Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Всеобщий переход на онлайн‑кассы — срочно присоединяйтесь

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Лицензирование строительства

9 октября 2007 3308 просмотров

На вопросы о лицензировании строительства отвечает Александр Васильевич Толкачев, генеральный директор Федерального лицензионного центра при Росстрое.

Лицензирование строительства и проектирования зданий и сооружений, а также инженерных изысканий по ним продлено до 1 июля 2008 года. Каковы причины этого продления?

Действительно, Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 136-ФЗ введена норма о продлении отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства до 1 июля 2008 года.

Дело в том, что на сегодняшний день пока не предложено альтернативных и более эффективных механизмов регулирования в этой отрасли.

В связи с этим возникает вопрос: а можно ли считать альтернативой лицензированию саморегулирование в строительстве, дискуссия о создании которого идет в последнее время?

Да, такие предложения есть.

Все законопроекты по саморегулированию, подготовленные к рассмотрению в Госдуме, направлены на внесение изменений в Градостроительный кодекс РФ. Однако по своей концепции они практически не отличаются друг от друга.

Существующему порядку лицензирования уже 16 лет. Сегодня строительная отрасль на подъеме, финансируемая главным образом за счет средств населения, но и проблем немало. Поэтому, принимая во внимание, в частности, имевшие место случаи с обманутыми участниками долевого строительства, контроль за строительными организациями ослаблять нельзя.

В рамках поставленной Президентом РФ задачи – реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье» – одним из приоритетных направлений должно стать обеспечение должного контроля и прозрачности строительной деятельности.

Получается, что отмена лицензирования сведет на нет все прежние достижения в этой области?

Получается, что так. Сегодня лицензирование, осуществляемое Росстроем, обеспечивает достаточно серьезные гарантии того, что та или иная компания соответствует требованиям, предъявляемым к документации, квалификации специалистов, качеству работ, ответственности перед потребителем. В этом реестре значится 266 тысяч лицензий, 219 лицензиатов. О каждом собрана предельно полная информация: юридический адрес, контактные телефоны, сведения о руководстве, о проверках компании и их результатах. Реестр постоянно обновляется, и любой желающий имеет к нему доступ. Одномоментная отмена лицензирования повлечет за собой информационный коллапс. Доступ потребителя к информации резко ограничится. Это может дать свободу для различных злоупотреблений со стороны строительных организаций. Поэтому если отменить сейчас лицензирование и ничего не предложить взамен, то будет совершена большая ошибка.

В связи с этим какие нормативные документы необходимо принять?

Если говорить о переходе строительной отрасли на саморегулируемое управление, то необходимо создать не только соответствующую законодательную базу, но и современную систему нормативных документов и технических регламентов. В тех законопроектах, которые предлагаются сейчас, недостаточно четко выстроены приоритеты задач саморегулируемых организаций. Во-первых, нет обоснованных критериев членства в этих организациях. Во-вторых, не отработаны механизмы имущественной ответственности в отрасли, проведение работ в которой связано со значительными рисками при возведении зданий и сооружений и их эксплуатации. Велика вероятность того, что при отработке механизмов саморегулирования взамен административных барьеров возникнут другие искусственные барьеры.

То есть вы считаете, что лучше усовершенствовать порядок лицензирования, нежели его отменить?

Пока нет других адекватных механизмов, которые могли бы определить, достойна та или иная компания заниматься строительной деятельностью, лицензирование отменять не следует. Полагаю, что дальнейшее совершенствование лицензирования было бы гораздо эффективнее саморегулирования. Недаром ведь некоторые страны (например, Китай) успешно перенимают российскую систему в области лицензирования строительства. Лицензирование дает твердые гарантии того, что лицензируемые участники строительного рынка имеют специалистов, необходимых для тех работ, которые они реально осуществляют, платят налоги и имеют постоянный адрес.

И какие меры для этого необходимы?

В первую очередь нужно рассмотреть вопрос о повышении требований к лицензированным участникам строительного рынка, ввести механизмы имущественной ответственности, в том числе страхования. Это позволит минимизировать строительные риски и обеспечить финансовую устойчивость во взаимоотношениях участников инвестиционно-строительного процесса, включая потребителей строительной продукции.

Стоит внести коррективы в механизм приостановления и аннулирования лицензий. Напомню, сейчас это возможно только посредством привлечения судебных органов. Такой порядок влечет дополнительные издержки для строительных организаций и перегружает суды. Кстати, для вынесения решения в любом случае приглашаются специалисты из лицензионного центра. Некоторые лицензируемые виды деятельности (например, в банковской сфере) вернули обратно к практике административной приостановки деятельности на 50–60 дней. Этого срока достаточно для выполнения необходимых требований или для устранения нарушений, влекущих прекращение лицензии. То же самое необходимо предпринять и в сфере строительства.

Планируется ли в ближайшее время разработка и публикация нормативных документов?

Инициаторы отмены лицензирования видов деятельности в строительной отрасли предполагают в течение года разработать и ввести на законодательном уровне механизмы негосударственного регулирования в данной сфере, которые им не удалось ввести к предыдущему сроку отмены лицензирования – к 1 июля 2007 года, определенному Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 252-ФЗ.

Но, думаю, в течение года создать прочную правовую и нормативную базу вряд ли удастся. Прежде всего, это касается первых двух технических регламентов в строительстве, определенных в Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184 «О техническом регулировании», которые появятся только к 2010 году. Необходимо разработать в соответствии с правительственной программой еще несколько десятков других регламентов для безопасного ведения работ в строительной отрасли. Особое внимание следует уделить действующим нормативным документам в строительстве, которые не корректировались после выхода Федерального закона № 184 «О техническом регулировании». Многие из этих документов устарели, не соответствуют современным требованиям российского законодательства. Остро стоит проблема безопасности при проектировании и строительстве высотных зданий, проведении инженерных изысканий для их строительства и дальнейшей эксплуатации этих зданий.

Таким образом, лицензирование хотя и получает порой критические замечания в свой адрес, однако на сегодняшний день является системой, обеспеченной законодательной, нормативно-правовой и методической базой. Оно создает субъектам предпринимательства максимально либеральные условия для выхода на рынок строительных и проектно-изыскательских услуг.

Кто и как будет контролировать качество строительства после возможной отмены лицензирования? Какие рычаги контроля останутся у Росстроя?

Механизм контроля пока неясен. А вот Росстрою будет крайне сложно реально влиять на процесс обеспечения безопасности и качества строительства.

И наконец, сугубо практический вопрос. Если у строительной организации закончился срок лицензии, какой срок соискатель должен указать в заявлении?

В соответствии с законодательством срок действия лицензии пять лет. Соответственно, срок, указываемый в лицензии, должен быть пять лет.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка