Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Нововведения по госзакупкам

8 ноября 2007 1227 просмотров

, директор Института госзакупок РАГС, председатель Ассоциации экспертов по госзакупкам

Статьи по теме

С 1 октября этого года вступили в силу поправки в Закон о госзакупках, внесенные Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ. В нашей статье мы рассмотрим самые значимые новации законодательства о размещении госзаказов.

Специализированная организация

Достаточно много существенных изменений внесено в общие положения Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (далее Закон № 94-ФЗ). Например, вот какие нововведения касаются деятельности специализированной организации:

1) основой ее взаимодействия с заказчиком или уполномоченным органом на размещение заказа теперь может быть исключительно контракт (ч. 1 ст. 6 Закона № 94-ФЗ);

2) выбор специализированной организации может осуществляться как путем проведения торгов, так и по результатам запроса котировок цен (ч. 2 ст. 6 Закона № 94-ФЗ).

Комиссии по размещению заказа

Поговорим об изменениях, касающихся деятельности комиссии по размещению заказа. Прежде всего отметим введение новой части 3.1 статьи 7 Закона № 94-ФЗ. В ней предусмотрена обязанность при проведении «творческих» закупок путем открытого конкурса в состав комиссии включать лиц творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. При этом число таких лиц должно составлять не менее половины от общего числа членов комиссии.

Кроме того, дополнена часть 4 статьи 7 Закона № 94-ФЗ. Согласно новому регламенту, в комиссию не могут включаться физические лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере размещения заказов.

А вот в составе аукционной комиссии появилась новая должность — аукционист. Его выбирают из числа членов рассматриваемой комиссии путем открытого голосования большинством голосов (ч. 5.1 ст. 37 Закона № 94-ФЗ).

К функциям комиссий добавилось ведение протокола об отказе от заключения контракта (ч. 6–8 ст. 7 Закона № 94-ФЗ).

И еще одна новация появится в скором будущем. Это новое требование к квалификационному составу комиссии. Хотя бы один из ее членов должен пройти профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных (муниципальных) нужд. Действовать такое нововведение начнет с 1 января 2009 года.

Контракт. Что нового?

В Законе № 94-ФЗ расширены основания для отказа от заключения контракта между заказчиком и победителем процедуры размещения заказа. Теперь это может случиться, когда установлен факт наличия у участника задолженности по налогам, сборам, иным обязательным платежам за прошедший календарный год. Но только когда размер долга превышает 25 процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. А также при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности. Такие поправки внесены в часть 3 статьи 9 Закона № 94-ФЗ.

Новацией является также то, что в случае отказа или уклонения от заключения контракта комиссией в обязательном порядке должен быть составлен протокол об отказе от заключения контракта.

Теперь для проверки качества поставляемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг заказчик вправе привлекать независимых экспертов. Выбирают их по правилам, установленным Законом 94-ФЗ.

Хотя Законом о госзакупках и установлено, что цена государственного (муниципального) контракта является фиксированной, в новой редакции расширено количество случаев, при которых возможно ее изменение. Например, если изменились цены (тарифы), регулируемые государством, при закупках услуг естественных монополий (ч. 6.4. ст. 9 Закон № 94-ФЗ). А также, когда допускается заключение контракта с оплатой по цене единицы услуги (работы) исходя из фактического объема оказанных (выполненных) услуг (работ). Такое возможно при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг (ч. 4.2. ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

С последними изменениями Закона № 94-ФЗ у заказчика появилось право увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота). Но такое право заказчик должен предусмотреть в конкурсной документации или документации об аукционе. Правда, при этом цена единицы товара фиксируется, то есть не может превышать цены единицы товара, полученной по результатам процедуры размещения заказа (ч. 6.5. ст. 9 Закона № 94-ФЗ).

Новое требование к участникам

Появилось новое требование к претендентам на участие в торгах. Оно может устанавливаться заказчиком, уполномоченным органом только при конкретных обстоятельствах. Во-первых, когда размещение заказа осуществляется на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона. Во-вторых, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн руб. и более. Тогда может устанавливаться такое требование, как наличие у претендента опыта выполнения аналогичных работ в течение последних пяти лет. При этом стоимость этих работ должна составлять не менее чем 25 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключения которого проводится аукцион (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Отметим еще одно нововведение. Теперь заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны проверить соответствие участников размещения заказа на наличие их в реестре недобросовестных поставщиков. Конечно, если такое требование было установлено. А вот проверка участника на соответствие иным требованиям — это право, а не обязанность заказчика, уполномоченного органа, конкурсной или аукционной комиссии (ч. 6 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).

Контроль в сфере размещения заказа

Статья 17 Закона № 94-ФЗ, посвященная контролю за соблюдением законодательства о размещении заказов, полностью заменена. Какие же изменения внесены?

Расширено число субъектов, подпадающих под контроль. К ним теперь также относятся:
— уполномоченный на ведение официального сайта федеральный орган исполнительной власти;
— организация, оказывающая услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению его функционирования;
— уполномоченные на ведение реестров контрактов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления;
— операторы электронных площадок.

Заметим, проверке не подлежат результаты оценки заявок на участие в конкурсе по следующим критериям:
— функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
— качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
— художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или муниципального контракта;
— качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
— квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства.

Отметим также, что статьей 17.1 Закона № 94-ФЗ теперь отдельно прописана обязанность предоставления информации в контрольные органы. Последние же в свою очередь обязаны соблюдать государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну.

Изменения в порядке проведения конкурсов

Процедурная часть размещения заказов путем проведения конкурса существенных изменений не претерпела. Единственным значимым изменением стали коррективы в разделе оценки и сопоставления заявок. Теперь совокупная значимость критериев должна составлять 100 процентов (ч. 2 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, установлено соотношение между ценовыми и неценовыми критериями (ч. 6 ст. 28 Закона № 94-ФЗ). Введена новая глава, регламентирующая проведение «творческих» закупок путем открытого конкурса*.

Запрос котировок. Что изменилось?

Обратите внимание на некоторые поправки в процедуре запроса котировок. Во-первых, изменились требования по периодичности использования данного способа размещения заказа. Так, заказчик, уполномоченный орган не вправе проводить закупку путем запроса котировок на поставку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ).

Во-вторых, стала проще котировочная заявка. Теперь вместо ранее указываемых сведений участник соглашается исполнить условия контракта, указанные в извещении (п. 4 ст. 44 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, заказчики получили право на дозакупку способом запроса котировок на любую сумму следующих видов товаров:
— продовольствия;
— средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи;
— лекарственных средств;
— топлива.

Но только в случае, если эти товары необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, а их отсутствие может нарушить такое жизнеобеспечение. И еще одно условие. Воспользоваться этой возможностью разрешается, если контролирующими органами выдано предписание об отмене результатов торгов. Это право предусмотрено частью 6 статьи 42 Закона № 94-ФЗ.

Закупки у единственного источника

Поговорим о нововведениях в этот способ размещения заказа. Здесь много существенных поправок. Прежде всего отметим, что расширен список оснований, при которых закупка может быть проведена у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). К ним добавились:
— закупка в официальных СМИ всех документов по результатам проведения конкурсов и аукционов (п. 15 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
— размещение заказов на продукты творчества в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права (п. 18, 19 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
— осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия (п. 20 ч. 2 ст. 55 Закона № 94 ФЗ);
— осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким государственным или муниципальным заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, и заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п. 21 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ);
— осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами (п. 22 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

С 1 октября 2007 года муниципальные заказчики проводят согласование при проведении закупки у единственного источника по основаниям, требующим этого, в контрольном органе соответствующего субъекта Российской Федерации.

Поговорим о случаях, при которых заказчик обязан уведомить контрольный орган. Так, к основанию закупки вследствие непреодолимой силы добавились обстоятельства, требующие срочного медицинского вмешательства (п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ). Кроме того, появилось еще одно основание, при котором требуется уведомление. Это возникновение потребности в работах (услугах), выполнение (оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти или подведомственными им учреждениями или унитарными предприятиями (п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Новое в процедуре обжалования

Контрольные органы размещают на официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также копию решения, предписания, вынесенных по результатам рассмотрения жалобы (ч. 1, 8 ст. 60 Закона № 94-ФЗ). В случае принятия решения о приостановлении размещения заказа государственный или муниципальный контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу (ч. 4 ст. 60 Закона № 94-ФЗ).

О других изменениях

Появилось уточнение по оказанию преференций субъектам малого предпринимательства.

В том случае, если в ходе проведения торгов или запроса котировок не подана ни одна заявка или подана только одна, но она не соответствует предъявляемым требованиям, повторное размещение заказа у субъектов малого бизнеса не проводится и объем товаров, работ, услуг учитывается в общем годовом объеме преференций. Такие поправки внесены в статью 15 Закона № 94-ФЗ. Это нововведение сильно облегчит заказчикам жизнь.

Еще одно уточнение внесено в правила формирования реестров. Так, в случае, если в условия государственного или муниципального контракта были внесены изменения, заказчики обязаны в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направить соответствующие сведения в уполномоченные на ведение реестров контрактов органы (ч. 3 ст. 18 Закона № 94-ФЗ).

Кроме того, внесено следующее изменение. Теперь в реестры контрактов не включаются сведения о государственных или муниципальных контрактах и об иных гражданско-правовых договорах, заключенных в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ. Об этом сказано в части 3 статьи 18 Закона № 94-ФЗ.

Полностью поменялась статья 41 Закона № 94-ФЗ, регламентирующая проведение открытого аукциона в электронной форме.

В новой редакции части 1 статьи 3 Закона № 94-ФЗ уточнено и расширено понятие государственных нужд. Добавлены потребности государственных заказчиков в товарах (работах, услугах), необходимых:
— для осуществления функций и полномочий Российской Федерации или субъектов Российской Федерации;
— для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, а также региональных целевых программ.

Какие перемены ожидают в будущем

С 1 января 2008 года вводится уточнение о том, что к категории государственных заказчиков будут относиться не государственные внебюджетные фонды в целом, а только их органы управления (ч. 1 ст. 4 Закон № 94-ФЗ).

С 1 января 2010 года перестанут существовать все официальные сайты регионального и муниципального уровня. Информация будет размещаться только на едином официальном сайте Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 Закона № 94-ФЗ). Кроме того, с 1 января 2011 года утрачивает силу обязательное требование по публикации информации о размещении заказов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка