Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Местная администрация запрашивает сведения о зарплате

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Отделы налогового аудита: между двух огней

26 июля 2007 167 просмотров

, эксперт журнала «Спутник Главбуха»

С 2007 года в УФНС и инспекциях появились новые подразделения — отделы налогового аудита. На них возложено досудебное регулирование конфликтов, возникающих между инспекторами и налогоплательщиками в ходе проверок. О том, насколько удачным оказался старт и какие дополнительные возможности по защите своих прав появились у организаций и предпринимателей, мы побеседовали с начальником отдела налогового аудита УФНС России по Ленобласти.

Ольга Георгиевна Никитина, начальник отдела налогового аудита Управления ФНС России по Ленобласти

Досье «Спутника Главбуха»:
Родилась в 1971 году.
Образование: высшее.
Карьера:
с 1994 года — в налоговых органах;
с 2007 года — начальник отдела налогового аудита

— Ольга Георгиевна, расскажите поподробнее, чем занимается отдел налогового аудита?

— Наш отдел рассматривает жалобы налогоплательщиков на решения по проверкам и прочие акты, а также действия и бездействие инспекторов нижестоящих налоговых органов (районных и межрайонных инспекций ФНС). И, кроме того, — возражения по повторным выездным проверкам, которые проводит непосредственно Управление.

По сути, мы являемся арбитрами в спорах инспекторов и налогоплательщиков. Например, если представитель налогового органа доначисляет налог, не имея при этом всего пакета документов. Итогом нашей работы является изменение или отмена инспекционных решений, оставление решений без изменений.

— Чем руководствуется УФНС, принимая решение по жалобе налогоплательщика?

— Мы рассматриваем все представленные сторонами конфликта документы, при необходимости что-то запрашиваем дополнительно. После изучения документов мы определяем правого и виноватого и выносим свое решение. Также используем в работе судебную практику Северо-Западного округа: решения судей по аналогичным спорам принимаются во внимание.

— Существуют ли отделы налогового аудита в районных инспекциях? Какие функции они выполняют?

— Отделы налогового аудита создаются во всех инспекциях Ленобласти (см. координаты на с. 9). Они рассматривают возражения по своим собственным проверкам. Например, если в ходе контрольного мероприятия, до принятия решения, возникла спорная ситуация в связи с действиями (бездействием) или решением конкретного инспектора, налогоплательщик вправе подать соответствующую жалобу на имя руководителя инспекции. Все остальные обращения поступают в Управление. Организация или предприниматель может сразу подать заявление в Управление. Система данных взаимоотношений определена статьей 139 Налогового кодекса РФ.

— Отделы налогового аудита уже есть во всех ИФНС и МИФНС и работают в полную силу?

— Увы, на местах пока есть кадровые проблемы. В ряде районов поиск сотрудников для отделов налогового аудита находится в самом разгаре. Обязателен опыт бухгалтерской, налоговой или юридической работы. Людей отбирают очень тщательно, а на это уходит много времени.

Налогоплательщики, состоящие на учете в районах, где отделы налогового аудита еще не созданы, могут обращаться со своими жалобами в свою инспекцию или к нам в Управление.

— Кто назначает налоговых аудиторов? Кому они подотчетны?

— Назначение на должность начальника отдела налогового аудита в районе согласуется с Управлением ФНС России по Ленобласти. А за набор рядовых сотрудников (как и в случае с любым другим отделом) отвечает начальник конкретной налоговой инспекции. Все происходит на конкурсной основе.

Никаких особенностей в смысле подчиненности нет: инспекторы подотчетны начальнику отдела, он — руководителю инспекции.

— Является ли ваш отдел дополнительным средством контроля за работой инспекторов? Или, скорее, подспорьем самим инспекторам при проведении проверок?

— Отдел налогового аудита создавался как абсолютно нейтральное звено. Таковым он и является. Хотя если в ходе проверок у инспекторов возникают какие-то вопросы, в консультациях я не отказываю.

Безусловно, мы стараемся урегулировать спор до суда. Так, чтобы налогоплательщик, получив наше решение, уже не обращался в арбитраж.

— Какова процедура обращения налогоплательщиков в отдел налогового аудита?

— В любом акте налогового органа указываются координаты, по которым можно обжаловать действия или бездействие инспекторов. Для этого, в первую очередь, следует написать заявление. Согласно Налоговому кодексу РФ оно рассматривается в течение месяца. Если отсутствуют необходимые документы или имеют место иные весомые обстоятельства, срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней. О чем налогоплательщик обязательно уведомляется.

Сроки имеют особое значение при рассмотрении апелляционной жалобы. Она подается в течение 10 дней после уведомления компании о принятом по результатам проверки решении. Фирме важно, чтобы оно не вступило в силу до разрешения спора.

— Какие документы потребуются налогоплательщику, чтобы оспорить решение инспекции?

— Первый документ я уже назвала. Это заявление, которое составляется в произвольной форме. Насколько я знаю, справочно-правовые базы уже начали размещать образцы таких форм. В заявлении налогоплательщику обязательно надо указать свой адрес и контактный телефон, поставить подпись руководителя и печать.

Все документы, необходимые для дальнейшего рассмотрения претензии, мы запрашиваем дополнительно, в индивидуальном порядке. Организация (предприниматель) может сразу снабдить заявление документами, которые, по ее мнению, важны для принятия решения.

— Каковы первые итоги работы вашего отдела и перспективы его развития в ближайшем будущем?

— За первое полугодие 2007 года в отдел налогового аудита Управления ФНС России по Ленобласти поступило 96 жалоб, из которых на данный момент рассмотрено 79. 20 процентов жалоб удовлетворено частично или полностью. То есть в этих случаях налогоплательщик оказался прав и смог защитить свои интересы.

С каждым днем обращений становится все больше. Кто-то, возможно, только узнал о существовании нашего отдела. Люди очень активны.

А перспективы такие. С увеличением числа жалоб, естественно, должен расти и штат отдела. Поэтому первая и главная задача — подбор квалифицированных кадров. Мы ведем активные поиски.

В заключение хочу напомнить, что с 1 января 2009 года налогоплательщики смогут обратиться

в суд только после обжалования решения по проверке в вышестоящем налоговом органе: инспекции — в Управлении, Управления — в ФНС России. Так что объемы нашей деятельности в обозримом будущем увеличатся в разы. Мы готовимся, настроены на серьезную и объективную работу.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка