Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Как уже в следующем месяце изменится налог на прибыль

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Порядок проведения инвентаризации

25 сентября 2007 24 просмотра

Н Бычкова

В IV квартале 2007 года все бюджетные учреждения должны инвентаризировать имущество и обязательства. Это необходимо сделать для подтверждения данных, отраженных в отчетности, проверки фактического наличия средств учреждения. Как ее провести? Об этом и поговорим.

В каких документах сказано об инвентаризации

Инструкция по бюджетному учету № 25н не устанавливает правила проведения инвентаризации. Однако пунктом 7 данной Инструкции определено, что проверку наличия имущества, финансовых активов и обязательств проводят в соответствии с нормативными правовыми актами Минфина России. К основным актам, которые регулируют такой процесс, относят:
— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н);
— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49);
— Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Какие объекты подлежат инвентаризации?

Объектами инвентаризации признают имущество и обязательства учреждения. Что подразумевается под понятием «имущество учреждения»? Это основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы.

Следует отметить, что проверке подлежит и имущество, не принадлежащее учреждению, но числящееся в бухгалтерском учете. Например, если актив находится на ответственном хранении или арендован, о нем забывать нельзя.

Отметим, основные средства каждый год можно не пересчитывать. В отношении таких активов это можно делать один раз в три года, библиотечных фондов — один раз в пять лет (это решение следует подтвердить внутренним актом учреждения).

В качестве обязательств можно выделить дебиторскую и кредиторскую задолженности, кредиты банков, займы и резервы и т. д.

Подготавливаем документы

Перед проведением инвентаризации руководитель оформляет приказ о ее проведении. Его заполняют по установленной форме № ИНВ-22 (утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88). В приказе указывают:
— дату проведения;
— состав комиссии;
— имущество и обязательства, которые подлежат инвентаризации.

Образец оформления такого приказа мы привели в приложении.

Созданная комиссия действует постоянно. Членами этой комиссии назначают работников администрации, бухгалтерской службы и других специалистов, способных оценить состояние имущества и обязательств фирмы (инженеров, экономистов и т. д.). Кроме того, при необходимости в ее состав можно включать и представителей независимых аудиторских организаций.

До начала инвентаризации от материально ответственных лиц следует получить расписки. В них должно быть указано, что все поступившие товарно-материальные ценности оприходованы, выбывшие активы списаны с учета, а все первичные документы сданы в бухгалтерию. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Перед проверкой фактического наличия имущества бухгалтер представляет комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость имущества учреждения. Данная информация есть в отчетах о движении материальных ценностей, а также в регистрах бухгалтерского учета.

На основании этих сведений комиссия определяет стоимость имущества и обязательств учреждения к началу инвентаризации. Полученные данные заносят в соответствующие описи и акты, в графу «По данным бухгалтерского учета». По каждому виду актива оформляют специализированную форму (постановление Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88). Например, для основных средств применяют форму по ОКУД 0504087).

Проводим инвентаризацию

Как нами отмечалось выше, всю работу проводит постоянно действующая комиссия. Помните: необходимо, чтобы при проверках присутствовали все ее члены, иначе результаты инвентаризации могут признать недействительными. Комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления итоговых материалов.

Инвентаризацию активов проводят по их местонахождению и материально ответственным лицам. Фактическое наличие имущества определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Например, при инвентаризации кассы пересчитывают деньги, ценные бумаги и денежные документы. При этом обязательно должны присутствовать материально ответственные лица.

Сведения о фактическом наличии активов и реальности учтенных финансовых обязательств записывают в соответствующие описи или акты (не менее чем в двух экземплярах). Данные в эти формы можно вносить как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и от руки.

Обратите внимание: описи должны быть заполнены ясно, без помарок и подчисток. Кроме того, нельзя оставлять незаполненные строки (на последних страницах незаполненные строки прочеркивают).

Документы подписывают все члены комиссии и работники, ответственные за сохранность имущества.

Если в описи нет хотя бы одной необходимой подписи, результаты инвентаризации также могут признать недействительными. Напомним, что опись следует хранить в архиве учреждения не менее пяти лет.

На активы, которые находятся на ответственном хранении, арендованные или полученные для переработки, составляют отдельные описи.

В случае расхождения фактических данных с информацией по бухгалтерскому учету суммы отклонений заносят в сличительные ведомости.

Излишки следует оприходовать по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующую сумму зачислить в состав доходов учреждения. Недостачу в пределах норм естественной убыли относят в состав расходов. При выявлении недостачи сверх норм ее следует списать за счет виновных лиц.

Как быть, если виновные не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них? В этом случае сумму списывают на увеличение расходов учреждения.

Сроки и периодичность инвентаризации

Их устанавливает руководитель учреждения. Однако есть случаи, когда проведение инвентаризации предусмотрено законодательством или нормативными актами. В частности, такой процедуры не избежать:
— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании ГУПа или МУПа;
— перед составлением годовой отчетности кроме имущества, проверка наличия которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
— при смене материально ответственных лиц;
— при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
— в случае чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при ликвидации (реорганизации) учреждения.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка