Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Юридические расходы: когда безопасно списывать

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Знакомимся с новым способом сдачи электронной отчетности – напрямую в ИФНС

3 апреля 2007 16270 просмотров

, обозреватель журнала «Главбух»

, эксперт журнала «Главбух»

Письмо ФНС России от 23 января 2007 г. № ЧД-6-25/30@ c Временным Регламентом обмена электронными документами с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи в унифицированной системе приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом ФНС России от 12 декабря 2006 г. № САЭ-3-13/848@.

Научный центр налоговой службы разработал новую систему сдачи отчетности в электронном виде. Предполагается, что с апреля компании смогут отсылать отчеты в инспекции напрямую, минуя операторов. Расскажем, как будет работать новая система, а также что делать тем, кто раньше отчитывался через операторов.

Если вы уже сдаете отчетность через оператора

Прежде успокоим бухгалтеров тех организаций, которые еще до внесения изменений в кодекс, отчитывались через специализированных операторов. Подключаться к новой системе вовсе не обязательно. Работу пока можно продолжить в прежнем режиме. Единственное новое условие адресовано самим операторам. Они должны доработать программное обеспечение, чтобы оно соответствовало требованиям, и получить сертификат ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Об этом сказано в письме ФНС России от 23 января 2007 г. № ЧД-6-25/30@.

В то же время, если работа через операторов компанию не очень устраивает, она может перейти на новый способ сдачи отчетности – пересылать декларации непосредственно в ИНФС.

Операторы связи естественно уверены, что через них работать удобнее. Они упирают на то, что через них можно отчитываться не только в налоговую, но и в другие ведомства.

Мы же подробно расскажем о том, что представляет из себя новый способ сдачи отчетности. Это поможет читателям сделать свой выбор.

Суть нового способа сдачи отчетности

Конечно, многие операторы уже зарекомендовали себя как надежные посредники. Вместе с тем, новый способ сдачи отчетности предполагает работу с налоговой напрямую. А значит, доступ третьих лиц к содержащейся в декларации информации исключается.

С целью реализации своей программы, ФНС России создало Сеть Доверенных удостоверяющих центров (УЦ). Именно они выдают фирмам электронную цифровую подпись и сертификат ключа подписи. Сейчас налоговой службой аккредитовано пять УЦ. Находятся они в Санкт-Петербурге, Кемерово, Смоленске, Твери, Казани. Но планируется, что таких центров будет намного больше. Список центров ФНС России публикует на сайте www.gnivc.ru.

Система, обеспечивающая работу с ИФНС напрямую, еще не введена в эксплуатацию окончательно. Экспериментальный этап проходил в четырех регионах России – Москве, республике Татарстан, Тверской и Кемеровской областях. И как нам удалось выяснить у самих операторов и в ФНС России, в нормальном режиме программу собираются запустить с апреля.

Вся работа в новой системе строится на основе положений Временного регламента, который ФНС России утвердила приказом от 12 декабря 2006 г. № САЭ-3-13/848@ (далее – Регламент). Рассмотрим подробно порядок сдачи электронной отчетности непосредственно в инспекцию.

Как подключиться в новой Системе

Чтобы иметь возможность отчитываться непосредственно в свою ИФНС, туда надо принести следующие документы.

1. Заявление, бланк которого приведен в приложении 1 к Регламенту. Обратим внимание: бланк Заявления должно подписать уполномоченное должностное лицо. Им может быть руководитель фирмы, его заместитель, финансовый директор либо главбух. Уполномоченным представителем может выступать и третья организация. Об этом сказано в статье 29 Налогового кодекса РФ.

2. Заявку по форме, указанной в приложении 2 к Регламенту. В ней приводятся данные сотрудников фирмы, которым надо сделать электронную цифровую подпись (ЭЦП). Этот бланк инспекция должна подтвердить своей печатью.

Обратим внимание: если фирма сдает отчетность в несколько ИФНС, заявку необходимо заверить в каждой из них.

С заверенной Заявкой надо обратиться в Доверенный удостоверяющий центр. А если ЭЦП получает не сам владелец подписи, необходимо взять с собой еще и доверенность (бланк приведен в приложении 3 к Регламенту) от каждого сотрудника, которому надо изготовить сертификат ключа подписи. Также представителю фирмы надо захватить с собой паспорт.

Как мы отмечали, на данный момент ФНС аккредитовала удостоверяющие центры всего в четырех городах. Но планируется, что их будет гораздо больше. Поэтому если вы решите воспользоваться возможностью сдавать отчетность непосредственно в инспекцию, то лучше проконсультируйтесь в своей налоговой – в какой центр вам следует обратиться и какое программное обеспечение приобретать.

Удостоверяющий центр на основе Заявки должен изготовить и передать представителю организации ключи электронной подписи и сертификаты ключей подписи.

Выдают ключи ЭЦП на дискетах или более современных USB-носителях, например, е-токин. Внешне он похож на флэшку, но его единственная функция – хранение ЭЦП. Преимущество такого носителя в том, что он лучше защищен от механических повреждений, чем дискеты. Также у него есть пин-код, который защищает информацию.

Срок действия ключей – один год. Отсчитывается он с того момента, как фирма получила ключи. Это следует учесть, когда фирма будет принимать решение о списании на расходы трат на подключение.

Чтобы пересылать отчетность напрямую в налоговую, фирме следует установить программное обеспечение, сертифицированное ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Необходимую программу могут предоставить удостоверяющие центры. Либо ее можно приобрести у другой фирмы.

Порядок сдачи декларации в новой системе

Итак, ключи электронной цифровой подписи вы получили, программное обеспечение установили, пришло время работать в новой системе.

Обмен электронными документами

) Сформировав отчетность в электронном виде, вам нужно ее заверить ЭЦП. Делается это с помощью дискеты или USB-носителя. Подписанную декларацию отправляете в свою ИФНС.

Далее в течение шести часов инспекция должна прислать вам три документа. Все они приходят в зашифрованном виде и расшифровываются ключом подписи налогоплательщика.

Первый документ – подтверждение отправки. В нем должна быть указана дата, когда фирма отправила декларацию. То есть этот документ подтверждает, что декларация поступила на сервер налоговой.

Второй документ – квитанция о приемке декларации – свидетельствует о том, что такой-то инспектор принял отчет и заверил его своей ЭЦП.

И третий документ – протокол входного контроля декларации. В нем инспекторы сообщают – соответствует ли присланный отчет требованиям утвержденного формата и правилам его заполнения.

Если в течение шести часов вы не получили какой-либо из этих электронных документов, об этом нужно сообщить в налоговую, а затем снова отправить отчет.

Возможно, что в протоколе входного контроля будет сказано: отчетность содержит ошибки. В этом случае их надо исправить в течение пяти дней (без учета выходных и праздничных) и отправить декларацию снова.

Подтверждение отправки и протокол входного контроля руководитель (или другое уполномоченное лицо) должен заверить своей ЭЦП и в течение суток выслать обратно. Выходные и праздничные дни при этом в расчет также не берутся. Квитанцию о приемке декларации отправлять налоговикам не нужно, ее сразу же надо занести в хранилище электронных документов.

Что считать датой сдачи декларации

О том, в какой момент отчетность считается сданной, в Регламенте упоминается не единожды. И каждый раз по-разному!

Так, в общих положениях Регламента говорится, что отчетность считается сданной с момента, когда фирма получила из налоговой протокол и квитанцию о приемке. Согласно другому разделу (взаимодействие участников) этот момент наступает после того, как фирма выслала в инспекцию подтверждение отправки.

А в разделе про конфликтные ситуации написано, что в случае разной трактовки даты представления декларации решение принимается на основе архивных файлов. Так когда же декларация считается представленной? С этим вопросом мы обратились к разработчикам Регламента. Нас заверили, что датой сдачи отчетности будет считаться тот день, который зафиксирован в подтверждении отправки. Что, вполне логичная точка зрения. Ведь если фирма работает через оператора, датой представления декларации является дата отправки, зафиксированная в подтверждении оператора.

До которого часа надо отправить декларацию

Чтобы декларация считалась принятой в срок, ее можно направить инспектору до 24 часов установленного дня. При этом время 6-часовой обработки документа в расчет брать не надо. Ведь определяющей является дата отправки (!), указанная в подтверждении, а не время поступления самого документа.

Однако откладывать пересылку сформированного отчета до полуночи все же не стоит. Ведь линия может быть перегружена. В последний день пытаются отчитаться многие фирмы, и в итоге сервер налоговой принимает информацию от множества организаций одновременно. Конечно же, скорость обработки документов при этом снижается. И может оказаться, что подтверждение будет сформировано в первые минуты уже следующего дня. А за это придется расплачиваться санкциями.

КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ

Марат ГАЙФУЛЛИН, коммерческий директор компании ЗАО «ТаксНет», доверенного удостоверяющего центра ФНС России

- Своим клиентам, даже тем, кто отчитывается через нас по прежней технологии, мы рекомендуем сдавать декларации примерно до 20-22 часов. Тогда остается небольшой резерв времени – на тот случай, если вдруг на этот период придется значительный объем деклараций. Например, в отчетный период в день только через наш почтовый сервер проходит до 10 000 – 12 000 документов. А сервер налоговой, который будет обеспечивать прием отчетов, один единственный! При этом будут поступать на него документы со множества серверов операторов. В нашей республике это отчетность порядка 16 000 – 17 000 компаний! Конечно же, нагрузка неимоверно возрастает, пропускная способность канала замедляется. Фирмам обязательно нужно это учесть.

Ответственность налоговиков

В заключении хотелось бы отметить, что Регламент не обошел стороной такой важный аспект, как ответственность налоговиков. Инспектор может быть наказан, если он несвоевременно обработал информацию, не направил подтверждение или квитанции. В Регламенте также сказано, что ФНС России или его региональное отделение ответственны за то, чтобы своевременно информировать на сайте об изменениях в представлении электронной отчетности.

Только вот как именно будут наказаны инспекторы, Регламент умалчивает. В ФНС России нам сказали, что Регламент не подменяет собой нормативные акты, а значит, устанавливать определенное наказание не может. В Налоговом же кодексе конкретных штрафов не прописано.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка