Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Сложности при учете транспортных расходов

17 июля 2007 1813 просмотров

Андрей Веселов

Повседневная ситуация: покупатель приобрел товар у поставщика. При этом фирма, купившая товары, доверяет решение всех транспортных вопросов контрагенту. А тот в свою очередь привлекает для доставки товара специализированную транспортную компанию. Вроде бы все понятно. Однако при кажущейся простоте данная ситуация может быть чревата определенными налоговыми проблемами...

Транспортировку выделяем отдельной статьей

Итак, поставщик оплачивает доставку товара, а покупатель возмещает ему затраты. При этом поставщик выделяет в отгрузочных и расчетных документах транспортные расходы отдельной строкой. Фирма же, приобретающая товар, оплачивает доставку сверх его стоимости, указанной в договоре.

В данном случае поставщик обязан подтвердить покупателю первичными документами расходы на доставку товаров, а также факт их оплаты.

Учтите: накладной и счета-фактуры от поставщика со строкой «Услуги по перевозке» для отражения затрат на доставку в налоговом учете будет недостаточно (письмо Минфина России от 27 февраля 2007 г. № 03-03-06/ 1/135).

На руках у покупателя обязательно должны быть копии платежных документов и договоры с транспортной компанией, а также товарно-транспортная накладная. Кроме того, нужно быть готовым предъявить инспектору договор с поставщиком, в котором четко прописано, что он организует доставку товара, после чего получает от покупателя компенсацию затрат.

Кстати, чтобы у поставщика был стимул представлять «транспортные» документы в срок и в полном объеме, покупатель может предусмотреть в договоре оплату стоимости доставки только после получения всех необходимых бумаг.

Обратите внимание: сумма компенсации является доходом организации-поставщика. А оплата поставщиком доставки товара – это его расход, уменьшающий налогооблагаемую прибыль. Именно так считают специалисты Минфина России (письмо от 10 марта 2005 г. № 03-03-01-04/1/103).

Само собой, если величина компенсации превысит сумму расходов на доставку товара покупателю, у продавца автоматически возникнет база по налогу на прибыль.

Понятно, что у большинства торговых фирм в рассматриваемой ситуации доходы будут равны расходам. В результате чего налогооблагаемая прибыль у них не увеличится. Однако у некоторых организаций в данной ситуации все же могут возникнуть определенные проблемы.

Как фирме избежать ненужных «упрощенных» доходов

В первую очередь это касается фирм, работающих на упрощенной системе налогообложения и избравших в качестве объекта налогообложения доход. Ведь в составе своих доходов сумму компенсации они отразят, а вот расходы на транспортировку, естественно, признать не смогут.

Кроме того, не порадует такая ситуация и всех «упрощенщиков», вне зависимости от выбранного ими объекта налогообложения. Дело в том, что предельный размер доходов, при котором можно работать на данном спецрежиме, равен 20 000 000 руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор (п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ). Напомним, что коэффициент-дефлятор на 2007 год равен 1,241 (приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 г. № 360).

Поэтому дополнительные «транспортные» обороты могут сыграть с плательщиками «упрощенного» налога злую шутку. Ведь из-за них некоторые торговые фирмы могут выбиться из установленного по доходам лимита. Следовательно, начиная с того квартала, когда произошло превышение, им нужно будет платить традиционные налоги.

Однако не стоит отчаиваться. Избежать ненужных оборотов в данной ситуации вполне возможно. Для этого лучше прямо прописать в договоре поставки, что продавец в качестве посредника оказывает услуги по перевозке товара по поручению и за счет покупателя. В результате получится смешанный договор, заключить который стороны имеют полное право (ст. 421 Гражданского кодекса РФ). В этом случае суммы, уплаченные транспортной организации, «упрощенщику» не нужно будет отражать ни в доходах, ни в расходах. Так сказано в подпункте 9 пункта 1 статьи 251, статье 346.16 Налогового кодекса РФ.

Кстати, во избежание ненужных споров с налоговиками

в договоре лучше предусмотреть символическое посредническое вознаграждение. Ведь, согласно статье 1006 Гражданского кодекса РФ, агентский договор в обязательном порядке должен являться возмездным.

Как говорится, дальше – больше. В продолжение темы расскажем о способе, позволяющем фирмам, применяющим упрощенную систему налогообложения, еще сильнее отдалиться от зловещего лимита. Идея в том, чтобы продавец – «упрощенщик» не включал в состав доходов и выручку от продажи самих товаров. Для этого ему нужно заключить с партнером не договор

купли-продажи (поставки), а посреднический договор, в соответствии с которым он будет посредником, а покупатель станет заказчиком.

Получаем следующее. Продавец – «упрощенщик» (посредник) по поручению и за счет покупателя-заказчика приобретает товары. За эту услугу он получает вознаграждение. Его размер должен быть равен планируемой от сделки сумме прибыли. В результате доходом продавца (фирмы на упрощенной системе налогообложения) будет не вся сумма, полученная от покупателя, а лишь его посредническое вознаграждение (подп. 9 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ).

Прямые расходы бухгалтеру признать сложнее

К прямым расходам фирмы относится стоимость приобретенных товаров, реализованных в отчетном (налоговом) периоде. Кроме того, в данную категорию попадают «суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика – покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров» (ст. 320 Налогового кодекса РФ). Это как раз наш случай. Значит, в налоговом учете покупателя сумму оплаченных отдельно транспортных расходов необходимо распределить между реализованными и нереализованными товарами.

Кстати, на отдельно выделенную сумму транспортных расходов «упрощенщики» могут уменьшить единый налог сразу после их оплаты. Ведь они являются материальными расходами (письмо УМНС России по г. Москве от 25 апреля 2003 г. № 21-07/22963). Дожидаться реализации покупных товаров таким организациям не нужно.

Если доставка включена в цену

Теперь рассмотрим вариант, когда стоимость доставки включается в цену товара. В этом случае в «первичке» отдельной строкой стоимость транспортировки не выделяют.

В налоговом учете покупателя транспортные расходы, включенные в цену товара, не формируют отдельных прямых расходов по доставке товара, указанных в статье 320 главного налогового документа.

Теперь поговорим о продавце. Может ли он в данном случае уменьшить налогооблагаемую прибыль на расходы по доставке покупных товаров?

Да, торговые фирмы вправе так поступить. Ведь при продаже товаров они отражают в налоговом учете не только их покупную стоимость, но и затраты по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке этих товаров до покупателя (п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ).

Аналогичная точка зрения высказана и в письме Минфина России от 17 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/770.

Оформляем товарно-транспортную накладную

При доставке товара до покупателя автомобильным транспортом следует оформлять товарно-транспортную накладную по унифицированной форме № 1-Т (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78).

Она является основным перевозочным документом, по которому грузоотправитель списывает, а грузополучатель приходует товар. С этим согласны как контролеры (письмо МНС России от 22 апреля 2004 г. № 22-2-16/757), так и судьи.

Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2004 г. № А05-6133/04-11 сказано, что «наличие товарно-транспортной накладной, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным документом как для отправителя, так и для получателя грузов».

Форма такой накладной состоит из двух частей: товарный раздел заполняет продавец, а транспортный раздел – перевозчик.

ТТН составляют в четырех экземплярах.

Первый (с отметкой о передаче груза водителю-экспедитору) остается у продавца.

Второй экземпляр перевозчик передает покупателю.

После доставки груза фирма-перевозчик высылает продавцу третий экземпляр накладной с подписью покупателя, удостоверяющей получение груза.

Последний, четвертый экземпляр ТТН, остается у транспортной компании.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка