Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Чиновники советуют перепроверить данные работников

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Учет целевых средств

11 января 2008 341 просмотр

Игорь Кузьмин, консультант департамента бюджетной политики Минфина России

Статьи по теме

На очередной финансовый период учреждения и главные распорядители бюджетных средств закладывают в смету специальные средства на исполнение целевых программ. К ним относят дотации, субвенции и субсидии. В бюджетном учете для них предусмотрен особенный порядок отражения операций. Рассмотрим его подробнее.

Применение экономической классификации

Субсидии и субвенции несут в себе двойственный экономический смысл, так как это формы и межбюджетного трансферта, и трансферта юридическому лицу.

По таким целевым средствам применяют экономическую классификацию в соответствии с приказом Минфина России от 8 декабря 2006 г. № 168н. Для них предусмотрен трехзначный код классификации операций сектора государственного управления, предусматривающий группировку операций по их экономическому содержанию (разряды 24–26 двадцатишестизначного счета бюджетного плана счетов).

Расходы бюджетов по предоставлению трансфертов юридическим лицам отражают по соответствующим подстатьям статьи 240 «Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям». Конкретный код подстатьи зависит от организационно-правовой формы получателя трансферта:
— 241 — безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям;
— 242 — безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций.

Если же целевые средства направлены бюджетам других уровней, то используют подстатью 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы РФ» экономической классификации расходов.

При этом бюджетные учреждения, будучи получателями дотаций, субсидий и субвенций, отражают их поступление по коду экономической классификации доходов 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ».

Кроме того, указанные средства показывают в разделе 1100 «Межбюджетные трансферты». Здесь учитывают расходы на выплату трансфертов, иных форм финансовой помощи, дотаций, субвенций и субсидий другим бюджетам бюджетной системы РФ.

Виды целевых средств

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ, целевые средства бывают в виде:
— дотаций, то есть средств, предоставляемых бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе;
— субвенций, когда бюджетные средства предоставлены бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
— субсидий — это средства, предоставленные бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Отражение в бюджетном учете

Операции с целевыми средствами в бюджетном учете (в части исполнения обязательств органов государственной власти по предоставлению таких средств) отражают в определенной (особенной) последовательности.

Этапы учета субсидий и субвенций

В первую очередь целевые средства перечисляют из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ.

Этот факт подтверждают соответствующие органы на основе платежных поручений, иных документов (они являются основанием для осуществления кассовых расходов бюджета, из которого предоставляются целевые средства).

Получатель средств федерального бюджета (санкционирующий перечисление целевых средств из бюджета в бюджет) отражает указанную операцию бухгалтескими записями: см. таблицу .

Получив целевые средства, администратор записывает следующие проводки: см. таблицу .

Обратите внимание: целевые средства начисляют именно при оформлении администратором документов об оплате денежных обязательств (которые подлежат исполнению за счет целевых средств).

При этом администратор оформляет следующие бухгалтерские записи: см. таблицу .

На следующем этапе собираются отчеты об использовании таких средств.

Контроль использования целевых средств осуществляет получатель средств федерального бюджета, санкционирующий такие перечисления в бюджет субъекта РФ. На основании отчетов он делает записи: см. таблицу .

Средства перечисляют в бюджеты муниципальных образований.

Очевидное достоинство этой поэтапной схемы бюджетного учета операций с целевыми средствами то, что она обеспечивает максимальную прозрачность финансовых потоков между бюджетами. В ней определение момента начисления задолженности (дебиторской — администратора целевых средств и кредиторской — органа власти, предоставляющего целевые средства) несколько отклоняется от классических канонов. Дело в том, что, как правило, начисляют дебиторскую и кредиторскую задолженности, когда появляется право требования к плательщику и обязательство перед контрагентами.

При этом момент начисления жестко не привязан к каким-либо кассовым операциям. В частных случаях возможны другие схемы, более удобные для конкретных ситуаций.

Отражение операций с дотациями

Что касается межбюджетных трансфертов в виде дотаций, то здесь следует обратить внимание на следующие моменты.

Администратором дотаций признается финансовый орган субъекта РФ (орган, организующий исполнение бюджета муниципального образования). Момент начисления средств определяется по аналогии с определением момента начисления субсидий и субвенций. Соответственно начисления сумм дебиторской задолженности по дотациям учитывают в том же порядке.

В то же время существуют и различия в ведении бюджетного учета получателем средств федерального бюджета. Это связано с тем, что администратор дотаций не представляет отчет об их использовании. Поэтому операции по перечислению дотаций в бюджет субъекта РФ (бюджет муниципального образования) отражает в учете получатель этих средств.

Записи производят при санкционировании кассовых расходов федерального бюджета на предоставление дотации в следующем виде: см. таблицу .

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка