Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

Не забудьте про самые важные дела декабря

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Экологические платежи… с офисов?

9 ноября 2007 3631 просмотр

, эксперт журнала «Главбух»

, ассистент менеджера Практики правового консалтинга ЗАО «БДО Юникон»

Должна ли компания платить за обычный мусор и надо ли безоговорочно выполнять все требования Ростехнадзора? Ответы — в нашей статье.

Кто должен платить за мусор

Если с загрязнением атмосферы или воды все ясно — поддерживать экологию «материально» должно предприятие, которое и делает выбросы, — то с обычным мусором дело обстоит сложнее.

Согласно статье 21 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», платить следует за размещение мусора. Проще говоря, за вывоз на свалку. Ну а кто это должен делать? Тот, кому отходы принадлежат.

Посмотрим, кто обычно избавляется от мусора. Если компания располагается в собственном помещении, то она подписывает договор на вывоз мусора со специализирующейся на этом фирмой. Если же предприятие арендует площади, то уборкой занимается либо хозяин помещений, либо опять же специальная фирма, договор с которой заключен напрямую. Как определить, кому принадлежит мусор? В этом помогает текст соглашения.

Допустим, в контракте на вывоз мусора (или в договоре аренды) переход права собственности на отходы не предусмотрен. Тогда платить за экологию придется «производителю» отходов (то есть арендатору). Это следует из статьи 4 Закона № 89-ФЗ. А вот когда право собственности на мусор переходит перевозчику или арендодателю, то платить за загрязнение должны они. Это подтверждает письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 июля 2007 г. № 04-09/1001. Поэтому компании лучше предусмотреть в договоре пункт о переходе права собственности на мусор.

Чего требует Ростехнадзор и как реагировать на его предписания

Допустим, переход права собственности на мусор контракт не оговаривает, и компания вынуждена платить взносы самостоятельно. Для этого нужно встать на учет в местном управлении Ростехнадзора. Во время регистрации чиновники требуют, чтобы компания получила лицензию и определила нормативы образования отходов. Кроме того, возможны штрафы за то, что раньше предприятие не платило экологические взносы. Проанализируем, имеет ли смысл выполнять все указания чиновников и какова вероятность штрафа на деле.

Штрафы за опоздание с платежами

Одна из главных причин, по которой многие компании не хотят связываться с Ростехнадзором, — боязнь штрафа за то, что раньше экологические платежи не поступали. Сразу скажем, что теоретически такие санкции предъявить могут. Но на практике дело обстоит иначе. Если компания сама встает на учет в Ростехнадзоре, то за подобную сознательность штрафы ей не выставляют. Это нам подтвердили в финансовом управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

КОММЕНТИРУЕТ ЧИНОВНИК
Жанна Новикова, начальник отдела регулирования и администрирования платежей в области охраны окружающей среды финансового управления Федеральной налоговой службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:

- В соответствии с п.1 ст 16 ФЗ от 10 января 2002 г. № 4-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. И если компания, которая обязана вносить экологические платежи и сдавать отчетность, этого не делает, ее могут оштрафовать. За то, что не платила – по ст.8.41 Кодекса об административных правонарушениях. А зато, что не представляла расчеты, организация может быть привлечена в том числе по ст. 8.5. Срок давности по таким нарушениям составляет 1 год. Хочу отметить, что если компания обратилась по вопросу постановки на учет в территориальный орган Ростехнадзора, то это совершенно не означает, что к компании будут применены штрафы.

Лицензия на перевозку и размещение мусора

Иногда Ростехнадзор настаивает на том, чтобы компания получила лицензию на «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов». При этом чиновники ссылаются на подпункт 74 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». А для того чтобы организация была достойна лицензии, Ростехнадзор предлагает обучить ее сотрудников. Однако предприятие, для которого деятельность по размещению отходов не является основной, такую лицензию получать вовсе не обязано.

Это подтверждает арбитражная практика. Например, в постановлении ФАС Центрального округа от 12 декабря 2006 г. по делу № А54-2730/2006-С2 судьи отметили следующее. Компания, которая не перевозит, не использует и не утилизирует отходы, получать лицензию не должна. Тем более если основная деятельность организации с размещением отходов не связана. Такие же выводы содержат постановления ФАС Поволжского округа от 9 августа 2007 г. по делу № А49-7026/06-309АДИ/13 и ФАС Уральского округа от 5 сентября 2007 г. № Ф09-7105/07-С1.

Нормативы и лимиты размещения отходов

Еще одно требование, которое чиновники Ростехнадзора обычно предъявляют на проверках. Плательщикам «мусорных» взносов вменяют в обязанность разработать особый проект, где будут установлены нормативы образования отходов и лимиты их размещения. Это свое заявление контролеры основывают на статье 11 и пункте 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ.

Нужно ли заниматься разработкой этого документа? Предупредим о нескольких моментах, немаловажных для принятия решения.

За отсутствие проекта чиновники грозят штрафом по статье 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Там оговаривается неверное обращение с «отходами производства и потребления или иными опасными веществами». Максимальный штраф по этой статье составляет 100 000 руб. Однако судьи далеко не всегда поддерживают такие санкции. Возьмем постановление ФАС Поволжского округа от 12 июля 2007 г. по делу № А57-168/07-35. В рассматриваемой ситуации Ростехнадзор оштрафовал розничного торговца по статье 8.2 — за то, что у него не оказалось проекта нормативов по отходам. Но судьи штраф отменили. Более того, они отметили, что от торговли в розницу не могут образоваться отходы производства и потребления, относящиеся к опасным веществам.

Между тем судьи вполне могут занять и противоположную позицию. Поэтому, чтобы избежать штрафа, лучше проект все-таки составить. В пользу этого решения есть и еще одно соображение. Если у компании нет проекта, то весь мусор считается сверхлимитным. И за него придется платить в пятикратном размере. Это следует из пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632.

Сделать это могут специализированные организации. Стоимость их услуг — от 10 000 руб. в зависимости от региона.

Но компания может разработать этот проект и сама. Причем организации, которые заняты в непроизводственной сфере, вправе составить его по упрощенной форме. Такую возможность им предоставляет пункт 9 приказа МПР России от 11 марта 2002 г. № 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение». Как действовать, чтобы правильно оформить упрощенный документ, объяснено в этом же приказе. В частности, нужно привести:

— общие сведения о юридическом лице (или индивидуальном предпринимателе);
— перечень, состав и физико-химические характеристики отходов, которые образуются в результате деятельности;
— схему операционного движения отходов.

Разработанный проект регистрируют в местном отделении Ростехнадзора.

Как рассчитать платеж за мусор и отчитаться перед Ростехнадзором

Отчитываться за негативное воздействие на окружающую среду и платить взносы придется каждый квартал (отчетный период). А именно до 20-го числа месяца, следующего сразу за отчетным кварталом. Так сказано в пунктах 1 и 2 приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Отчитываться нужно в местном отделении Ростехнадзора по форме, которая утверждена приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204.

Универсальная формула для расчета выглядит так:

П = (Нп * Кэз * Ки) * М,
где П — размер платы за негативное влияние на окружающую среду; Нп — нормативный размер платы за отходы; Кэз — повышающий коэффициент состояния почвы для той экономической зоны Российской Федерации, в которой расположена компания; Ки — коэффициент инфляции; М — количество мусора, образовавшегося за отчетный период.

Теперь разберемся, как формировать показатели. Начнем с нормативного размера платы за отходы (Нп). Существует пять классов опасности отходов. Размер платы для каждого из них указан в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Бытовой мусор относится к четвертому классу — «малоопасные». Тонна образовавшегося за год мусора стоит 248 руб. 40 коп.

Затем норматив платы умножается на повышающий коэффициент состояния почвы (Кэз). Он установлен для каждой экономической зоны России. Значение этого коэффициента можно посмотреть в постановлении № 344.

Результат корректируют на коэффициент инфляции (Ки). В 2007 году он равен 1,4, а в 2008 году — 1,48.

Далее определяют количество мусора (М). В каждом регионе установлены свои годовые нормы образования отходов. Причем они различаются в зависимости от типа организации. В качестве примера можно привести приказ Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Тверской области от 10 мая 2007 г. № 284. В нем представлены нормы образования отходов для гостиниц, детских садов, офисов, рынков и т. д. Кроме того, норма образования мусора связана с конкретным физическим показателем. Скажем, для школ норму устанавливают на одного учащегося, для магазина — на один квадратный метр, для офиса — на одного работника.

Зная норму, определяют количество мусора за отчетный период. Предположим, в регионе введена норма мусора для офиса — 0,05 тонны на одного работника в год. Чтобы вычислить, сколько отходов образовалось в офисе за квартал, нужно норму разделить на 365 дней и умножить на количество рабочих дней сотрудника. Рассчитав все коэффициенты и норматив образования отходов, можно узнать плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка