Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Налоговики простят многие ошибки в 6‑НДФЛ

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Учет мягкого инвентаря

29 августа 2007 2631 просмотр

Р Кузнецов

Статьи по теме

Мягкий инвентарь используют во многих учреждениях. Это неизменный атрибут больниц, поликлиник, детских садов, домов-интернатов и т. д. Как организовать учет такого имущества? Каким нормативным документом установлены сроки эксплуатации такого инвентаря? Ответы — в материале.

Поступление актива от поставщиков

Приобретенный мягкий инвентарь принимают в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов. Такой актив учитывают на счете 105 05 000.

А аналитический учет ведут по наименованиям предметов, количеству, их стоимости, группам и материально ответственным лицам на карточках количественно-суммового учета.

Весь поступивший в учреждение мягкий инвентарь нужно промаркировать. Это следует сделать в присутствии руководителя учреждения (или его заместителя) и работника бухгалтерии специальным штампом, несмываемой краской. Штамп должен указывать наименование учреждения.

При выдаче мягкого инвентаря в эксплуатацию проводят его дополнительную маркировку с указанием года и месяца выдачи со склада. Маркировочные штампы хранит руководитель учреждения или его заместитель (п. 56 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н).

Что признают мягким инвентарем

В составе таких активов на основании пункта 65 Инструкции № 25н учитывают:
— белье (рубашки, сорочки, халаты и т. п.);
— постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники и т. п.);
— одежду и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, платья и т. п.);
— обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, тапочки, валенки и т. п.);
— спортивную одежду и обувь (костюмы и т. п.);
— прочий мягкий инвентарь.

Мягкий инвентарь приобретен за счет бюджетных средств. В этом случае материальные запасы принимают к учету по фактической стоимости (вместе с НДС). То есть в размере всех затрат, связанных с его приобретением, доставкой и т. д. (п. 49 Инструкции № 25н). Для формирования фактической стоимости актива используют счет 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Рассмотрим конкретную ситуацию.

Пример 1

Муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом № 2» заключило договор на приобретение постельного белья на общую сумму 177 000 руб., в том числе НДС — 27 000 руб. Предоплата (30 процентов) — 53 100 руб. Услуги транспортной организации по доставке составили 1000 руб.

В учете учреждения операции отражаются следующим образом: стр. 1 , стр. 2

Мягкий инвентарь приобретен за счет средств, полученных от деятельности, приносящей доход. В налоговом учете мягкий инвентарь относят к материально-производственным запасам. Это связано с тем, что при сроке службы, который может быть более 12 месяцев, стоимость каждого предмета, как правило, не превышает 10 000 руб. (ст. 256 Налогового кодекса РФ).

Стоимость материалов (в том числе и мягкого инвентаря) также определяют исходя из цен приобретения, включая вознаграждение посредническим организациям, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением. Такой вывод следует из положений пункта 2 статьи 254 Налогового кодекса РФ. В этом случае используют счет 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)».

Особенности учета операций по приобретению такого инвентаря в рамках предпринимательской деятельности связаны с учетом сумм налога на добавленную стоимость в его фактической стоимости. В рамках предпринимательской деятельности сумма НДС, предъявленная продавцом материальных запасов, по общему правилу подлежит вычету (на эту сумму уменьшают НДС, начисленный к уплате в бюджет). В этом случае при приобретении инвентаря сумму налога отражают по дебету счета 2 210 01 560 «Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Если деятельность, приносящая доход, не облагается НДС или учреждение получило освобождение по статье 145 Налогового кодекса РФ, налог учитывают так же, как и при покупке мягкого инвентаря за счет бюджетных средств.

Пример 2

Правила применения вычетов определены статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

ГУЗ «Областная клиническая больница» в рамках приносящей доход деятельности (платные услуги) заключила договор на приобретение одеял на общую сумму 354 000 руб., в том числе НДС — 54 000 руб. Предоплата (30 процентов) — 106 200 руб. За доставку транспортной организации уплачено 2200 руб. Платные услуги облагаются НДС.

В учете учреждения операции отражаются следующим образом: стр. 1 , стр. 2

Актив получен безвозмездно. Отметим, что при безвозмездном получении мягкого инвентаря от других юридических лиц он принимается к учету по рыночной стоимости. При этом под рыночной стоимостью понимают сумму денежных средств, которую учреждение может получить при продаже активов на дату принятия их к учету.

Правила передачи актива в эксплуатацию и его списания

Оприходованный на склад учреждения мягкий инвентарь по мере необходимости выдают в подразделения на основании требования-накладной (форма 0315006).

Передачу инвентаря в эксплуатацию отражают в регистрах аналитического учета. Там показывают «движение» инвентаря от одного материально ответственного лица к другому. В бухгалтерском учете все операции по перемещению мягкого инвентаря внутри учреждения, а также его выбытию фиксируют в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Пункт 55 Инструкции № 25н разрешает при перемещении и списании актива учитывать его по средней фактической стоимости или по фактической стоимости каждой его единицы. При этом оценку мягкого инвентаря по средней фактической стоимости проводят по каждой его группе (виду).

Списание стоимости мягкого инвентаря в бухгалтерском учете. Списанию и включению в состав расходов подлежит только стоимость полностью непригодного мягкого инвентаря. Таковым признается актив, если его невозможно восстановить или это делать экономически нецелесообразно. Также его списывают в случае, если инвентарь невозможно реализовать или передать другим организациям. Принять решение о непригодности материальных ценностей к использованию и их списании может постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Факт списания материалов оформляют соответствующим актом (форма 0504143). Его подписывают члены комиссии. В присутствии этой же комиссии списанный актив подлежит уничтожению (режется, рвется и т. д.), то есть превращается в ветошь (утиль).

Отметим, что ветошь, пригодную для использования в хозяйственных целях, передают на склад по приходному ордеру (форма 0315003). Там указывают цену ее возможного использования, а также вес. Затем ее (ветошь) отпускают в подразделения и используют для уборки помещений. Акт оформляют в двух экземплярах: первый экземпляр сдается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.

Дополнительно отметим, что срок службы мягкого инвентаря определяют в соответствии с действующими нормативными актами. Например, в здравоохранении его рассчитывают в соответствии с действующим приказом Минздрава СССР от 15 сентября 1988 г. № 710 «Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий».

Списание стоимости мягкого инвентаря в налоговом учете. Если учреждение приобрело мягкий инвентарь за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, то бухгалтеру следует учитывать некоторые моменты.

Дело в том, что в отличие от бухгалтерского учета в налоговом стоимость мягкого инвентаря относят в состав расходов в момент передачи его в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Таким образом, сумма затрат, признанная в налоговом и бухгалтерском учете, совпадать не будет.

Кроме того, в налоговом учете при списании материалов, используемых при производстве продукции, применяется один из следующих методов оценки указанных материалов:
— по стоимости единицы запасов;
— по средней стоимости;
— по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
— по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В заключение отмечу, что поскольку учреждение имеет право выбора способа оценки материальных запасов, то его нужно закрепить в учетной политике учреждения.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка