Журнал, справочная система и сервисы
№2
Январь

В свежем «Главбухе»

Три новых приказа по суточным

Подписка
6 номеров в подарок!
№2

Составьте инструкцию для работника

4 марта 2008 23 просмотра

А Клементьева

Положения трудового договора не дают полного представления о служебных обязанностях работника. По-этому наличие должностных инструкций в учреждении важно. В такой инструкции определены не только трудовые функции специалистов, круг их обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования к определенной занимаемой должности. Как правильно составить такой документ — читайте в статье.

Чем руководствоваться при составлении

При составлении должностной инструкции учреждение может взять за основу Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который утвержден постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.

Разумеется, изложенные в справочнике характеристики, обязанности и требования к квалификации нужно адаптировать к конкретным условиям деятельности учреждения или соответствующего участка работы.

При разработке должностной инструкции необходимо принимать во внимание положения статьи 21 Трудового кодекса РФ, а также иные документы, изданные в пределах своей компетенции соответствующими органами управления (власти).

При составлении, а также при внесении каких-либо изменений в должностную инструкцию следует учитывать требования Государственного стандарта ГОСТ Р 6.30-2003 (введены в действие постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст).

Какие сведения следует указать

При определении структуры должностной инструкции можно руководствоваться типовыми инструкциями, которые разработали различные организации (учреждения), ведомства или территориальные органы управления. Стандартный вариант структуры должностной инструкции обычно включает разделы с общими положениями; полномочиями (обязанностями и правами) работника, взаимоотношениями (связи по должности) работника и заключительными положениями.

Отметим, что, как правило, должностная инструкция содержит управленческую информацию, особенно значимую для регламента повседневной деятельности специалистов. Сведения, которые целесообразно отразить, таковы:
— задачи, возлагаемые на работника (в виде перечня, возможно, дополненного краткой характеристикой);
— статус работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности;
— основные квалификационные требования, предъявляемые к работнику;
— требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, положений законодательных и нормативно-правовых актов, положений, правил и др.;
— организационно-правовые основы деятельности работника;
— трудовые функции, порученные работнику, и основные условия, характеризующие их выполнение;
— виды работ (операции), выполняемые работником в рамках порученной ему функции;
— основные требования по охране труда, соблюдение которых является обязательным для работника при исполнении трудовой функции (отдельных видов работ или операций);
— полномочия (права и обязанности) работника, их краткая характеристика;
— трудовые взаимоотношения работника с другими должностными лицами (структурными подразделениями) учреждения;
— меры ответственности, применение которых предусмотрено в отношении работника в связи с невыполнением (ненадлежащим выполнением) порученной ему трудовой функции (задач, видов работ и т. п.).

Полностью подготовленный проект должностной инструкции представляется на рассмотрение (утверждение) руководителю учреждения.

Регистрация документа и ознакомление с ним работника

Для регистрации должностной инструкции следует вести специальный реестр. Он выполняет функцию рабочего документа, на основе которого:
— заблаговременно определяют сроки подготовки документов к переводу на иной режим хранения (например, с оперативного на временное);
— утверждают новые (измененные) должностные инструкции, сроки планового их уточнения (например, в конце каждого календарного года).

Разработку и ведение реестра целесообразно поручить отделу кадров.

Отметим, что для надлежащего исполнения трудовой функции работники должны быть ознакомлены с действующими в учреждении локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой дисциплине (ст. 68 Трудового кодекса РФ). Очевидно, что в число таких актов входят и должностные инструкции. Рассматриваемый документ, как правило, составляют в двух экземплярах, один из которых отдают работнику.

Порядок составления и внесения изменений

Работодатель самостоятельно решает, как оформлять и вносить изменения в должностную инструкцию. Такое мнение высказано в письме Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6.

Из этого письма следует вывод, что инструкция может быть как приложением к трудовому договору, который признан основным документом, регламентирующим правоотношения между работодателем и работником, так и самостоятельным документом. Следовательно, изменения, внесенные в должностную инструкцию, могут в свою очередь повлечь и корректировку положений трудового договора: см. таблицу .

Обратите внимание: в любом случае работодатель обязан заблаговременно письменно уведомить работника об изменениях, внесенных в инструкцию. Ведь они могут быть связаны с изменением обязательных условий трудового договора.

Что такое должностная инструкция

Должностная инструкция — это организационно-правовой документ, регламентирующий вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности конкретного работника либо категории работников учреждения (руководящего состава, специалистов, технических исполнителей и др.). Грамотно составленный такой документ дает четкое представление о трудовых обязанностях работника и помогает разрешать возникающие трудовые споры.

Реквизиты должностной инструкции

Должностная инструкция, согласно предписаниям раздела 2 ГОСТа Р 6.30-2003 (постановление Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст), должна содержать: наименование учреждения; данные автора (разработчика) документа; наименование вида документа; дату составления документа; регистрационный номер документа; место составления или издания документа; гриф утверждения документа; заголовок к тексту; текст документа; отметку о наличии приложений; подпись руководителя; гриф согласования документа; визы согласования документа; отметку о заверении копии документа; отметку об исполнителе; идентификатор электронной копии документа.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме

Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Будет ли ваша компания платить дивиденды за 2016 год?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Зарплата 19 января 2017 15:00 Отчетность в ПФР за 4 квартал 2016 года
Кдело 19 января 2017 13:00 Электронный больничный
УНП 19 января 2017 12:00 КБК на 2017 год

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка