условий договора и право собственности на продукцию уже перешло к нему, списывать реализацию сторнировочными записями нельзя. Чтобы вернуть ненужный товар, покупатель должен реализовать его продавцу.

Конечно, это невыгодно сельскохозяйственным организациям и увеличивает их налоговые платежи. Особенно если покупатель не является плательщиком налога на добавленную стоимость. Тогда сумму налога, начисленного с реализации, сельхозорганизация не может принять к вычету, покупая обратно товар.

Чтобы избежать негативных последствий, внимательно проследите за правильностью оформления документов. В момент оприходования продукции на склад покупателю нужно составить акт о расхождении по форме № ТОРГ-2, а также написать претензию. При возврате товара следует оформить товарную накладную по форме № ТОРГ-12.

Нет перевода «иностранных» документов

Документы, составленные на иностранном языке, должны иметь письменный перевод. Такой вывод следует из писем: ФНС России от 10 декабря 2004 г. № 03-1-08/2472/16, Минфина России от 4 апреля 2005 г. № 03-03-01-04/1/148.

Поэтому, если у сельхозорганизации какие-либо затратные документы не переведены на русский язык, инспекторы могут вычеркнуть их суммы из расходов, уменьшающих налог на прибыль. То же самое можно сказать и о налоге на добавленную стоимость: без перевода на русский язык инспекторы не позволят принять налог к вычету.

Нужно ли заверять перевод у нотариуса? Нет, делать это не обязательно. Организация вправе удостоверить его печатью и подписью руководителя.

Перевод может выполнить как сотрудник сельхозорганизации, так и сторонний специалист. Потраченные на него деньги учитываются при налогообложении прибыли. Об этом сказано в подпункте 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Отражение в составе расходов выданных авансов

Данная ошибка присуща сельхозорганизациям, которые перешли на упрощенную систему налогообложения. Они признают уплаченные авансы в расходах на дату перечисления. И при этом ошибочно руководствуются пунктом 2 статьи 346.17 Налогового кодекса РФ, где сказано, что расходы признаются после их фактической оплаты.

Имейте в виду: расходов как таковых в момент уплаты аванса еще нет. Поэтому, пока не подписан акт приема-передачи (не списаны материалы в производство, не реализованы товары и т. д.), учитывать авансы в расходах нельзя.

Кстати, в отличие от «упрощенщиков» плательщики ЕСХН с этого года получили право отражать в учете перечисленные поставщикам суммы за полученные товарно-материальные ценности. При этом ждать, когда они будут списаны в производство или реализованы покупателям, сельхозорганизации не должны (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Ошибки в оформлении отношений с подрядчиками

Зачастую в договорах с подрядчиками сельхозорганизации по невнимательности прописывают условия трудовых договоров. Это неверно и грозит организации не только штрафом, но и обвинением в недобросовестности, так как выплаты по договорам подряда облагаются меньшими суммами налогов, чем расчеты по трудовым договорам.

Судите сами: суммы, начисленные подрядчикам, не учитываются при определении налоговой базы по ЕСН в части налога, подлежащего уплате в соцстрах (п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Кроме того, организация не платит с них взносы по травматизму. Вознаграждения по гражданско-правовым договорам перечислены в Перечне выплат... (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765).

Поэтому важно, чтобы инспекторы не расценили договор с подрядчиком как трудовой. Для этого нужно проверить документы и отражение в учете операций с подрядчиками. Из договоров необходимо исключить следующие пункты:
– должность в соответствии со штатным расписанием, так как подрядчика принимают для осуществления конкретных работ;
– требование подчиняться внутреннему трудовому распорядку, установленному в организации графику работ;
– обязательство обеспечения условиями труда, гарантиями, установленными Трудовым кодексом РФ, в том числе по оплате больничных, суточных, отпускных и пр.;
– регулярность заработной платы.

Кроме того, учтите: при приеме и увольнении граждан, работающих по договорам подряда, не должно быть приказов, заявлений и записей в трудовую книжку. На каждое выплаченное им вознаграждение следует составлять акт выполненных работ (услуг) и заполнять отчет о проделанной работе.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка