Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Берем критерии на вооружение

30 августа 2007 2527 просмотров
Многие руководители и бухгалтеры, даже небольших фирм, активно применяют недавно принятые критерии оценки налоговых рисков. Чтобы работать над собой более эффективно, воспользуйтесь рекомендациями менеджера по внутреннему контролю.

С момента издания критериев, используемых налоговыми органами для планирования выездных мероприятий, прошло совсем мало времени. Однако многие руководители и бухгалтеры, даже небольших фирм, уже их применяют. Чтобы работать над собой более эффективно, воспользуйтесь советами внутреннего аудитора компании «Балтийское молоко», филиала ОАО «ВБД», Ольги Владимировны Козловой.

Помощь или обуза?

Большинство крупных компаний и прежде занимались налоговым планированием. Теперь же анализ собственных рисков стал актуальным и для небольших фирм.

При всех плюсах обнародования столь важного документа есть несколько «но». Внимательное изучение Концепции (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@) и изданных на ее основе критериев приводит к неприятной мысли. Настораживает вероятность попыток налоговых органов обязать налогоплательщиков представлять в инспекции расчеты для окончательного решения вопроса об их включении в «черный список» проверок. На это косвенно указывают пункты 6 и 7 приказа, а также критерий 9. Значит, усложнится и без того непростая работа бухгалтеров и финансистов.

Кроме того, надо помнить, что несмотря на заявленный «открытый отбор» компаний для плана выездных проверок существуют и другие, не озвученные, подходы. Они могут быть основаны, например, на информации из других контролирующих или правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Аналогичный вывод следует из цели концепции — способствовать информированию налогоплательщиков об основных критериях отбора для проведения выездных проверок.

Какие критерии существуют и насколько они помогают просчитать риски? Чтобы ответить на данный вопрос, рассмотрим каждый критерий в отдельности. Для начала разделим их на две условные группы:
— критерии, основанные на внешних расчетах;
— внутренние критерии отбора.

Есть ли сходство со «средними по отрасли»

Внешние расчеты позволяют сравнить показатели деятельности фирмы со среднеотраслевыми по данным Росстата (критерии 1, 5 и 11). Именно эти риски, связанные с налоговой нагрузкой, средней зарплатой и уровнем рентабельности, наименее управляемы из-за невозможности на них повлиять. Для удобства работы можно заполнить таблицу расчетов из семи граф: риск, отраслевой показатель, показатели для расчета, отклонение (положительное, отрицательное), вероятность проверки (высокая, средняя, низкая), порядок расчета и источники информации.

Представленная в табличном виде информация позволит сосредоточить внимание на проблемах и найти разумное объяснение выявленным отклонениям. Например, низкий уровень рентабельности может быть обусловлен внедрением в производство нового продукта и возросшими расходами на его рекламу, значительным удорожанием сырья или привлечением более квалифицированной рабочей силы. Важно помнить, что данные из внешних источников не всегда своевременно обновляются. Статистика может существенно различаться в зависимости от региона (см. данные по Петербургу и Ленобласти на www.gostat.spb.ru), расчеты по налоговой нагрузке — не включать те или иные налоги, при расчете зарплаты — применяться различные системы оплаты труда и т.д.

Сила внутренних расчетов

Внутренние расчеты помогают сформировать остальные показатели для расчета (критерии 2, 3, 4, 6, 7, 8 и 10). Они более логичны, зависят от результатов деятельности конкретной фирмы и могут быть адекватно и своевременно оценены.

Наверное, каждый директор и главный бухгалтер прекрасно знает, какие убытки существуют в компании и чем они вызваны. Однако длительность убыточности фирмы, прописанная в критерии 2, не всегда очевидна. Чтобы все выяснить, полезно сравнить показатели бухгалтерской и налоговой отчетности компании за несколько налоговых периодов. Для этих целей можно использовать таблицу из четырех граф: год, сумма убытка, тенденция (увеличение/уменьшение убытка) и возможная причина. Если вовремя собрать и проанализировать таким образом информацию, можно отсрочить признание убытка, а при необходимости — выяснить, за счет чего он образовался.

Всех экспортеров можно с уверенностью назвать потенциальными кандидатами на выездную проверку. Критерий 3 об отражении в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов к ним относится в первую очередь. Но и другие предприятия рискуют попасть в ситуацию, когда сумма НДС, заявленная к вычету, будет существенно превышать сумму к уплате. Например, при покупке и вводе в эксплуатацию нового оборудования. Снизить вероятность выездной проверки в данном случае поможет взаимодействие всех служб организации и своевременное информирование бухгалтерии о возможных корректировках стратегии фирмы.

Не менее серьезным является риск того, что темпы роста расходов опередят темпы роста доходов (критерии 4 и 7). Для определения этого показателя рекомендуется использовать данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Расходы нередко увеличиваются быстрее доходов, особенно на начальной стадии развития компании. Однако бухгалтер всегда может спрогнозировать их рост в оперативном учете, своевременно выявить риск и попытаться снизить издержки или перенести их на следующий налоговый период. Точно так же индивидуальный предприниматель в силах контролировать свои доходы и расходы и, обнаружив их критическое сближение, проанализировать структуру издержек и принять необходимые меры.

Существенным критерием является приближение к пороговым значениям у компаний, применяющих налоговые спецрежимы (критерий 6). Здесь на помощь опять-таки приходит таблица, где выделяются: статья Налогового кодекса РФ, показатель (например, количество автомашин), фактический показатель на дату, фактический показатель за предыдущий период и изменения за период.

Применение критерия 8 — построение деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин, — на мой взгляд, является наиболее сложным. Ведь оценить разумность и оправданность такой деятельности непросто. В реальности мы обращаемся к посредникам, потому что они более гибкие и коммуникабельные, быстрее реагируют на поведение клиентов и способны предоставлять широкий спектр дополнительных услуг.

Неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения фирмы согласно Концепции тоже является важным показателем для ее перевода в зону риска (критерий 10). Об этом не следует забывать.

Итак, проанализировав приказ, Концепцию и критерии, можно сделать следующий неутешительный вывод: даже при всестороннем и тщательном изучении всех рисков и способов их минимизации невозможно гарантировать 100-процентное освобождение от выездной проверки. Компания может быть взята на контроль и по прочим основаниям, не прописанным в приказе. Но анализ существующих рисков необходим. Его отсутствие может привлечь дополнительное внимание контролеров, а в ходе проверки — усложнить общение первых лиц фирмы и инспекторов.

От редакции:

Когда номер уже сдавался в печать, появилась новая информация о применении критериев:

1) ФНС России издала письмо от 31 июля 2007 года № 06-1-04/505, в котором сказано, что поводом для привлечения организации или индивидуального предпринимателя к налоговой ответственности могут послужить исключительно факты нарушения законодательства, к тому же документально подтвержденные;

2) в ответе на запрос редакции журнала о ситуации с малым бизнесом УФНС России по Санкт-Петербургу сообщило, что Налоговый кодекс РФ не содержит понятие «малый бизнес». Поэтому к данной группе налогоплательщиков будут применяться те же критерии, что и к остальным.

Мнение юристов о концепции

Аркадий Аронович Басин, генеральный директор юридического центра «Правовой Мир»;
Николай Викулин, юрисконсульт, аспирант СПбГУ:

— Желание придать налоговым проверкам предсказуемость похвально. Что касается самой Концепции, то ее можно оценивать двояко.

До сих пор планирование выездных контрольных мероприятий являлось внутренней, конфиденциальной процедурой налоговых органов. Поэтому издание общедоступных критериев риска совершения налогового правонарушения — безусловный прорыв. Но всех проблем это не решает. Более того, создает новые.

Вопрос о том, что выездные проверки следует проводить не наугад, а в соответствии с результатами камеральных проверок, ставился федеральными властями давно. Однако даже после внесения очередных глобальных поправок в Налоговый кодекс РФ в 2006 году ситуация осталась размытой.

И вот принципы отбора «потенциальных клиентов» названы. Прекрасно! Но вызывает опасения тот факт, что к числу рискованных отнесены предприятия, показывающие рентабельность ниже средней по отрасли. Ведь Концепция четко не говорит, какие именно отклонения будут считаться значительными и приведут к проверке. Между тем, арбитры Северо-Западного округа поддерживают даже те организации, где рентабельность находится практически на нуле и составляет 0,004 процента (см. постановление ФАС СЗО от 19 февраля 2007 г. по делу № А56-11533/2006). Если, конечно, помимо низкой рентабельности нет других факторов, например, исчезнувшие контрагенты, неоправданное привлечение посредников, отсутствие операций по фактическому вывозу товаров и т.п.

Еще два слабых места Концепции — допконтроль за фирмами, где среднемесячная заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе, а также за теми, кто неоднократно приближался к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин, дающих право применять специальные налоговые режимы.

Вызывает озабоченность и среднестатистический показатель отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов, которым будут руководствоваться инспекторы. В данном случае для создания объективной картины необходимо, чтобы отраслевые показатели применялись с учетом размера бизнеса. Разве сопоставимы рентабельность супермаркета и небольшого магазина со штатом в два человека? Играет роль и территориальная дифференциация. Поэтому, на мой взгляд, в ближайшем будущем должны быть выработаны свои критерии для малого бизнеса.

Не менее важно, как будут интерпретироваться рекомендации ФНС России на местах. Хочется верить, что они разработаны действительно в целях повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования работы налоговых органов при реализации их полномочий. Как заявлено. В противном случае мы получим очередную «дорогу в ад», вымощенную благими намерениями. Особенно трудно придется малому бизнесу. Впрочем, у государства тоже нет лишних средств, которые можно было бы тратить на неэффективные контрольные мероприятия.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка