Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Оформляем представительские расходы

1 августа 2007 356 просмотров

, ведущий аудитор ООО «УК “ВАНТ”»

Законодательство позволяет учреждениям направлять бюджетные средства на представительские расходы. Но только на прием иност-ранных делегаций или отдельных лиц. Причем перечень расходов и их размер ограничен.

Бюджетные ограничения представительских расходов

Как и в каком размере расходовать бюджетные средства на представительские нужды, определено постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 222 (далее — постановление № 222). Нормы, установленные этим постановлением, применяются с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 6 июля 2001 г. № 50н.

Из постановления № 222 следует, что расходовать бюджетные средст-ва можно только на прием иностранных делегаций и отдельных представителей, а принимать представителей российских учреждений и организаций нельзя.

Расходование бюджетных средств на прием и обслуживание иностранных делегаций производится по смете. Она утверждается руководителем учреждения в пределах имеющихся в его распоряжении средств (п. 2 постановления № 222).

Поскольку средства из бюджета выделяются учреждению строго по смете, утвержденной вышестоящим распорядителем, то и расходовать их можно только в этих пределах. Получается, что израсходовать бюджетные средства на прием делегации можно только в том случае, если расходы на эти цели утверждены вышестоящим распорядителем на соответствующий год.

Если же представительские расходы в смете не утверждены, но по решению руководителя все-таки израсходованы, то это расценивается как нецелевое использование бюджетных средств. За это на должностных лиц учреждения налагается штраф от 4000 до 5000 руб. (ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Суммы на представительские расходы выделяются учреждениям по виду расходов 125 «Международные культурные, научные и информационные связи» и по коду экономической классификации 290 «Прочие расходы».

Так сказано в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н.

Оформляем представительские расходы

На каждое мероприятие оформляются следующие документы:

— приказ руководителя учреждения (приложение);
— программа мероприятия (приложение);
— смета представительских расходов (приложение);
— акт (отчет) о фактических расходах на прием делегации, утвержденный руководителем.

Оплата представительских расходов производится только на те цели и в тех размерах, которые определены постановлением № 222.

В документах, составленных на прием делегации, необходимо отразить цель представительских мероприятий, дату и место их проведения, программу мероприятий, состав приглашенной делегации, участников принимающей стороны, расчет расходов на представительские цели.

При списании расходов, согласно смете, их необходимо подтвердить оправдательными документами (расчетно-платежными документами, актами, авансовыми отчетами, квитанциями, чеками и т. п.).

Представительские расходы за счет предпринимательской деятельности

Все нормативы, установленные постановлением № 222, распространяются только на представительские расходы за счет бюджетных источников. Если такие расходы оплачиваются за счет средств от предпринимательской деятельности, то действуют правила главы 25 Налогового кодекса РФ.

Бюджетным учреждениям нужно помнить о ведении раздельного учета доходов и расходов, полученных из разных источников — из бюджета и от предпринимательской деятельности. Это предусмотрено в статье 321.1 Налогового кодекса РФ.

При исчислении налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (ст. 252 Налогового кодекса РФ). Поскольку бюджетные учреждения руководствуются нормами Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», то требования к содержанию и оформлению первичных документов для бюджетного учета и предпринимательской деятельно-сти одинаковы.

Обратите внимание: между затратами на представительские расходы за счет средств бюджета и за счет предпринимательской деятельности есть принципиальное отличие. За счет бюджета можно оплачивать только прием иностранных делегаций, а за счет внебюджетных источников можно принимать представителей и российских организаций (учреждений). Это следует из норм статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Согласно формулировкам пункта 2 этой статьи, при налогообложении прибыли к представительским расходам относятся расходы на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций (учреждений), участвующих в переговорах для установления и поддержания взаимного сотрудничества.

Перечень представительских расходов за счет бюджетных источников и коммерческой деятельности в основном совпадает. Но при налогообложении прибыли нельзя оплачивать проживание в гостинице, поскольку такого вида расходов нет в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Такое мнение высказал и Минфин России в письме от 16 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/235. Также нельзя оплачивать и расходы на культурные мероприятия.

По общему правилу расчет налоговой базы налогоплательщик делает самостоятельно с учетом положений главы 25 Налогового кодекса РФ. Однако вышестоящая организация все равно может потребовать, чтобы бюджетное учреждение согласовывало с ней сам факт приема делегации и сумму расходов на такой прием. В этом случае придется согласовать «представительскую» смету и по внебюджетной деятельности.

Принцип нормирования данных расходов применяется и в налоговом учете. Но подход к нему другой. В течение отчетного (налогового) периода в состав прочих расходов можно включить сумму не более 4 процентов от расходов учреждения на оплату труда за этот же период (п. 2 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: в расчете норматива участвуют только расходы на оплату труда по коммерческой деятельности, а оплату труда за счет бюджетных источников не учитывают. Это связано с тем, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). А оплата труда за счет бюджетных источников никак не может быть связана с получением дохода от предпринимательской деятельности. Да и статья 321.1 Налогового кодекса РФ требует вести раздельный учет доходов и расходов, полученных из бюджета и от предпринимательской деятельности.

Суммы НДС, уплаченные по представительским расходам, можно принять к вычету. Однако если по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ расходы принимаются по нормативам, то суммы НДС по ним подлежат вычету только в размере, соответствующему нормам (п. 7 ст. 171 Налогового кодекса РФ).

Максимальные размеры представительских расходов

Расходы могут составлять:
— оплата гостиницы для руководителя делегации кроме министров и лиц аналогичного ранга — по фактическим расходам, но не более стоимости двухместного номера I категории;
— для членов делегаций, переводчиков и сопровождающих оплачиваются фактические расходы по проживанию в одноместном номере I категории;
— бронирование мест в гостинице по заявке принимающей стороны оплачивается не более половины стоимости места за сутки;
— культурное обслуживание (до 125 руб. на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего);
— приобретение сувениров (памятных подарков) с российской символикой (для руководителя делегации — до 440 руб., а для членов делегации — до 230 руб.);
— буфетное обслуживание во время переговоров и культурных мероприятий (до 25 руб. на одного человека в день, включая переводчика и сопровождающего);
— бытовое обслуживание и прочие расходы (до 23 руб. на одного члена делегации в день);

— питание одного человека в сутки — до 470 руб.;
— завтрак, обед, ужин одного участника или другое аналогичное мероприятие, связанное с официальным приемом (для делегаций, возглавляемых министрами и лицами аналогичных рангов, — до 630 руб., а для других делегаций — до 520 руб.);
— оплата одного часа работы переводчика — до 100 руб., причем оплата производится по счетам организаций, предоставляющих такие услуги. Один переводчик приглашается не менее чем на пятерых членов делегации.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка