Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Поймайте инспектора на ошибке при выездной проверке

12 марта 2007 1730 просмотров

И Михеева

Отменить налоговые санкции из-за формальных нарушений инспекторов стало сложнее — судьи теперь стремятся рассматривать «по сути». Но это не значит, что можно спускать налоговикам халатность. Многие из их ошибок по-прежнему позволяют выигрывать налоговые споры.

Собирать сведения о процедурных нарушениях налоговиков имеет смысл всегда: и если их претензии явно необоснованны, и если их санкции справедливы. В первом случае сведения об ошибках проверяющих будут являться дополнительными свидетельствами в вашу пользу. А во втором — помогут уйти даже от законного наказания. Однако имейте в виду: указывать налоговикам на ошибки лучше уже в суде. Иначе у инспекторов будет возможность исправиться, и придраться будет не к чему.

В этой статье мы перечислим самые распространенные оплошности налоговиков. А также оценим вероятность того, что, сославшись на них, организация сможет оспорить действия проверяющих в суде.

Недочеты в решениях о назначении проверки

С чего начинается любая выездная налоговая проверка? С того, что руководителю предприятия под расписку вручают решение о ее назначении (ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Общие правила оформления этого документа таковы. Во-первых, решение составляют на специальном бланке. Он утвержден приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. Во-вторых, документ подписывается руководителем налоговой инспекции или его заместителем, а также заверяется печатью. Ну и в-третьих, в нем должны быть указаны:
— полное и сокращенное наименования проверяемой организации и ее филиалов;
— основание проведения ревизии;
— предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых будет проверяться);
— периоды, за которые проводится проверка;
— должности, фамилии и инициалы сотрудников налоговой инспекции, уполномоченных проводить проверку.

А что если налоговики нарушат эти правила? В таких случаях можно требовать, чтобы судьи отменили результаты всей проверки. Об этом свидетельствует постановление ФАС Московского округа от 30 сентября 2005 г. № КА-А40/9441-05. В этом споре компания требовала признать недействительным решение о назначении проверки по трем причинам:

— оно было назначено не по тому основанию;
— в нем не были перечислены проверяемые налоги;
— инспекторы не вручили его руководителю организации под роспись. Судьи признали, что такой документ является незаконным и не может повлечь юридически значимых последствий.

Незаконные постановления о проведении выемки

В некоторых случаях налоговики вправе изъять необходимые им документы самостоятельно. То есть произвести выемку. Правила, по которым должна проходить эта процедура, описаны в статье 94 Налогового кодекса РФ. Если инспекторы их нарушают, можно требовать, чтобы выемка была признана незаконной.

Обнаружив такие нарушения налоговиков, компания получает право добиваться отмены результатов всей проверки. Ведь использование в суде незаконно полученных доказательств не допускается (п. 3 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ). И несмотря на общую тенденцию к отказу от формального подхода, это правило большинство судей продолжают неукоснительно соблюдать. Проиллюстрируем наиболее распространенные ошибки инспекторов примерами из арбитражной практики.

В постановлении о выемке не указаны причины принудительного изъятия. Выемку документов может назначить только руководитель налоговой инспекции (или его зам) и только специальным постановлением. В этом документе обязательно должны быть названы причины выемки, а также приведен список изымаемых документов. Обратите внимание: единственным законным поводом для выемки является отказ предоставить документы добровольно. Однако инспекторы это правило часто игнорируют. Что позволяет фирмам оспаривать их действия. Так, в одном из случаев налоговики объяснили выемку исключительно «необходимостью всестороннего и объективного рассмотрения материалов выездной налоговой проверки». Судьи посчитали такую выемку незаконной (постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 марта 2006 г. № А56-24110/04).

Вместо копий документов изъяты подлинники. При изъятии налоговики имеют право забрать не копии, а оригиналы документов. Но только в одной ситуации: если они опасаются, что документы будут уничтожены, исправлены или подменены. Кроме того, забрав подлинники, инспекторы в течение пяти дней должны сделать для организации заверенные копии. Но зачастую, забирая оригиналы, налоговики не имеют никаких доказательств того, что фирма собирается скрыть их от проверки. А иногда проводят выемку подлинников несмотря на то, что компания уже предоставила их копии в соответствии с требованием (постановление ФАС Московского округа от 12 июля 2006 г. № КА-А40/6276-06). Судьи признали выемку незаконной. А в одном из случаев инспекторы по итогам проверки вообще не вернули часть изъятых бумаг. Что позволило судьям аннулировать результаты проверки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 марта 2006 г. № А29-7155/2004а).

Неправильное оформление результатов проверки

Порядок оформления результатов проверки приведен в статьях 100 и 101 Налогового кодекса РФ. Заключается он в следующем. По итогам проверки налоговики должны составить справку о ее проведении. А через два месяца они обязаны вручить представителям фирмы акт проверки. И приложить к нему все документы, связанные с ее проведением. Акт — это документ, который позволяет фирме узнать предварительные результаты проверки и в течение 15 дней направить руководителю налоговой инспекции свои возражения.

Материалы проверки налоговики передают руководителю инспекции или его заместителю. А он в течение 10 рабочих дней (этот срок может быть продлен, но не более чем на месяц) принимает одно из решений:
— привлечь компанию к налоговой ответственности;
— отказать в этом;
— назначить дополнительные мероприятия налогового контроля (в срок, не превышающий одного месяца).

А теперь внимание. Если налоговики нарушили эту процедуру, это еще не значит, что компании удастся отменить результаты проверки. Сделать это есть шанс только в том случае, если налогоплательщик докажет, что ошибки инспекторов привели к неверным выводам (например, незаконным санкциям) по итогам проверки. Это правило применяется с 1 января 2007 года (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки

Форма акта утверждена в приказе ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. Сами по себе недочеты в информации, которую налоговики приводят в акте, успех в споре с налоговиками не гарантируют. Ведь у компании есть возможность сделать замечания по акту, представив свои возражения. И если в решении по итогам проверки инспекторы исправят свои ошибки, то это будет считаться законным.

Поэтому возможность оспорить результаты проверки, придравшись к формальным нарушениям в акте, существует в исключительных случаях. Например, когда у компании есть основания заявить, что налоговики лишили ее возможности представить объяснения по итогам проверки. Такой промах инспекторов однозначно является существенным нарушением прав налогоплательщика. Сомнений в том, что оно может повлиять на правильность принятого по итогам проверки решения, у судей не возникает. Приведем примеры из судебной практики.

Не вручен акт налоговой проверки. Этот документ инспекторы должны вручить представителю компании лично под роспись. Если же они решат, что налогоплательщик уклоняется от получения акта, они могут послать его по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки письма (п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ). Но бывает, что инспекторы забывают вручить акт или ошибаются в адресе, отправляя его по почте. Судьи признают такие факты грубым нарушением прав проверяемых. И выявив их, отменяют решения инспекторов о начислении налогов, пеней и штрафов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 23 октября 2006 г. № А26-863/2006-211, ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2005 г. № Ф04-1809/2005(10072-А75-29)).

Материалы проверки рассмотрены раньше срока. Иногда инспекторы спешат и приступают к рассмотрению результатов проверки раньше, чем положено. То есть до того, как истечет 15-дневный срок, отведенный на представление налогоплательщиком письменных возражений по акту. Судьи считают это серьезным нарушением. Оно позволяет аннулировать решение инспекции о налоговых санкциях (постановление ФАС Поволжского округа от 29 сентября 2006 г. № А06-806У/4-13/06).

Решение по итогам проверки

Форма решения о привлечении к ответственности по итогам проверки приведена в Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 (в редакции приказа ФНС России от 6 июня 2006 г. № САЭ-3-06/334@). Копию этого документа инспекторы должны вручить руководителю фирмы под расписку. Оспорить результаты проверки компаниям помогают такие нарушения в процедуре оформления решения.

Налогоплательщик не приглашен на рассмотрение материалов проверки. К своей обязанности извещать представителей компании о времени и месте этого мероприятия налоговики не всегда относятся пунктуально. Это существенное нарушение. Ведь при таких обстоятельствах есть причины сомневаться в законности начисленных налоговиками санкций. А значит, можно требовать их отмены.

В решении отсутствует существенная информация. Пример случая, когда из-за этого нарушения судьи отменили решение о штрафе за неуплату налогов, можно найти в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 8 июня 2005 г. № Ф04-3652/2005(11864-А03-40). Свои выводы судьи объяснили тем, что инспекторы не привели в решении:
— все обстоятельства совершенных правонарушений;
— мероприятия налогового контроля, в результате которых они были установлены;
— аргументированную оценку представленным опровержениям.

Положительные судебные решения с похожими выводами можно найти в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 11 января 2006 г. № Ф04-9319/2005(18294-А81-19), от 17 октября 2006 г. № Ф04-6996/2006(27685-А03-23).

А теперь о ситуации, когда ошибки в решении налоговиков не привели к отмене санкций. Она продемонстрирована в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19 июля 2006 г. № А43-41344/2005-31-1341. Судьи не приняли во внимание недочеты, которые не повлияли на верность решения инспекторов. И обратили внимание на то, что вся необходимая для правильных выводов информация налоговиками приведена.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка