Журнал, справочная система и сервисы

Реестров становится больше

9 октября 2007 801 просмотр

, ведущий редактор-эксперт редакции отраслевых изданий по налогам и учету

Роснедвижимость начала учитывать объекты капстроительства в едином реестре. Для унификации данной процедуры Минэкономразвития России приказами от 26 апреля 2007 г. № 146 и № 147 (далее – приказ № 146 и приказ № 147) утвердило специальные регламенты. В первом установлены правила внесения сведений об объектах в госреестр, а во втором сказано, каким образом заинтересованные лица могут эти сведения получить.

Зачем это нужно

Законодатели уже не раз заявляли о своих намерениях ввести вместо налога на имущество налог на недвижимость. Цель – исчислять данный налог не от инвентаризационной оценки объектов, а от их кадастровой (то есть рыночной) стоимости.

Для этого совсем недавно был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», который вступит в силу 1 марта 2008 года (далее – Закон № 221-ФЗ). Вести кадастр будет Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость). Составной частью этого кадастра как раз и является Единый государственный реестр объектов капитального строительства (далее – Реестр).

Кроме кадастра Роснедвижимость будет вести государственный технический учет объектов капитального строительства, а также выдавать заинтересованным лицам сведения об объектах, содержащихся в Реестре.

Для того чтобы подразделения Роснедвижимости по всей стране работали одинаково, Минэкономразвития России и утвердило соответствующие регламенты, которые вводятся в действие поэтапно.

Адреса центрального аппарата Роснедвижимости и его территориальных подразделений приведены в рубрике «Для справки» на стр. 105.

Подаем сведения в Реестр

В настоящее время сведения об объектах капитального строительства учитывают в бюро технической инвентаризации (БТИ). Именно эти сведения и будут в первую очередь вносить в Реестр. В Регламенте, утвержденном приказом № 146, установлено, что до принятия соответствующих нормативных правовых актов заинтересованными лицами, подающими заявления на регистрацию объекта, будут организации технической инвентаризации (ОТИ). Они должны получить аккредитацию в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70.

Получается, что после завершения строительства объекта для постановки его на технический учет (внесения сведений в Реестр) организации нужно обратиться в ОТИ. Именно здесь сформируют пакет необходимых документов для подачи в территориальное подразделение Роснедвижимости.

Какие документы необходимы

Для внесения сведений в Реестр потребуют:
1) заявление по форме, приведенной в приложении № 3 к Регламенту, утвержденному приказом № 146;
2) технический паспорт объекта в бумажном виде (в трех экземплярах) и в электронном виде;
3) копии правоустанавливающих документов.

Правоустанавливающими документами на объекты капстроительства являются:
– акт органов государственной власти или местного самоуправления;
– договор и другие сделки, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим на момент совершения сделки;
– свидетельство о государственной регистрации права;
– свидетельство о праве на наследство;
– вступивший в законную силу судебный акт;
– иные документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, ограничение (обременение) прав на объект.

Обратите внимание: специализированное программное обеспечение для формирования сведений об объектах капитального строительства обязательно должно быть в ОТИ. Таково одно из требований получения им аккредитации в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 5 апреля 2005 г. № 70.

В заявлении должны быть указаны наименование и местоположение (адрес) объекта, полное наименование организации-заявителя (фактический и юридический адрес, ИНН, телефон), а также причина, по которой организация обращается в Роснедвижимость (возникновение нового объекта, изменение отдельных характеристик существующего или ликвидация объекта).

Заявление подписывает уполномоченный сотрудник ОТИ и ставит печать.

Поскольку заявление ОТИ составляет от имени конкретной заинтересованной организации, то в нем указывают фамилию ее представителя (а также реквизиты документа, удостоверяющего его личность) и реквизиты выданной ему доверенности. Также необходимо предъявить документы о регистрации организации. Если документы подает непосредственно руководитель компании, то его полномочия могут подтверждаться решением собственника или уполномоченного органа о назначении (избрании) на должность.

Куда подавать документы

Сформированный пакет документов подают в подразделение Роснедвижимости, обслуживающее территорию, на которой расположен объект капитального строительства.

Причем подать документы организация может лично через своего уполномоченного сотрудника или по почте. Если организация направляет документы по почте, то к сформированному пакету документов необходимо дополнительно приложить опись вложения.

Кстати, получить подтверждение о внесении сведений в Реестр и удостоверенный технический паспорт на объект капитального строительства организация также может по почте. В этом случае в заявлении на регистрацию объекта должен быть вписан почтовый адрес, по которому подразделение Роснедвижимости вышлет документы.

Обратите внимание: статьей 19 Закона № 221-ФЗ предусмотрена уплата госпошлины за постановку на учет объекта недвижимости (за внесение изменений или снятие объекта с учета пошлина не взимается). Однако данный нормативный акт вступит в силу только 1 марта 2008 года, да и в главе 25.3 Налогового кодекса РФ размер такой пошлины пока не установлен.

Почему могут отказать

Сотрудник подразделения Роснедвижимости может не принять заявление от организации, если:
– в нем или прилагаемых документах есть неоговоренные исправления, серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание, подчистки, приписки или зачеркнутые слова;
– заявление или прилагаемые к нему документы написаны карандашом;
– не представлен полный пакет документов, в том числе если поврежден электронный носитель.

Кроме того, есть основания и для отказа во внесении сведений в Реестр. Это происходит, если:
– организация, изготовившая технический паспорт объекта, не имеет аккредитации;
– технический паспорт не соответствует установленной форме;
– в техническом паспорте нет сведений, которые являются обязательными;
– сведения паспорта не соответствуют сведениям, содержащимся в правоустанавливающих документах.

Если же все документы в порядке, то подразделение Роснедвижимости должно внести сведения в Реестр в течение десяти рабочих дней со дня приема заявления от организации.

О полномочиях заинтересованных лиц

Заинтересованные лица имеют право получить сведения об объектах капитального строительства, которые внесены в Реестр. Это регулируется Регламентом, утвержденным приказом № 147.

К заинтересованным лицам, которым может быть предоставлена информация, относят:
– собственников, балансодержателей или их доверенных лиц;
– наследников по закону или по завещанию;
– правоохранительные органы и суды (по находящимся в их производстве делам);
– органы государственной власти и местного самоуправления (об объектах, расположенных на их территории);
– налоговые органы (об объектах, которые находятся в сфере их ведения);
– органы государственной статистики (в части сведений, которые необходимы для статистического наблюдения);
– учреждения юстиции, регистрирующие права на недвижимое имущество.

Для получения общедоступной информации необходимо обратиться в соответствующее подразделение Роснедвижимости с заявлением, составленным согласно Регламенту, утвержденному приказом № 147. Заявление можно представить лично или же направить по почте.

Если требуется получить информацию ограниченного доступа, то к заявлению дополнительно необходимо приложить копии документа, который подтверждает право на получение таких сведений, и документа, подтверждающего полномочия заявителя. Причем такие сведения по почте подразделение Роснедвижимости не пересылает.

Причины для отказа

Заявление на выдачу сведений не примут, если в нем (или прилагаемых документах) есть неоговоренные исправления, подчистки, приписки т. п. Отказ также последует, если не представлен полный комплект необходимых документов или запрошена информация ограниченного доступа, а подтверждения права на ее получение у заявителя нет.

В каком виде предоставляют сведения

Сведения из Реестра подразделение Роснедвижимости предоставляет заинтересованному лицу в виде:
– плана объекта недвижимости;
– выписки, содержащей сведения об объекте;
– выписки со сведениями, относящимися к информации ограниченного доступа;
– выписки об отсутствии в Реестре запрошенной информации;
– уведомления об отказе в предоставлении сведений.

Для выдачи информации из Реестра отведено пять рабочих дней со дня получения заявления от заинтересованного лица.

В заключение отметим, что вопрос о взимании платы за выдачу сведений из Реестра пока неясен. С одной стороны, согласно пункту 2.4.1 Регламента, утвержденного приказом № 147, данные сведения предоставляются бесплатно. Вместе с тем пунктом 11 ста-

тьи 14 Закона № 221-ФЗ установлено, что за выдачу таких сведений взимается госпошлина. Но, как уже было сказано выше, этот закон вступит в силу только 1 марта 2008 года, а размер соответствующей пошлины Налоговым кодексом РФ пока еще не установлен.

Сроки начала применения регламентов

Административные регламенты на территории регионов вступают в силу поэтапно:
– 1 июля 2007 года – в Кемеровской, Самарской, Тверской областях;
– 1 июля 2008 года – в Калужской, Калининградской, Нижегородской, Иркутской, Ростовской областях, Краснодарском, Красноярском краях, республиках Татарстан и Башкортостан;
– 1 июля 2009 года – в Удмуртской и Чувашской республиках, в Архангельской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Кировской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Пермской, Саратовской, Свердловской, Тульской, Тюменской, Челябинской, Ярославской областях, Приморском, Ставропольском, Хабаровском краях, в Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;
– 1 июля 2010 года – на всей территории Российской Федерации.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка