Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Можно выставлять меньше счетов‑фактур на авансы

Подписка
6 номеров в подарок!
№2

Утверждены правила дистанционной торговли

6 февраля 2008 44 просмотра

Светлана Бакина, генеральный директор ОАО «ПроАудит»

С распространением Интернета дистанционная торговля становится все более популярной. Однако из-за отсутствия нормативного акта, регулирующего отношения сторон, покупатели не могли защитить свои права. Правила продажи товаров дистанционным способом помогут исправить ситуацию. Рассмотрим наиболее важные положения нового документа.

Предоставление информации – обязательно

До заключения договора розничной купли-продажи продавец обязан предоставить покупателю информацию о товаре, которая должна доводиться в наглядной и доступной форме (см. п. 8 и 17 Правил). В момент доставки товара покупателя следует обеспечить письменной информацией. Она может быть предоставлена в технической документации, на этикетках или иным способом. Обязательное подтверждение соответствия товаров требованиям включает в себя сведения о номере документа, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

Важным новшеством стало закрепление нормы, которая требует от продавца сообщить потребителю о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров (п. 3 Правил). Несоблюдение этого требования может квалифицироваться как нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о товаре (штраф – от 5000 до 10 000 руб., п. 1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях) и как нарушение установленных правил продажи. Оно грозит штрафом на сумму от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Кроме того, включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, влечет наложение штрафа на организацию в размере от 10 000 до 20 000 руб. (п. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При этом важно помнить, что в пункте 7 Правил прямо установлено, что продавец не должен без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель может отказаться от их оплаты. А если услуги уже оплачены, то покупатель вправе потребовать от продавца возврата этих сумм.

Перечень товаров ограничен

В Правила внесены ограничения по перечню товаров для дистанционной торговли, которых прежде не было. Так, не допускается дистанционная продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством (п. 5 Правил). Это относится и к табачной продукции. В случае нарушения указанного пункта торговой организации грозит штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией предметов продажи или без нее (ст. 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Правила не применяются в отношении:
– работ (услуг), за исключением работ, выполняемых продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом;
– продажи товаров с использованием автоматов;
– договоров купли-продажи, заключенных на торгах.

Продавец может не выполнить заявку

В соответствии с Правилами обязательства по передаче товара у продавца возникают уже с момента получения сообщения покупателя о намерении заключить договор. В то же время установлены случаи, когда продавец может не выполнять заявку. Так, если покупатель передает продавцу сообщение о намерении приобрести товар, в нем должны быть обязательно указаны:
– полное фирменное наименование или наименование и адрес (местонахождение) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
– наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
– вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
– обязательства покупателя.

Если какая-то часть этой информации отсутствует в заявке, то продавец имеет право не принимать ее к исполнению. Требование покупателя о пересылке товаров почтовым отправлением в адрес «До востребования» может быть принято только с согласия продавца.

Соблюдение конфиденциальности

В Правилах отдельно указывается, что продавец должен обеспечивать конфиденциальность персональных данных о покупателе в соответствии с законодательством в области персональных данных (п. 16 Правил). Это важное дополнение, так как при дистанционном заказе товаров продавец получает достаточно большой перечень информации о покупателе, которая может быть использована в иных целях (не связанных с интересами покупателя).

Доставка товара

Поскольку продажа осуществляется вне стационарных мест торговли и товар доставляется непосредственно потребителю, особо оговаривается момент доставки товара. В частности, продавец обязан предоставлять покупателю сведения о конкретном лице, которое будет выполнять соответствующую работу, услугу (п. 9 Правил).

Если договор заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в указанное покупателем место. А если оно не указано, то по месту жительства покупателя. Для доставки товаров продавец может использовать услуги третьих лиц (с обязательным информированием об этом покупателя).

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и в сроки, установленные договором. Если срок доставки не определен – в семидневный срок со дня предъявления покупателем требования об исполнении договора. Одновременно с передачей товара, если иное не установлено договором, продавец обязан передать покупателю соответствующие принадлежности, а также относящиеся к товару документы, предусмотренные законодательством (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т. п.).

Отказ покупателя от товара

Покупатель, получивший товар ненадлежащего качества, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной суммы или замены товара.

По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить некачественный товар.

Покупатель имеет право вернуть товар и надлежащего качества. В этом случае составляется документ (накладная или акт о возврате товара), в котором указываются:
– полное фирменное наименование (наименование) продавца;
– фамилия, имя, отчество покупателя;
– наименование товара;
– даты заключения договора и передачи товара;
– сумма, подлежащая возврату;
– подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать замены товара или возврата уплаченной за него суммы. В Правилах оговорено, когда и каким образом могут быть возвращены деньги при возврате как качественного, так и некачественного товара. Рассмотрим наиболее сложные случаи.

Деньги возвращаются не одновременно с возвратом товара покупателем

Возврат в этом случае осуществляется продавцом одним из следующих способов:
– наличными денежными средствами по местонахождению продавца;
– почтовым переводом;
– перечислением соответствующей суммы на банковский или иной счет, указанный покупателем.

Обратите внимание: пунктом 35 Правил определено, что расходы по возврату денег несет продавец.

Покупатель перевел деньги за товар не продавцу, а третьему лицу

Внесена ясность, как быть с возвратом денежных средств, если по указанию продавца оплата произведена покупателем на счета третьего лица. Продавец обязан возвратить уплаченную покупателем сумму при возврате товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества.

Что представляют собой правила

Дистанционной торговле посвящена статья 26.1 в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Но там содержатся только самые основные понятия. В Правилах продажи товаров дистанционным способом подробно регламентированы отношения между продавцом и покупателем, возникающие при дистанционном способе продаж, включая вопросы оказания связанных с этим услуг.

Вернуть товар можно без документа

При возврате некачественного товара отсутствие документа, подтверждающего факт и условия покупки, не лишает покупателя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у продавца.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться



Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какой код вы указали в поле 101 январской платежки по взносам?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка