Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как бухгалтеру ужиться с любым начальником

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Учреждение меняет статус

9 июля 2007 12 просмотров

, главный редактор журнала «Учет в строительстве»

С 2007 года Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ установлена новая организационно-правовая форма некоммерческих организаций — автономные учреждения. Кто именно может получить такой статус? И в чем их отличие от бюджетных учреждений? Об этом и поговорим.

Бюджетное и автономное учреждение: отличия существенны

Прежде чем говорить об отличиях, отметим одну очень важную общую черту данных учреждений. И те и другие являются государственными или муниципальными учреждениями.

Для чего же введена новая организационно-правовая форма? Дело в том, что изменение статуса учреждения ведет к изменению порядка его финансирования. Таким образом, государство освобождается от обязанности финансового обеспечения бюджетных учреждений на основе сметы доходов и расходов и от ответственности по их обязательствам. На смену приходит финансирование автономных учреждений в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Целью же проводимых преобразований государственных и муниципальных учреждений является создание учреждений, способных эффективно работать в рыночной среде. Поэтому, с одной стороны, за счет бюджетных средств будет гарантироваться финансовое обеспечение выполнения обязательного задания, а с другой — автономное учреждение по своему усмотрению будет вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, на платной основе. При этом полученными доходами можно распоряжаться самостоятельно.

Подробнее об автономных учреждениях

Автономное учреждение — это некоммерческая организация. Оно создается Российской Федерацией или ее субъектом, а также муниципальным образованием для выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления властных полномочий в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Причем автономное учреждение может быть создано двумя способами. Во-первых, путем его учреждения и, во-вторых, изменением типа существующего государственного или муниципального учреждения. Единственное исключение — существующие учреждения здравоохранения. Согласно статье 20 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», изменение их типа не допускается.

Кроме того, изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений не допускается до утверждения Правительством РФ порядка определения видов особо ценного движимого имущества.

Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения. Причем такое решение не должно повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе на получение бесплатного образования и участие в культурной жизни.

О статусе и полномочиях

Автономное учреждение является юридическим лицом. Оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, а его собственником является соответственно Российская Федерация или ее субъект, муниципальное образование.

Земельный участок может быть предоставлен автономному учреждению только на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учредитель утверждает устав автономного учреждения, назначает руководителя учреждения или прекращает его полномочия, рассматривает и одобряет предложения по созданию и ликвидации филиалов, совершению сделок с недвижимым или особо ценным движимым имуществом и др.

Органами управления автономного учреждения являются наблюдательный совет и руководитель. Кроме того, федеральными законами и его уставом могут быть предусмотрены иные органы управления: общее собрание работников, ученый совет, художественный совет и др.

К компетенции наблюдательного совета относится рассмотрение предложений:
— по внесению изменений в устав автономного учреждения;
— по выбору кредитных организаций, в которых будут открыты банковские счета;
— по проекту плана финансово-хозяйственной деятельности;
— по созданию филиалов и др.

По вопросам, находящимся в компетенции учредителя, наблюдательный совет дает рекомендации, с учетом которых принимается решение.

По плану финансово-хозяйственной деятельности и предложениям по выбору кредитных организаций наблюдательный совет выдает заключение руководителю для принятия дальнейшего решения.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом. Исключение — недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет его средств.

Если стоимость отчуждаемого или передаваемого автономным учреждением имущества (цена сделки) превышает 10 процентов балансовой стоимости его активов, то такая сделка признается крупной и ее должен одобрить наблюдательный совет.

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответст-венности по обязательствам автономного учреждения и не имеет права на получение доходов от деятельности этого учреждения.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Автономное учреждение обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую отчетность и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством России.

Несмотря на то что автономные учреждения не признаются бюджетными учреждениями, для них сохранены некоторые особенности налогообложения данных учреждений. В частности, Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ внесены изменения в главы 21 и 25 Налогового кодекса РФ. Согласно поправкам с 2007 года не облагается НДС безвозмездная передача основных средств любым государственным и муниципальным учреждениям, то есть как бюджетным, так и автономным.

При определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного государственными и муниципальными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней (подп. 8 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Кроме того, не нужно учитывать доходы, которые относятся к средст-вам целевого финансирования в виде имущества, полученного автономными учреждениями и использованного ими по назначению, в форме субсидий и субвенций (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка