Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как узнать КБК по взносам и налогу на упрощенке

Подписка
Срочно заберите все!
№24

О новых правилах госзакупок

22 августа 2007 5 просмотров

, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам

Для совершенствования системы размещения заказов в законодательство вносятся коррективы. Одними из них стали поправки, введенные Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ. О значительных изменениях, интересных образовательным учреждениям – госзаказчикам, мы расскажем в статье.

Ограничение стоимости отменено

Теперь действие Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон № 94-ФЗ) распространяется на все государственные и муниципальные заказы вне зависимости от их цены. Так сказано в обновленной части 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ.

Ранее закупки на сумму, не превышающую лимита расчета наличными, не подпадали под действие Закона № 94-ФЗ. Теперь же они отнесены к категории «у единственного поставщика» и осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 данного документа.

Кроме того, благодаря новой редакции статьи 5 Закона № 94-ФЗ по результатам размещения заказа на сумму не более 100 000 руб. стало возможным заключение не только государственного или муниципального контракта, но и иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Обновленные условия контракта

Проблемы с исполнением контрактов продиктовали необходимость появления в Законе о госзакупках еще одного пункта.

Теперь в контракт обязательно включается условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (ч. 12 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

У заказчиков появилась возможность изменять количество товаров, объем работ, услуг, предусмотренных заключенным контрактом. Размер возможного изменения увеличен с 5 до 10 процентов по сравнению с ранее действовавшим порядком*. Об этом сказано в части 6 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

Изменения в порядке проведения торгов

Ряд изменений коснулся извещения о проведении торгов. Так, не позднее чем за пять дней до окончания подачи заявок заказчики получили право на внесение изменений в такое извещение. При этом в целом сокращен объем указываемых в нем сведений. Изменения теперь можно вносить и в конкурсную документацию, документацию об аукционе. Это также должно произойти не позднее указанных выше сроков. При внесении любых поправок срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен на 20 дней, на участие в аукционе – на 15 дней.

Затронут также порядок подачи заявок на участие в конкурсе. Теперь на конверте с такой заявкой допускается указывать наименование и адрес участника. Четко и однозначно прописано, что заказчик не может отказать в приеме конверта с заявкой, если на нем не указаны сведения об участнике (ч. 2, 10 ст. 25 Закона № 94-ФЗ).

Исключена часть 7 статьи 26 Закона № 94-ФЗ. Теперь комиссия потеряла право требовать разъяснения от участника конкурса по заявке и представленным документам. Увеличены пороговые значения проведения открытого аукциона в электронной форме – до 1 000 000 руб. (ч. 3 ст. 32 Закона № 94-ФЗ).

Торги с выделением лотов

Наконец-то введено правовое регулирование проведения таких торгов. Частью 2.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ установлено требование заключения отдельного контракта по каждому из разыгранных лотов. Если торги проводятся по нескольким лотам, то они признаются несостоявшимися только в отношении:
– лотов, по которым подана лишь одна заявка или не подано ни одной заявки;
– лотов, по которым ни один участник размещения заказа не признан участником конкурса (аукциона) либо только один участник размещения заказа признан участником конкурса (аукциона).

Новый порядок рассмотрения заявок

В части оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в статьях 27 и 28 Закона № 94-ФЗ появились следующие изменения: увеличен срок рассмотрения заявок до 20 дней; цена

стала обязательным критерием оценки и сопоставления заявок; при равенстве условий побеждает та заявка, которая поступила ранее. Кроме того, исключена обязанность публикации протокола оценки в официальном печатном издании для заказчиков федерального уровня.

Разбираемся с запросом котировок

В процедуру проведения запроса котировок внесены следующие ключевые изменения:

– увеличено пороговое значение для проведения запроса котировок с 250 000 до 500 000 руб.;
– разграничен порядок проведения на сумму до 250 000 руб. и выше;
– ссылки на конкретные марки, товарные знаки и т. п. обязательно должны сопровождаться словами «или эквивалент»;
– по согласованию с контролирующим органом предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если при повторном запросе котировок не подана ни одна котировочная заявка.

Другие изменения

В новой редакции Закона № 94-ФЗ конкретизируется понятие «государственного и муниципального заказчика».

Теперь прямо установлено, что внебюджетные фонды и бюджетные учреждения федерального уровня также являются государственными заказчиками.

Кроме того, в законе № 94-ФЗ с недавних пор установлены сроки, ранее которых не может быть заключен контракт (не ранее пяти дней по итогам котировок и не ранее 10 дней по итогам торгов). Эти сроки даются участникам размещения заказа на обжалование его результатов.

Что касается закупок у единственного поставщика, то сюда внесено достаточно много изменений. В основном это уточнение и значительное расширение списка оснований для применения данной процедуры (ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Как защититься от недобросовестных поставщиков?

Минэкономразвития России выпустило письмо от 2 мая 2007 г. № 6121-АШ/Д04. В нем оно проинформировало о том, какие защитные механизмы по предупреждению негативных последствий от действий недобросовестных поставщиков предусмотрены Законом № 94-ФЗ. Это, в частности:
– возможность требовать внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах (ч. 4 ст. 20 и ч. 5 ст. 32 Закона № 94-ФЗ). Предельный размер такого обеспечения – 5 процентов от начальной цены контракта;
– право требовать обеспечения исполнения контракта. В этом случае максимальный размер – 30 процентов от начальной цены. Причем такое требование будет обязательным, если сумма контракта больше 50 000 000 руб.;
– включение в контракт обязательного условия об ответственности поставщика. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств ему грозят штрафные санкции. Причем размер штрафа имеет только нижнюю допустимую границу – не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Банка России (ч. 10 ст. 9 Закона № 94-ФЗ);
– необходимость четко и однозначно формулировать требования, предъявляемые к закупаемым товарам, работам, услугам. В частности, к качеству, техническим, функциональным характеристикам, безопасности, размерам, упаковке и т. д. То есть к тому, что определяет соответствие поставляемого товара потребностям заказчика.

Минэкономразвития России отмечает, что в ряде случаев целью заключения контракта недобросовестными поставщиками является получение предоплаты от заказчика. А потому напоминает, что авансы по государственным и муниципальным контрактам можно и не предусматривать. Не забывайте о том, что это право заказчика.

Кроме того, если максимальная цена контракта превышает 50 000 000 руб. и применяется схема авансирования, обеспечение исполнения такого контракта обязательно должно быть не менее суммы выдаваемого аванса (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ).

Реестр недобросовестных поставщиков – еще один действенный механизм защиты заказчиков. В него включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контрактов, а также поставщики, с которыми были расторгнуты контракты по причине существенных нарушений. Информация вносится на два года.

Пунктом 2 части 2 статьи 11 Закона № 94-ФЗ заказчику предоставлено право установить в конкурсной документации (или документации об аукционе) требование к участникам об отсутствии сведений о них в таком реестре.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка