Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Чем новая система поощрения налоговиков понравится бухгалтерам

11 мая 2007 6432 просмотра

Статьи по теме

ФНС и Минфин разработали принципиально новую систему поощрения сотрудников налоговых органов. Соответствующий документ уже передан на рассмотрение в Правительство РФ. Впервые среди показателей эффективности работы инспекции — положительные отзывы налогоплательщиков.

Как будет работать новая система оценки работы налоговых инспекций

В Минфине России нам рассказали, что всего планируется утвердить два вида критериев: показатели эффективности работы налогового органа в целом и показатели эффективности отдельного инспектора. На сегодняшний день руководство ФНС России подготовило только первый вид критериев — по налоговым органам. Ознакомив с ними Минфин России, налоговики вынесли свой перечень на рассмотрение Правительства РФ.

Под новую систему оценки инспекций уже выделено финансирование: в бюджете 2007 года на оплату труда налоговых инспекторов заложено в полтора раза больше, чем раньше. Часть денег пойдет на премирование инспекций и конкретных сотрудников, показавших хорошие результаты.

Все восемь критериев, которые будут использоваться для оценки инспекций, перечислены в таблице. Для каждого критерия определен его «вес» в процентах (от 6 до 18%). Чем процент больше, тем сильнее будет зависеть от соответствующего показателя материальное благополучие инспекции, ее дополнительное финансирование. Минфин предлагает также формулы расчета показателей — полученные в результате цифры будут, очевидно, сравниваться с плановыми.

Что нового потребуют от инспекторов

Все критерии можно разбить на три группы. Рассмотрим их по порядку.

Собираемость налогов

Главным показателем эффективности работы налогового органа по-прежнему остается собираемость налогов. На этот счет в документе содержится два показателя. Первый — это отношение поступлений за отчетный период к приросту недоимки. Второй — снижение задолженности по налогам и сборам.

Эксперты считают, что, если эти критерии будут введены, инспекторы будут активнее практиковать неформальные предварительные соглашения о размере доначисления. Ведь к чему выставлять требования, которые заведомо не приведут к росту поступлений, а только увеличат недоимку, тем самым ухудшив показатели.

Победы в суде

На судебные споры приходится сразу три критерия. Два из них — с одинаково большой степенью важности. Это общая сумма выигранных налоговиками исков по отношению ко всем оспариваемым суммам. А также доля решений, признанных судом недействительными, в общем количестве решений, вынесенных инспекцией (видимо, рассчитывать на поощрение инспекция сможет, если этот показатель не превысит какой-то установленной сверху величины).

Юристы и налоговые консультанты отмечают правильность такого подхода: если считать победы в судебных спорах только по количеству выигранных исков, то есть шанс премировать инспекцию, которая одерживает множество незначительных побед и делает показатели на мелких налогоплательщиках, не связываясь с крупными компаниями. А если считать только по выигранным суммам, то, наоборот, инспекторам легко будет получить хороший результат, выиграв несколько крупных дел. Поэтому более-менее объективную картину эти показатели дают только в совокупности.

Главный плюс с точки зрения налогоплательщика в том, что налоговики будут реже доводить до суда заведомо проигрышные дела и выставлять нелепые требования, как это порой происходит сейчас.

Третий же показатель направлен на развитие механизма досудебного урегулирования споров, призван заинтересовать налоговиков «полюбовно» уладить все конфликты. Жалобы, рассмотренные в досудебном порядке, будут сравнивать с числом судебных исков против инспекции. Если система досудебного урегулирования споров будет нормально работать, компаниям не придется так часто искать защиты в суде.

Качество обслуживания налогоплательщиков

К этой группе относятся оставшиеся три критерия. Два из них связаны с возможностью получать информацию и услуги налоговой инспекции через Интернет. Но особый интерес вызывает третий — количество налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу налогового органа.

Хотя критерий и имеет маленький вес по сравнению с остальными, все равно это прорыв: еще несколько лет назад никому из руководителей ФНС России не пришло бы в голову спрашивать мнение налогоплательщика. До сих пор максимум, что мог сделать обиженный посетитель налоговой инспекции, это пожаловаться руководителю на хамство или некомпетентность сотрудника. Теперь же руководство ФНС России предлагает централизованно ежегодно или чаще проводить независимый опрос среди налогоплательщиков и на его основе выставлять каждой инспекции какую-то оценку.

Как будут проходить опросы налогоплательщиков

Узнав о независимом опросе, мы первым делом обратились к чиновникам с вопросом: кто будет проводить независимые исследования? Нам объяснили, что, как только критерии будут окончательно утверждены, ФНС России и Минфин России объявят тендер среди организаций, занимающихся социологическими опросами.

Конечно, идея хорошая — при условии, что проводить опросы будет действительно независимая организация, гарантирующая анонимность налогоплательщикам. В таком случае «Главбух», конечно, примет активное участие. Ведь у нас уже есть опыт — мы составили Первый Всероссийский рейтинг налоговых инспекций по результатам опроса бухгалтеров.

На момент подготовки рейтинга мы еще не знали ни о каком тендере, а просто передали полученные результаты чиновникам. Еще в январе, выступая на Всероссийской конференции бухгалтеров, чиновники пообещали использовать наш рейтинг в работе.

Сергей Разгулин,
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

— Одним из критериев оценки эффективности работы налогового органа станет качество обслуживания налогоплательщика. Поэтому результаты, полученные в процессе опроса на региональных конференциях, будут тщательно изучаться.

Виталий Чернов,
руководитель УФНС России по Тульской области:

— Я полагаю, что рейтинг журнала «Главбух» — хороший способ оценить работу налогового органа с точки зрения налогоплательщика. Объясню почему. Рейтинг составлялся на основе опроса бухгалтеров. А бухгалтеры — это самые независимые и объективные судьи. В отличие от собственников бизнеса, у которых мы отбираем деньги и которые в принципе любить нас не могут. А бухгалтер платит не свои деньги, поэтому он обращает внимание не только на сумму к уплате, но и на то, как проходит эта уплата. Как у него принимают декларации, как ему что-то объясняют и, вообще, видят ли в нем человека.

В заключение можно отметить: с точки зрения опрошенных «Главбухом» инспекторов, бухгалтеров и независимых экспертов, инициатива чиновников имеет по крайней мере два больших плюса. Во-первых, впервые руководство ФНС России четко и безо всяких грифов «для служебного пользования» заявляет, по каким параметрам они будут премировать лучшие инспекции. Во-вторых, впервые негативная оценка, данная инспектору со стороны компаний, отразится на его материальном благополучии.

Впрочем, не стоит ждать, что как только новые показатели будут утверждены каким-нибудь официальным документом, отношения налогоплательщиков и инспекторов мгновенно улучшатся. Ведь мало прописать на бумаге восемь критериев и даже посулить материальное вознаграждение — надо еще и изменить менталитет работников налоговой службы. А сделать это одним-единственным приказом крайне сложно.

Что изменится, когда утвердят новые критерии оценки работы налоговых органов?

Отвечает чиновник
Алексей Сапунов,
руководитель Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по г. Санкт-Петербургу (лучшая инспекция в рейтинге журнала «Главбух»):

— Одно из новых требований — это повышение качества работы с налогоплательщиками. Но мы и сейчас стараемся этого добиться. Инспекторы должны, во-первых, грамотно,а во-вторых, вежливо отвечать на вопросы налогоплательщиков. Законодательство у нас меняется постоянно, соответственно, всегда есть какие-то нюансы, которые налого-плательщику должен объяснить непо-средственно налоговик.

Как этого добиться? Да очень просто. Сотрудники должны понимать, что работа есть работа, и плохое настроение, а также личные проблемы оставлять за порогом инспекции. В целом мне кажется, отношение бухгалтеров к инспекторам — это хороший критерий для оценки, правда, сложный. Посчитать его в цифрах не так легко, как ту же собираемость налогов. Зато если налогоплательщики довольны, значит, и другие показатели по инспекции скорее всего будут неплохими.

Отвечает коллега
Ольга Мозжечкова,
руководитель Центра бухгалтерской практики ООО «Омега-Т»:

— Я надеюсь, что с появлением новой системы оценки изменятся и условия приема налогоплательщиков в инспекции, и отношение ее сотрудников. Желая получить хорошую оценку, налоговики организуют своевременное информирование, ускорят, надеюсь, сроки приема и обработки документов.

Что касается опросов, то главное условие — это анонимность их участников. Кроме того, возможно, имеет смысл делить налогоплательщиков по масштабам компании. Очевидно, главбух крупного или среднего предприятия имеет дело с налоговой инспекцией по очень широкому кругу вопросов, а значит, может дать более точную оценку, чем бухгалтер небольшой организации, чье общение с налоговиками может сводиться только к подаче декларации.

Отвечает специалист
Сергей Беляков,
заместитель председателя налогового комитета Российского союза промышленников и предпринимателей:

— Начну с положительного. Тот факт, что критерии появились и их так открыто назвали, а не прописали в одном из внутренних документов — уже хорошо. Хорошо также, что большое значение приобретают победы в суде и хоть какое-то маленькое значение — мнение представителей компаний.

Теперь о плохом. Во главу угла опять поставили собираемость. Но ведь это неправильно! Сумма собранных налогов — не достижение инспектора, а следствие развития бизнеса, если хотите — это достижение менеджмента компании. При такой формулировке, как сейчас, данный критерий приведет лишь к тому, что расширится практика предварительной договоренности между налоговым органом и компанией о сумме доначислений. Также плохо, что оценка налогового органа представителями компании имеет самый маленький вес.

И не стоит ждать, конечно, что, прописав на бумаге 8 критериев, чиновники сумеют разом улучшить ситуацию.

Поэтому РСПП — за масштабную реформу ФНС!

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка