Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

В чем постоянно путаются бухгалтеры, когда платят НДФЛ и взносы

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Бюджетный кодекс изменен!

30 ноября 2007 101 просмотр

Игорь Кузьмин, консультант департамента бюджетной политики Минфина России

Статьи по теме

С 1 января следующего года вступают в силу изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ. Чтобы встретить новый финансовый год во всеоружии, рассмотрим основные новации бюджетного законодательства в статье.

Когда вступят в силу изменения

Изменения в Бюджетный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (далее — Закон № 63-ФЗ). Новые нормы следует применять, начиная с составления бюджета на 2008 год, а затем и при его исполнении. А также и при представлении бюджетной отчетности за 2007 год. Это связано с утверждением новой Инструкции по ее составлению (приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н).

Для планируемых долгосрочных целевых программ предусмотрен переходный период. Отдельные положения Закона № 63-ФЗ вступят в силу после издания специальных федеральных законов.

Основные новации

Изменения, вступающие в силу в 2008 году, главным образом направлены на комплексное регулирование организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Закон № 63-ФЗ внес целый ряд поправок, которые обеспечивают устранение внутренних противоречий, восполняют пробелы правового регулирования, уточняют формулировки действующей редакции Бюджетного кодекса РФ, создают новые термины и понятия.

Основные нововведения:
— формирование бюджетов на трехлетний период;
— четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса;
— установление единых принципов организации бюджетного процесса;
— уточнение базовых понятий и бюджетной терминологии;
— четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий;
— планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения обязательств;
— усиление стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;
— проведение реструктуризации бюджетной сети;
— отражение каждой программы и видов средств в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета, детальная классификация средств отдельных бюджетов;
— утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ.

Принципы бюджетной системы

В Бюджетный кодекс РФ введены новые принципы «единства кассы» и «подведомственности расходов». Принцип «единства кассы» обеспечивает полную прозрачность и подотчетность формирования и использования бюджетных средств. Принцип «подведомственности» усиливает ответственность за исполнение бюджетных обязательств, устраняет дублирование отдельных полномочий. Одновременно установлена прозрачная и четкая подведомственная сеть главного распорядителя. Также исключена возможность выполнения функций распорядителя бюджетных средств подведомственными органами исполнительной власти и учреждениями других уровней.

Полномочия участников процесса

Установлены особенности правового положения бюджетных учреждений, порядка исполнения ими бюджетных обязательств. Определена и возможность действия отдельных государственных организаций в соответствии с положениями, применяемыми к бюджетным учреждениям.

Одновременно уточнены полномочия участников бюджетного процесса. Прежде всего это сделано в отношении органов исполнительной власти финансового блока. На них лежит первостепенная ответственность за организацию бюджетного процесса.

Теперь четко определены полномочия Минфина России, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Основы составления бюджетов

Среди важных новаций отметим изменение продолжительности финансового периода. Со следующего года федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ будут ежегодно составляться и утверждаться на три года. В результате ранее утвержденные проектировки второго и третьего года станут основой следующего бюджета.

Предложено дифференцированно планировать (и исполнять) разные типы бюджетных обязательств.

Органы государственной власти субъектов РФ получили возможность выбора между утверждением бюджета субъекта и местных бюджетов на три года либо на очередной финансовый год (с составлением перспективного финансового плана).

Одновременно реализован принцип рамочного законодательного регулирования составления проекта бюджета (гл. 20 Бюджетного кодекса РФ). Вводятся общие для всех уровней бюджетной системы нормы, устанавливающие: требования к содержанию среднесрочного финансового плана, к прогнозам социально-экономического развития, порядок утверждения и реализации долгосрочных целевых программ, условия прогнозирования доходов и планирования расходов бюджета, состав показателей, утверждаемых в проекте закона о бюджете, его этапы и сроки составления.

Бюджетная классификация

Внесены изменения и в главу 4 Бюджетного кодекса РФ, которая посвящена бюджетной классификации.

Эти изменения затронули классификацию:
— доходов;
— расходов;
— источников финансирования дефицита бюджетов;
— операций сектора государственного управления.

Немаловажно и то, что значительно расширена самостоятельность каждого уровня власти при определении классификации расходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Они получили возможность адаптировать бюджетную классификацию (в рамках общей бюджетной системы и единой методологии) к специфике и потребностям каждого конкретного бюджета.

Однако для обеспечения единства, прозрачности и обоснованности бюджетной классификации к составным частям ее кодов предъявляют четкие требования.

Доходы бюджета

Закон № 63-ФЗ зафиксировал порядок и нормативы распределения отдельных видов доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Среди важных моментов, затрагивающих применение классификации, назовем положение об обязанности органов Федерального казначейства уточнять назначение платежа. Такое уточнение выполняется на основании решения, представленного соответствующим администратором дохода.

Классификация расходов

В новой редакции раздела 3 Бюджетного кодекса РФ в качестве основных форм бюджетных ассигнований определены: бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг и ассигнования на исполнение публичных обязательств.

Первый вид предназначен для исполнения расходных обязательств, которые возникают в результате заключения, например, соответствующим органом государственной власти (местного самоуправления) и бюджетным учреждением трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера, государственных или муниципальных контрактов. На подобные цели устанавливают предельные объемы (лимиты) средств. Такие ассигнования планируют исходя из выполнения государственных (муниципальных) заданий и отражают в смете доходов и расходов бюджетных учреждений.

Второй вид принимается непосредственно законом и подлежит исполнению без предварительно установленных лимитов средств. Эти ассигнования не носят возмездного характера и ориентированы на достижение общих социальных целей. Они также не требуют планирования непосредственных результатов их использования.

Источники финансирования дефицитов

Внесены редакционные поправки и уточнены действующие понятия в отношении источников финансирования дефицита бюджета. Важными новшествами в отношении заимствований и долга субъектов РФ и муниципальных образований можно назвать введение более жестких ограничений долга и дефицита бюджетов. Кроме того, касательно заимствований субъектов РФ в иностранной валюте также устранены пробелы, неточности и неопределенности. В источниках внутреннего финансирования дефицита бюджета и в программе государственных внутренних заимствований будет отражаться разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг, и средствами, направленными на их погашение. Это сделано для решения необходимых задач по управлению государственным внутренним долгом России и управления ликвидностью.

Межбюджетные трансферты

Уточнены формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации другим бюджетам.

Вводятся дополнительные условия предоставления межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от доли межбюджетных трансфертов в объеме собственных доходов. Правда, здесь не учитываются средства, передаваемые на исполнение делегируемых полномочий.

Также уточнены сроки подготовки, внесения и рассмотрения распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Понятие «субвенция» определяется теперь исключительно как бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету бюджетной системы РФ из федерального или регионального фонда компенсаций. Это понятие применяют и к средствам, которые выделены на исполнение расходных обязательств, возникающих в связи с реализацией соглашений о передаче полномочий.

Государственные внебюджетные фонды

Приведен в соответствие с действующим законодательством порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении. По каждому из фондов более подробно установлены источники их доходов с учетом положений законодательства.

Долгосрочное финансирование

Введена новая система финансирования долгосрочных целевых программ и бюджетных инвестиций. Она должна обеспечить прозрачность их отражения в бюджетах и бюджетной отчетности, выполнение принятых в установленном порядке расходных обязательств, а также повысить самостоятельность и ответственность главных распорядителей бюджетных средств.

Основы исполнения бюджетов

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ определен конкретный порядок предоставления полномочий по исполнению бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Кроме того, введен принцип иерархичности организации исполнения бюджетов. Он позволяет одновременно контролировать утвержденный бюджет и обеспечить гибкость и вариантность его детализации. При этом финансовые органы получают возможность выбора между сохранением действующей схемы организации исполнения бюджета (на основе единой сводной бюджетной росписи) и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств.

Дано новое определение сводной бюджетной росписи, формируемой финансовым органом. Она может устанавливать основания для перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств (разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов).

Статья 221 «Смета доходов и расходов бюджетного учреждения» Бюджетного кодекса РФ дана в новой редакции и теперь учитывает все изменения, внесенные Законом № 63-ФЗ в части бюджетной классификации, полномочий участников бюджетного процесса и т. д.

Можно ли списывать долги?

В новой редакции Бюджетного кодекса РФ появилась статья, позволяющая списывать с государственного внутреннего долга России долговые обязательства (не предъявленные к погашению кредитором в течение срока исковой давности согласно действующему законодательству).

Минфину России как эмитенту государственных ценных бумаг дано право признавать досрочно погашенными выкупленные или переоформленные в полном объеме выпуски государственных ценных бумаг. Если с ними в дальнейшем не планируют проведение каких-либо операций.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка