Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте, что вы знаете об изменениях в работе

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Десять важных фактов о сдаче отчетности через Интернет

28 марта 2008 3857 просмотров

, обозреватель журнала «Главбух»

 

Налоговики в добровольно-принудительном порядке переводят компании на сдачу отчетности по каналам связи. Разумеется, речь идет об организациях, где работают не более ста человек. Кто-то пока сопротивляется, кто-то уже смирился. Мы обратились к специалистам и задали вопросы, которые часто вызывает интернет-отчетность.

У нас набралось 10 фактов. Мы поделили их на «однозначно положительные», «спорные» и «отрицательные». Начнем, конечно, с хорошего. Итак, что нужно знать налогоплательщику о каналах связи?

1. По каналам связи можно переслать отчетность, выгруженную из любой бухгалтерской программы

Главное, чтобы программа позволяла делать выгрузку отчетности в формате, утвержденном ФНС России. Узнать, соответствует ли формат, можно у продавца вашего бухгалтерского софта. Впрочем, на практике, если программа есть в продаже, значит, требованиям ФНС России она скорее всего соответствует.

2. Новые формы отчетности — не забота налогоплательщика

Новые декларации — это новые электронные форматы, а это уже «головная боль» посредника — специализированного оператора связи. Он сам проинформирует, каким образом клиенту получить обновления — приехать в офис или скачать с сайта. Это делается бесплатно. А некоторые операторы связи производят эти обновления автоматически — тогда от компании вовсе не требуется никаких действий.

Это, конечно, несомненный плюс сдачи отчетности через операторов связи. Ведь известно, что Минфин России меняет формы деклараций и расчетов по авансовым платежам регулярно (например, недавно это произошло с отчетностью по налогу на имущество — см. стр. 18). И особенно чиновники любят это делать перед самой сдачей отчетности в инспекцию. В итоге некоторые бухгалтеры приходят с заполненными старыми формами, и инспекторы отказываются принимать бумаги вообще.

Поэтому помощь со стороны операторов в отслеживании новых бланков вовсе не будет лишней.

3. Операторы связи не имеют доступа к отчетности клиента

Операторы связи используют специальные технологии, благодаря которым расшифровать отчетность может только получатель — налоговая инспекция.

КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ

Михаил РЯБОВ, коммерческий директор МФ ООО «РПЦ “Партнер”» (представитель специализированного оператора связи):

— Мы не имеем доступа к отчетности своих клиентов. Прежде чем отправить документы, программа шифрует их с использованием средств защиты, сертифицированных ФСБ России. Открыть отчетность может только налоговая инспекция.

Если же «в пути» с документами что-то произойдет, например кто-то третий попытается их «вскрыть», об этом узнают обе стороны —и инспекция, и налогоплательщик.

4. Операторы связи фиксируют время отправки отчетности

Именно оператор связи, а не налоговый инспектор фиксирует время отправки отчетности. Об этом сказано в пункте 4 раздела 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утвержден приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Это важно в случае, когда отчетность сдается в последний день. Оператор связи — лицо незаинтересованное, в то время как налоговики могут сами слишком поздно отправить квитанцию — подтверждение приема отчетности, а потом попытаться оштрафовать компанию за опоздание.

В этом случае операторы связи защитят своего клиента в суде, подтвердив своевременность отправки. На сегодняшний момент таких примеров в арбитражной практике уже не мало: постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 июня 2007 г. № Ф08-3538/2007-1432А, постановление ФАС Московского округа от 9 ноября 2007 г. № КА-А40/11749-07, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 октября 2007 г. № Ф04-6974/2007(38968-А81-31).

5. При сдаче отчетности через Интернет компания быстрее получает выписку по лицевым счетам

УФНС России по г. Москве вообще предоставляет компаниям онлайн-доступ к лицевым счетам. Такая же технология внедряется в Московской области.

Во всех остальных регионах пока действует режим офлайн. Налогоплательщик по каналам связи направляет запрос в инспекцию и получает в ответ выписку по лицевым счетам. Процедура занимает от 3 до 10 дней.

КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ

Екатерина САМОЙЛОВА, руководитель Управления маркетинга и качества ООО «Такском» (специализированный оператор связи):

— В Москве уже десятки тысяч организаций пользуются доступом к информации по лицевым счетам. Это позволяет бухгалтерам своевременно выявить возможные ошибки и расхождения с данными налоговых органов и при необходимости совершить сверку. Кстати, сейчас отрабатывается возможность проведения и самой сверки в электронном виде по каналам связи. В будущем будут также доступны дополнительные сервисы, например, электронные запросы на выдачу справок налоговыми органами.

6. Компания может послать «уточненку» по Интернету за прошлые периоды, в том числе за те, когда она еще не была подключена к каналам связи

Здесь нужно помнить о таком важном моменте. Декларация должна быть представлена в формате, который действовал в том периоде, к которому относится «уточненка». Поэтому перед отправкой лучше проконсультироваться с оператором связи.

7. Через операторов связи отчетность можно сдавать не только в инспекцию

Вслед за ФНС другое ведомство — Пенсионный фонд РФ — решило перейти на электронный документооборот. По словам Антона САБИТОВА, генерального директора ООО «Контур Санкт-Петербург» (Санкт-Петербургский филиал ЗАО «ПФ “СКБ Контур”»), в настоящий момент органы ПФР готовы принять отчетность по каналам связи примерно в 60 регионах России. На очереди также Росстат. В некоторых регионах уже сейчас можно отправлять отчетность в органы статистики.

КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ

Екатерина САМОЙЛОВА, руководитель Управления маркетинга и качества ООО «Такском» (специализированный оператор связи):

— В настоящее время мы работаем с территориальными органами Росстата в режиме пилотного проекта в Москве, Екатеринбурге, Ставрополе и Костроме. В ближайшее время этот список будет существенно расширен.

Сложнее всего обстоят дела с Фондом социального страхования РФ. Здесь решили пойти своим путем и вообще не работать с операторами связи. В будущем электронную отчетность можно будет отправлять через портал http://fz122.fss.ru/, а пока ФСС России принимает документы только на бумаге.

8. Налогоплательщик может не знать о некоторых ошибках, которые указал бы ему инспектор при личном приеме

Программа сдачи отчетности через Интернет сообщает о технических ошибках. Например, если налогоплательщик не скачал нужные обновления или неправильно что-то заполнил, но неспособна увидеть «человеческие» неточности. Скажем, что в декларации вместо «первичная» ошибочно написано «корректирующая». Этого программа, естественно, не «увидит». Если компания обнаружит и исправит ошибку слишком поздно, инспекторы могут попытаться оштрафовать за несвоевременное представление отчетности. И тогда свою правоту скорее всего придется отстаивать в суде. К счастью, суды в таких случаях поддерживают налогоплательщика. Такая ситуация описана, например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июня 2006 г. № Ф04-3385/2006(23303-А27-31).

9. За каждый вызов технического специалиста в офис нужно платить отдельно

Как правило, пользователи вызывают специалистов к себе в офис только при установке программы. Некоторые операторы связи заодно проводят экспресс-курс обучения работе с системой — прямо на рабочем месте бухгалтера. Это, конечно, удобно. Только важно помнить, что порой цена такой услуги сопоставима со стоимостью всего (!) годового абонентского обслуживания, то есть со стоимостью пересылки всей отчетности в течение года. Некоторые налогоплательщики полагают, что выезд специалиста уже входит в стоимость установки. Но это скорее исключение.

КОММЕНТИРУЕТ СПЕЦИАЛИСТ

Антон САБИТОВ, , генеральный директор ООО «Контур Санкт-Петербург» (Санкт-Петербургский филиал ЗАО «ПФ “СКБ Контур”»):

— Едва ли есть компании, где выезд специалиста в офис клиента не оплачивался бы отдельно, причем это недешевое удовольствие. Но пока компании, особенно те, где нет своих технических специалистов, предпочитают заказывать выезд. Это делают примерно 40 процентов наших абонентов.

Хотя я бы рекомендовал бухгалтерам не бояться устанавливать программу самостоятельно. В этом на самом деле нет ничего сложного! Процедура занимает всего 15—20 минут. При этом всегда можно позвонить в call-центр оператора, где вам помогут — буквально проговорят шаг за шагом все этапы установки.

10. Не рекомендуется сдавать отчетность в последний день, особенно — в последние часы

По закону отправлять отчетность по Интернету можно до полуночи последнего дня сдачи. Но есть три небольшие проблемы.

Во-первых, в последний день нагрузка на сервер очень велика и декларация может какое-то время просто не отправляться.

Во-вторых, если возникнут какие-то проблемы (например, декларация не отправляется очень долго), трудно будет дозвониться до call-центра — все линии могут оказаться заняты.

А в-третьих, сами налоговики крайне не любят принимать много отчетности в последний день. Иногда они высылают квитанцию о приеме налоговой декларации слишком поздно, а потом заявляют, что налогоплательщик вовремя не представил отчетность.

Конечно, это совершенно неправильно, ведь оператор связи, а не инспектор фиксирует время отправки. Напомним, об этом говорится в пункте 4 раздела 2 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утвержден приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169). Минфин России напомнил об этом в письме от 24 апреля 2006 г. № 03-02-07/1-106. Тем не менее налоговики настаивают на своем. И если не хотите тратить время и нервы на споры с ними, по возможности, вышлите отчетность пораньше.

Помимо операторов связи существует альтернативный вариант — сдача отчетности напрямую в инспекцию

На первый взгляд особых отличий здесь нет. Также необходимо обратиться к посреднику — коммерческой компании, приобрести нужное программное обеспечение и электронную цифровую подпись (ЭЦП), установить это на рабочем месте — и отправлять отчетность. Технически разница состоит в том, что декларации поступают не на сервер оператора связи, а сразу на сервер налоговиков. Однако существует два «подводных камня», о которых обязательно нужно знать. Первое — если оператора нет, значит, подтверждение об отправке отчетности должно формироваться в самой инспекции. Получается, что исчезает посредник, независимая сторона, а это не слишком хорошо для налогоплательщика. Второе — хотя налоговики и агитируют сдавать отчетность напрямую, в Минфине России к этому относятся с недоверием. По крайней мере финансовое ведомство до сих пор не выпустило нормативный акт, который официально утвердил бы новый способ. А ведь именно Минфин России, согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса РФ, уполномочен выпускать подобные акты. В настоящий же момент о новом способе говорится только в приказе самой ФНС.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка