Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Сделки до 60 000 рублей. Их частота не ограничена

13 марта 2007 961 просмотр

Дмитрий Романов

Несмотря на то что закон о госзаказах действует уже более года, его применение требует дополнительных разъяснений. И по-прежнему самым популярным остается вопрос по поводу сделок до 60 000 руб. Частота таких сделок законом не ограничена. Нет и каких-либо других ограничений по их применению. Однако некоторые чиновники на местах пытаются ввести такие ограничения, неправомерно допуская расширительное толкование норм законодательства. Проанализируем одну из таких ситуаций.

Какого лимита придерживаться?

Рассмотрим конкретный пример: между больницей и подрядчиком заключено два договора:
– договор № 139 от 3 ноября 2006 г. на сумму 55 031 руб. на капитальный ремонт кровли в поликлинике;
– договор № 140 от 3 ноября 2006 г. на сумму 45 712 руб. на текущий ремонт кровли в стационаре.

Вышестоящая организация эти договоры для оплаты не утвердила. Сославшись на письма Министерства экономического развития и торговли данного региона, в которых установлено, что государственный заказчик не вправе осуществлять закупку одноименных товаров, работ, услуг на сумму более чем на 60 000 руб., подлежащую уплате в течение квартала.

То есть сделки до 60 000 руб. приравнены по условиям применения к сделкам на сумму от 60 000 до 250 000 руб. И сделано это потому, что условия применения сделок до 60 000 руб. законодательством не урегулированы. А значит, по мнению чиновников, к ним применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ.

Правомерны ли такие ограничительные меры по сделкам на сумму менее 60 000 руб.?

Права бюджетных организаций при размещении заказов

Прежде всего, необходимо рассмотреть правовое положение бюджетных учреждений в контексте Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ). Дело в том, что не всякое бюджетное учреждение является государственным (муниципальным) заказчиком.

Порядок заключения государственных и муниципальных контрактов установлен Гражданским кодексом РФ (ст. 525–530) и указанным Законом № 94-ФЗ. При этом в соответствии со статьями 4 и 9 Закона № 94-ФЗ для заключения государственного (муниципального) контракта бюджетному учреждению необходимо получить от органа государственной власти или органа местного самоуправления полномочия государственного либо муниципального заказчика. Если бюджетное учреждение имеет такие полномочия, на него распространяется требование пункта 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ об обязательном заключении государственных (муниципальных) контрактов на сумму свыше 60 000 руб.*

Если же полномочий государственного (муниципального) заказчика у бюджетного учреждения нет, то предельный размер его самостоятельных закупок регулируется не Законом № 94-ФЗ, а Бюджетным кодексом РФ. И составляет он 200 000 руб. по одной сделке (ст. 71 Бюджетного кодекса РФ). Таким образом, лимит самостоятельных закупок бюджетной организации может регулироваться двумя законодательными актами – Бюджетным кодексом РФ и Законом № 94-ФЗ. Различия приведем в таблице.

Из таблицы видно, что статус госзаказчика позволяет бюджетной организации заключать договоры на сумму до 60 000 руб. в обычном порядке, то есть без запроса котировок, проведения аукционов и прочих формальностей. А также предоставляет право в рамках госзаказа заключать договоры на большую сумму, но уже с применением порядка, установленного Законом № 94-ФЗ.

Отсутствие же статуса госзаказчика дает бюджетной организации в пределах суммы, равной 200 000 руб., полную свободу действий (порядок, установленный Законом № 94-ФЗ, не применяется), но лишает права заключать договоры на сумму, превышающую указанный предел.

Данные выводы подтверждаются и постановлением Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 24*. В нем сказано, что от договоров (контрактов), заключаемых бюджетным учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Закону № 94-ФЗ.

Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, если больница наделена полномочиями государственного или муниципального заказчика, то заключенные договоры (на суммы 45 712 руб. и 55 031 руб.) не превышают предел в 60 000 руб., а значит, не противоречат нормам Закона № 94-ФЗ.

Если больница не является госзаказчиком, то заключать договоры для собственных нужд она может в обычном порядке в пределах 200 000 руб. по каждому договору согласно нормам Бюджетного кодекса РФ.

Оценка правомерности писем

Право заказчика осуществлять закупку необходимых товаров, работ, услуг без заключения госконтракта на сумму, не превышающую 60 000 руб. по одной сделке, предусмотрено пунктом 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ. При этом необходимо отметить следующее.

Во-первых, в Законе № 94-ФЗ отсутствует уточнение о том, в течение какого периода действует ограничение по сумме сделки в 60 000 руб. Исходя из этого, логично предположить, что лимит установлен по каждой конкретной сделке госзаказчика без временных ограничений.

Во-вторых, в пункте 2 статьи 1 Закона 94-ФЗ нет упоминания о том, что приобретаемые в рамках лимита товары (работы, услуги) не могут быть одноименными.

Поэтому вывод, содержащийся в региональных письмах, о том, что государственный заказчик не вправе осуществлять закупку одноименных товаров, работ, услуг на сумму более чем на 60 000 руб., подлежащую уплате в течение квартала, явно выходит за рамки, установленные Законом № 94-ФЗ, и не подлежит применению.

Применение сходных отношений

Ссылка в региональных письмах на норму, изложенную в пункте 1 статьи 6 Гражданского кодекса РФ, на наш взгляд, неправомерна. Объясним почему. Согласно указанной норме в случаях, когда гражданско-правовые отношения прямо не урегулированы законодательством, к таким отношениям применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Однако к сделкам госзаказчиков на сумму менее 60 000 руб. нормы Закона № 94-ФЗ не применяются. Об этом прямо сказано в Законе. Как же можно применять к ним эти самые нормы? Ведь это является прямым нарушением данного Закона. Следовательно, распространять на такие сделки нормы Закона № 94-ФЗ, установленные в статье 42 (по сумме заказов, частоте их совершения и ассортименту) для других сделок, нельзя.

Кроме того, в соответствии со статьей 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение ограничений при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг), установленных статьей 42 Закона № 94-ФЗ, предусмотрена административная ответственность должностных лиц. Административная ответственность по аналогии применяться не может. Это подтверждается и выводами, сделанными Минэкономразвития России в письме от 23 июня 2006 г. № Д07-1220: должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую 60 000 руб.

Одноименные товары

Рассмотрим еще один важный момент.

Вышестоящая организация отказала больнице в утверждении договоров, посчитав работы одноименными и решив, что общая сумма по таким договорам не должна превышать 60 000 руб. в одном квартале.

Однако, как следует из договоров, они имеют различные предметы: текущий ремонт кровли в стационаре и капитальный ремонт кровли в поликлинике. Здесь будет уместным привести определение одноименных товаров (работ, услуг), данное в письме Минэкономразвития России № Д07-1220*. В нем сказано, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.

Таким образом, текущий и капитальный ремонты кровли вряд ли можно отнести к категории «одноименных».

Разделение договоров

В качестве примера приведем случай из судебной практики, а именно постановление ФАС Уральского округа от 11 марта 2003 г. № Ф09-528/03-АК. Оно касается обычных юридических лиц, но выводы суда будут интересны и для бюджетных учреждений.

Организация приобрела товар (бензин), заключив четыре самостоятельных договора в один день с одним и тем же исполнителем. Оплата по договорам была произведена наличными. В совокупности общая сумма по договорам превышала лимит наличных расчетов, установленный Центробанком. Налоговая инспекция привлекла организацию-заказчика к ответственности, посчитав ее действия нарушением порядка расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами.

Суд признал неправомерность такого решения. Арбитры указали, что организация заключила самостоятельные договоры, несмотря на совпадение условий по срокам, наименованию товара и общей сумме, превышающей норму. Данное мнение подтверждается также и письмом ЦБ РФ от 2 июля 2002 г. № 85-Т, МНС России от 1 июля 2002 г. № 24-2-02/252.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что отказ вышестоящей организации в утверждении двух самостоятельных и независимых друг от друга договоров с юридической точки зрения ошибочен.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка