Журнал, справочная система и сервисы
№7
Апрель

В свежем «Главбухе»

ПФР предупреждает вас о частых ошибках в СЗВ‑М

Подписка
3 месяца подписки в подарок!
№7

Учреждение организует налоговый учет

29 августа 2007 147 просмотров

, руководитель отдела аудита и консалтинга бюджетных учреждений ООО «А. И. Аудит-Сервис»

Если средства, полученные от предпринимательской деятельности, учреждение тратит в том числе и в рамках основной (бюджетной) деятельности, признать их в налоговом учете в полном объеме нельзя. В этом случае бухгалтеру следует обеспечить раздельный учет. Иначе такие затраты рассчитывают пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования). Такой вывод подтверждают и разъяснения финансистов, изложенные в письме от 9 июля 2007 г. № 03-03-06/4/90.

Особенности налогового учета бюджетников

Итак, обо всем по порядку.

Во-первых, основная сфера деятельности учреждений финансируется за счет бюджетных ассигнований, которые не подлежат налогообложению. Поэтому заводить регистры налогового учета для отражения операций, которые произведены в рамках основной (бюджетной) деятельности, не нужно. Налоговый учет ведут только в рамках внебюджетной деятельности учреждения.

Во-вторых, в плане счетов бюджетного учета отсутствуют многие необходимые счета для отражения операций в сфере предпринимательской деятельности. Например, отсутствует аналог счета «Расходы будущих периодов». Поэтому бюджетные учреждения не могут собирать в бухгалтерском учете расходы, произведенные в текущем периоде, но подлежащие отнесению на уменьшение облагаемой базы только в следующих периодах, на один счет. Следовательно, в таких случаях не вести налоговый учет (заменяя его бухгалтерским) учреждение не может.

В-третьих, переоценка активов бюджетных учреждений объявляется государственными органами, поэтому в соответствии с требованиями статьи 257 Налогового кодекса РФ налоговый учет амортизации основных средств является для них обязательным мероприятием.

Кроме того, некоторые доходы и расходы признают для целей налогообложения прибыли в сроки, не совпадающие с признанием их для целей бухгалтерского учета.

Как можно организовать налоговый учет?

Основными этапами организации налогового учета бюджетного учреждения являются:
— разработка учетной политики учреждения в целях налогообложения прибыли;
— разработка форм налоговых регистров, а также определение порядка обработки данных налоговых регистров для формирования показателей налоговых деклараций по налогу на прибыль.

Налоговый учет можно вести двумя способами:
— параллельно с бухгалтерским учетом;
— отражать в налоговом учете только отклонения доходов и расходов от показателей, отраженных в бухучете.

Помните: выбор конкретного варианта организации налогового учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения для целей налогообложения.

По мнению автора, второй вариант организации налогового учета для бюджетного учреждения более предпочтителен. Дело в том, что он позволяет сформировать облагаемую базу по налогу на прибыль исходя из показателей бухгалтерского учета, скорректированных на суммы отраженных в регистрах налогового учета отклонений. О нем и пойдет речь далее.

Регистры налогового учета

В регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налогооблагаемой базы, учреждение самостоятельно разрабатывает регистры налогового учета. В них должны присутствовать обязательные реквизиты:
1) наименование регистра;
2) период (дата) составления;
3) измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;
4) наименование хозяйственных операций;
5) подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Для оптимизации учета бухгалтеры стараются максимально сблизить налоговые регистры с показателями бюджетного учета учреждения. Для достижения этой цели лучше детализировать налоговые регистры, включив в них ссылки на коды КОСГУ.

Кроме того, чтобы заполнить данные регистры по отдельным видам доходов и расходов, необходимо произвести дополнительные расчеты. Например, это следует сделать при начислении налоговой амортизации основных средств и нематериальных активов. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример

На начало II квартала 2007 года выручка учреждения от оказания платных услуг (без НДС) по данным бюджетного учета составила 3 000 000 руб., а по данным налогового учета — 5 000 000 руб.

Разница в 2 000 000 руб., составляющая стоимость сданных этапов незаконченных работ, отражена в бюджетном учете как доходы будущих периодов.

Во II квартале все работы были закончены. Кроме того, в этом периоде в бюджетном и налоговом учете была отражена выручка по начатым и законченным работам в размере 4 000 000 руб., а также в налоговом учете отражена стоимость сданных этапов незаконченных работ в сумме 1 000 000 руб.

На начало II квартала 2007 года первоначальная (восстановительная) стоимость основных средств учреждения в бюджетном учете равна 1 500 000 руб. (в налоговом учете —

1 000 000 руб.), а сумма начисленной амортизации соответственно 750 000 руб. (500 000 руб.).

Амортизация за I квартал для целей бюджетного учета — 300 000 руб., для целей налогового учета — 200 000 руб.

Во II квартале произведена переоценка основных средств (с коэффициентом 0,5).

В отчетном периоде поступили основные средства на общую сумму 250 000 руб., на которые в этом периоде нужно начислить амортизацию в сумме 25 000 руб.

И наконец, в отчетном периоде списаны основные средства:
— согласно данным бухгалтерского учета — первоначальной стоимостью 150 000 руб. с начисленной на начало периода амортизацией на сумму 75 000 руб. (норма амортизации за период — 15 000 руб.);
— согласно данным налогового учета — первоначальной стоимостью 100 000 руб. с начисленной на начало периода амортизацией на сумму 50 000 руб. (норма амортизации за период — 10 000 руб.).

Регистр налогового учета по амортизации основных средств мы привели в приложении 1.

Расчет отклонений, необходимый для составления этого регистра — в приложении 2.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 182 1 02 02140 06 1200 160.

За период с 2017 — КБК единый и для фиксированного в части ПФР, и для превышения 1% — 182 1 02 02140 06 1110 160.

У вас порядок в документах или бардак?

Где вы храните бухгалтерские документы?

Как часто вы подшиваете документы?

Вы следите за сроками хранения документов?

Как вы уничтожаете документы, по которым истек срок хранения?

В бухгалтерии есть ненужные документы, которые жалко выбросить?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка