Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

ФНС заранее разъяснила, какие коды ставить в годовой отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Недобросовестный поставщик. Как защититься заказчику?

1 августа 2007 2598 просмотров

, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам

Госзаказы все чаще становятся объектом для недобросовестных действий отдельных поставщиков. При этом законодательством о госзакупках предусмотрены меры по предупреждению негативных последствий от деятельности таких субъектов. Минэкономразвития России в письме от 2 мая 2007 г. № 6121-АШ/Д04 проинформировало о таких защитных механизмах. Поговорим о них подробнее.

Требуем обеспечения

В письме № 6121-АШ/Д04 упоминаются самые очевидные способы защиты государственного заказчика от недобросовестности поставщиков. Все они предусмотрены Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ).

Одним их таких способов является возможность требовать обеспечения выполнения каких-либо действий со стороны поставщика.

В частности, это может быть требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах. Такая возможность предусмотрена частью 4 статьи 20 и частью 5 статьи 32 Закона № 94-ФЗ. Предельный размер обеспечения — 5 процентов от начальной цены контракта. При этом в дальнейшем в случае уклонения такого участника конкурса от заключения контракта деньги ему не возвращаются.

Кроме того, в силу пункта 15.2 части 4 статьи 22 и пункта 9 части 4 статьи 34 Закона № 94-ФЗ заказчик может потребовать обеспечения исполнения контракта. То есть предоставления участником конкурса (аукциона) банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств. В этом случае максимальный размер обеспечения — 30 процентов от начальной цены.

Обратите внимание: такое требование будет обязательным, если сумма контракта больше 50 000 000 руб.

Предоплата — право, а не обязанность

В ряде случаев целью заключения контракта недобросовестными поставщиками является получение предоплаты от заказчика. Поэтому Минэкономразвития России напоминает, что авансы по государственным и муниципальным контрактам можно и не предусматривать. Ведь это право заказчика.

Кроме того, если максимальная цена контракта превышает 50 000 000 руб. и применяется схема авансирования, обеспечение исполнения контракта не просто обязательно. Оно должно быть не менее суммы выдаваемого аванса (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ).

Предусматриваем условия контракта

В контракт следует включить обязательное условие об ответственности поставщика. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств ему грозят штрафные санкции. Такую обязанность устанавливает часть 10 статьи 9 Закона № 94-ФЗ. Причем размер штрафа имеет только нижнюю допустимую границу — не менее одной трехсотой дейст-вующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для эффективного и своевременного исполнения обязательств поставщика возможно также включение в государственный или муниципальный контракт условия о поэтапной приемке закупаемых товаров. Таким образом, заказчику легко контролировать деятельность поставщика, а также использовать механизмы ответственности за недобросовестные действия.

Предъявляем требования к закупке

Как еще заказчику можно защититься от недобросовестных дейст-вий поставщика? Вот еще один способ. Необходимо четко и однозначно формулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам.

Это, в частности, требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам, безопасности, размерам, упаковке и т. д. То есть все то, что определяет соответствие поставляемого товара потребностям заказчика.

Такая информация вносится в конкурсную документацию на основании части 2 статьи 22 Закона № 94-ФЗ. Кроме перечисленного туда необходимо включить требования к описанию поставляемого товара и его характеристик участниками (п. 2 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ), а также порядок приемки заказа (ч. 12 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Однако часто при определении качества закупки товаров, работ или услуг государственные и муниципальные заказчики не используют все имеющиеся возможности, которые предоставлены им действующим законодательством.

При подготовке технического задания заказчики должны ру-ководствоваться не только положениями Гражданского кодекса РФ и Закона № 94-ФЗ, но и нормами федеральных законов от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В части подтверждения качества, приемлемости, безопасности продукции, предлагаемой заказчикам, не стоит забывать о возможности установления ссылок на обязательные требования. Например, на какой-то определенный ГОСТ, в котором эти характеристики названы. В этой связи рекомендуется пользоваться номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация.

Реестр недобросовестных поставщиков

Реестр недобросовестных поставщиков еще один действенный механизм защиты заказчиков. В него включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контрактов, а также поставщики, с которыми были расторгнуты контракты по причине существенных нарушений. Информация вносится на два года.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона № 94-ФЗ заказчику предоставлено право установить в конкурсной документации или документации об аукционе требование к участникам об отсутствии сведений о них в таком реестре.

От чего еще страдают заказчики

Существенная проблема государственных и муниципальных заказчиков — потеря времени на заключение нового контракта.

Так, доказанная недобросовестность поставщика в поставках топочного мазута в зимнее время позволяет применить к нему штрафные санкции или разорвать контракт, но от этого не станет теплее в жилых домах, больницах и детских садах.

Решению этого вопроса посвящены некоторые положения в последней редакции Закона № 94-ФЗ. Так, у государственных и муниципальных заказчиков появилась возможность заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер. Но только если с первым номером расторгнут контракт из-за неисполнения, ненадлежащего исполнения им условий контракта (ч. 8.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Именно поэтому реализация этой нормы затрудняется. Ведь в названном законе отсутствует упоминание о праве заказчика на одностороннее расторжение контракта. Он может быть разорван только по соглашению сторон или решению суда. А это значительно усложняет и затягивает процесс.

Проблема снижения цен

Еще одна проблема размещения госзаказов — отсутствие механизма противодействия демпингу. Все чаще заказчики сталкиваются с недобросовестным снижением цен участниками конкурса.

На первый взгляд снижение стоимости закупки безусловное благо. Ведь это приводит к уменьшению расходов бюджета. Но с другой стороны — нужно учитывать и то, что последствием низких цен зачастую становится снижение качества исполнения обязательств. Заказчики сталкиваются еще и с тем, что победившие в аукционе участники отказываются от заключения контракта. Причина в том, что в азарте соревнования за победу они «упали» ниже минимально допустимой для качественного исполнения контракта цены.

Как выходят из этой ситуации? Примером успешного решения этой проблемы может служить процедура аукциона на закупку продукции для нужд РАО «ЕЭС России». Так, перед началом аукциона все участники обязаны сдать в конверте бумагу, где указана пороговая сумма (минимальная цена контракта, ниже которой снижаться нельзя).

По результатам конверт победителя вскрывается, и указанная сумма сравнивается с ценой выигранного контракта. Соответственно если пороговое значение выше, контракт заключается по цене, которая отмечена в конверте. Но только если эта сумма ниже цены второго по стоимости предложения. В противном случае право на заключение контракта переходит к победителю номер два.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка