Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

ФНС о собственных критериях выездных проверок

13 июля 2007 3209 просмотров

, обозреватель журнала «Главбух»

Советник Управления налогового контроля ФНС России Сергей Тараканов подробно рассказал «Главбуху», как инспекторы будут использовать новые критерии.

— Сергей Александрович, если компании присущ хотя бы один из перечисленных признаков, проверка будет назначена автоматически?

— Нет, это означает лишь то, что в отношении компании будет начат анализ с целью определения, могут ли они быть отобраны для проведения выездной налоговой проверки. Организации, которым подходят критерии, окажутся в зоне особого внимания инспекторов — именно из них будет формироваться ежегодный план проверок. Очевидно, что не все компании попадут в этот план. Это будет зависеть от количества признаков и от их «тяжести».

Инспекции и раньше работали по похожему принципу, но впервые налоговая служба открыто опубликовала критерии отбора компаний на выездную налоговую проверку.

— Критерии имеют разную «тяжесть»?

— Да, по объективной оценке. Самые серьезные — это первые два признака: налоговая нагрузка ниже средней по отрасли и отражение в отчетности убытков на протяжении двух и более календарных лет. А, допустим, непредставление пояснений в ответ на уведомление (9-й критерий) — менее значимый.

— Как быть компании, которая находит у себя признаки и готова их исправить еще до начала контрольных мероприятий? Возможно ли предоставить какие-то пояснения, например, почему у организации такая низкая налоговая нагрузка?

— Готовность исправить ситуацию — это уже большой шаг вперед. Да, пояснения можно предоставить. Проводя камеральную налоговую проверку, инспекция может обнаружить в отчетности ошибки, противоречия, другие подозрительные обстоятельства и вызвать представителя компании для разъяснений. Это право предусмотрено статьей 31 Налогового кодекса РФ.

— А если организация опасается, что пояснений будет недостаточно?

— Если компания этого опасается и не желает дожидаться проверки, как первый вариант она может представить подтверждающие документы, в том числе выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета. В конце концов, она может пересмотреть свои налоговые обязательства и подать уточненную декларацию в ответ на требование представить пояснения. Это прямо предусмотрено законом — пунктом 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Цитирую: «...внести соответствующие исправления». Налоговые органы готовы к такому развитию событий. Необходимые внутренние документы для этого готовятся.

Правда, с формальной точки зрения подача уточненной декларации — самостоятельное основание для истребования пояснений. Поэтому я рекомендовал бы, например, в случае с «однодневками» просто заявлять об обнаружении среди контрагентов такой компании — этого будет достаточно, и никто не будет в этом копаться, раз это сделано добровольно.

— Получается, если организация добровольно откажется от схемы, в ее отношении не будет проводиться проверка?

— Да, приведу пример. Организация использует достаточно распространенную схему — сброс прибыли на другую компанию, которая зарегистрирована в зарубежном офшоре или в регионе с налоговыми льготами либо является «однодневкой». Налогоплательщик может добровольно отказаться от использования этой схемы, подать уточненную декларацию, где указать размер настоящей прибыли, и доплатить налог. Тогда инспекторы могут не проводить в отношении него выездную налоговую проверку.

— Именно об этом идет речь в пункте 6 приказа ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@? Территориальным управлениям предлагается анализировать, какую сумму налоговых обязательств компании уточнили без проверки, на основе критериев?

— Да, но механизм реализации этого предложения пока не определен. Идея дей-ствительно в том, чтобы проанализировать, какую сумму налогоплательщик уточнил добровольно после появления критериев. Пока есть предложения делать такой анализ на основе статистики уточнения обязательств в ходе камеральной налоговой проверки.

— По поводу уведомления о вызове в инспекцию. Если компания без объективных причин игнорирует такой запрос, это само по себе является одним из критериев. А какие могут быть объективные причины?

— Объективные причины — это, как правило, события, не зависящие от воли налогоплательщика. Для индивидуального предпринимателя такая причина — болезнь. А для организации основная, но не единственная объективная причина — это факт, что она вообще не получала никакого запроса. Например, из-за проблем на почте. Но обычно подобные запросы отправляются письмом с уведомлением о вручении, поэтому на практике это маловероятно. Есть еще стихийные бедствия, другие чрезвычайные ситуации.

Болезнь или командировка руководителя компании или главбуха не являются объективными причинами. По крайней мере, в компании должен быть человек, который хотя бы сообщит, когда появится нужный специалист и ответит на запрос. А если налоговых инспекторов просто игнорируют, это, естественно, вызывает подозрения.

— В налоговой службе не опасаются, что налогоплательщик, в том числе практикующий различные схемы, будет просто подстраиваться под новые критерии? И спать спокойно, зная, что к нему не придут?

— Нет ничего плохого в том, что компании попытаются подстроиться под некоторые критерии — например, увеличат официальный размер зарплаты работников. Или перестанут делать «бумажные» убытки. Такое подстраивание будет только на пользу.

— Существует и такой показатель, как отражение в отчетности убытков на протяжении двух и более лет. Но ведь убытки могут иметь объективные причины, не только уклонение от уплаты налогов?

— Конечно, могут. Но причины формирования убытков будут анализироваться на предмет обоснованности налоговой выгоды. Повторю, что каждый критерий не автоматически ведет к проверке.

— Еще один показатель — смена юридического адреса компании во время выездной проверки. Для чего компании это нужно, если контрольное мероприятие уже идет?

— Переезд, особенно в другой регион, осложняет работу инспекторов, ведущих проверку. По закону завершить контрольное мероприятие должна та же инспекция, которая начала. Однако на практике бывает физически сложно, например, отправить сотрудников в командировку. Приходится подключать инспекторов по новому месту постановки на учет, а они меньше знакомы с организацией, с предпроверочным анализом компании, им сложнее выявить нарушения. Ради этого иногда организации и предпринимают подобные «миграции».

— Каким образом получены цифровые значения, будут ли они меняться? Например, данные о налоговой нагрузке и средних зарплатах по отраслям?

— Цифровые значения разработаны на основе налоговой и статистической отчетности, а также по нашим собственным данным, полученным в результате контрольных мероприятий. Ориентировочно цифровые показатели определяются на один год.

— В сегодняшней редакции документа нормальная доля вычета по НДС — 89 процентов. Но ведь нельзя установить всем компаниям одинаковую долю вычета.

— Этот показатель точно будет корректироваться — по отраслям и сферам деятельности. Существует ряд организаций, чья продукция облагается налогом по ставке 10 процентов, а закупают они сырье и материалы по ставке 18 процентов. Например, это газеты и журналы. Понятно, что доля вычета у них составляет не 89 процентов, а больше. Поэтому совершенно точно критерии еще будут разъясняться, а цифры — становиться более разнообразными. Тот документ, который сейчас опубликован, — это отправная точка. Надо было с чего-то начать, и мы начали с этих усредненных показателей. Возможно, что даже показатель 89 процентов не будет применяться. К тому моменту, когда инспекторы начнут следовать критериям, уже могут появиться расчеты по вычетам НДС в разрезе отраслей.

— А с какого момента инспекторы будут применять новые критерии?

— В настоящий момент ФНС России готовит документы — разъяснения и регламенты, как работать с критериями — для инспекторов на местах. Когда эта работа будет закончена, можно будет переходить к следующему этапу — воплощению концепции на практике.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка