Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Инвентаризация: отражаем результаты

8 ноября 2007 1816 просмотров

, редактор-эксперт редакции журнала «Учет в бюджетных учреждениях»

Перед сдачей годовой отчетности все бюджетные учреждения проводят инвентаризацию имущества и обязательств*. Ее результаты необходимо корректно зафиксировать в документах, а также отразить бухгалтерскими проводками. О том, как это сделать, и поговорим.

Документальное оформление

При проведении инвентаризации комиссия вносит сведения об активах и обязательствах в специальные регистры — инвентаризационные описи. Список форм регистров можно найти на сайте www.budgetnik.ru.

Документы заполняют отдельно по каждому материально ответственному лицу и указывают места проведения инвентаризации. Кроме того, на описи должна быть расписка лица, ответственного за сохранность имущества. Заполненные документы подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии учреждения.

В описях необходимо отразить в суммовом и количественном выражении сведения о фактическом наличии имущества по данным бюджетного учета, а также выявленные недостачи или излишки. Оформленные описи передают в бухгалтерию.

Если обнаружены расхождения между фактическими остатками и данными бухгалтерского учета, то суммы отклонений заносят также в специальную ведомость расхождений по результатам инвентаризации (форма 0504092).

На основании этого документа составляют акт о результатах инвентаризации (форма 0504835). Он утвержден в приложении 2 к Инструкции № 25н.

Обратите внимание: если в учреждении находятся, например, арендованное имущество или ценности, которые приняты на ответственное хранение, то на них составляют отдельные инвентаризационные описи (сличительные ведомости).

Регулирование выявленных разниц

Возможно, что при инвентаризации будут выявлены расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета.

Их отражают в определенном порядке. Он установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49) и Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н).

Излишки имущества и неучтенные обязательства приходуют и соответствующую сумму зачисляют на финансовые результаты бюджетного учреждения — на увеличение финансирования. Причины их возникновения и виновное лицо устанавливают.

Недостачу и порчу имущества в пределах норм естественной убыли относят на уменьшение финансирования учреждения, а сверх норм — на счет виновных лиц. Если виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, то такие убытки списывают на уменьшение финансирования. Недостачи и убыль ценностей списывают по распоряжению руководителя учреждения.

Предложения о регулировании выявленных расхождений фактического наличия ценностей с данными бухгалтерского учета представляют на рассмотрение руководителю.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяют после зачета по пересортице. Если после этого все же осталась недостача, то нормы применяют только по тем ценностям, по которым установлена недостача. При отсутствии утвержденных норм убыли недостача признается убылью сверх норм. Не забудьте, что излишки и недостачи материальных ценностей принимаются к учету по рыночной стоимости, то есть в сумме, которую можно получить в результате продажи таких активов.

Инвентаризация завершена

После проведения инвентаризации необходимо:
— документально отразить соответствие фактических данных об имуществе и обязательствах записям в бухгалтерском учете либо их расхождения;
— выявить имущество, непригодное для дальнейшего использования и подлежащее списанию;
— выделить из общей массы мягкого инвентаря те предметы, которые нужно списать из-за окончания установленных законодательно сроков службы;
— проверить списание израсходованных материалов (запчастей, строительных материалов, хозяйственных средств) в соответствии с законодательно установленными нормами;
— выявить задолженность, которую нужно списать.

Напомним, что все имущество и обязательства, подлежащие списанию, снимаются с учета на основании письменного обоснования и распоряжения руководителя.

Правила применения зачета при пересортице

Взаимный зачет излишков и недостач может быть сделан только в виде исключения (письмо Минфина России от 19 августа 2004 г. № 07-05-14/217).

Зачет производится:
— за один и тот же проверяемый период,
— у одного и того же ответственного лица,
— в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования,
— в тождественных количествах.

Материально ответственные лица представляют объяснения инвентаризационной комиссии о причинах допущенной пересортицы. Если при зачете стоимость недостающих ценностей выше стоимости излишка, то разница взыскивается с виновных лиц. Сумму взаимного зачета при пересортице отражают в сличительной ведомости.

Отражение результатов в бухгалтерском учете

Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности по итогам года. Срок отражения результатов в учете нужно закрепить внутренним актом учреждения.

На основании данных ведомостей расхождений по форме 0504092 бухгалтер вносит исправительные записи и делает корректирующие проводки.

Проводки по учету излишков выглядят так: см. таблицу .

Суммы недостач также по рыночной стоимости отражают по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 209 00 560 и кредиту счета 401 01 172 (п. 161 Инструкции № 25н). При возмещении ущерба делают запись по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 209 00 660. Списание недостач из-за стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций отражают по дебету счета 401 01 273.

Запишем основные операции по учету недостач: см. таблицу стр. 1 , стр. 2 .

Подводим итоги

По окончании инвентаризации может быть проведена контрольная проверка правильности ее проведения. Такая процедура осуществляется с участием всех членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц. Контрольные проверки возможны только до открытия склада, кладовой и аналогичных мест хранения, где только что проводилась инвентаризация. По завершении оформляют акт и результаты регистрируют в книге учета контрольных проверок.

В заключение отметим, что во время инвентаризации может выясниться, что какие-либо ценности и операции были отражены в бухгалтерском учете неверно. В этом случае бухгалтер вносит соответствующие исправления в учете.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка