Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

О чем еще недавно спорили компании с работниками

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Открыли аптечный пункт. Применять спецрежим можно

1 апреля 2008 68 просмотров

А Ладнов

У аптеки помимо основного помещения есть аптечный пункт. Он расположен в другой части города, и через него также ведется розничная продажа лекарственных средств. Получается, что аптека создала обособленное подразделение. Может ли она, учитывая это обстоятельство, продолжить применять «упрощенку»? Ведь организации, имеющие филиалы и представительства, этого делать не вправе. Ответ дал Минфин России в письме от 25 января 2008 г. № 03-11-04/2/6.

Не все обособленные подразделения – филиалы и представительства

Любое ли обособленное подразделение можно считать филиалом или представительством? Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо разобраться в этих понятиях.

Обратимся к статье 55 Гражданского кодекса РФ. Так, представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В свою очередь, филиалом также признается обособленное подразделение, осуществляющее все или часть функций организации, в том числе функции представительства.

При этом представительства и филиалы организации должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

А вот термин обособленное подразделение несколько шире этих двух понятий. Таковым признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (ст. 11 Налогового кодекса РФ). При этом рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца. Причем независимо от того, отражено или не отражено создание такого подразделения в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, если выполняются указанные выше условия, подразделение считается обособленным.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ подразумевает, что у организации могут быть обособленные подразделения, не являющиеся филиалами или представительствами.

Когда наличие подразделения не препятствует спецрежиму

Из вышесказанного следует, что перейти на упрощенную систему налогообложения не могут только те аптеки, у которых есть филиалы и представительства, указанные в качестве таковых в учредительных документах. При наличии иных обособленных подразделений право работать на спецрежиме сохраняется. Именно такой вывод содержится в письме № 03-11-04/2/6.

Таким образом, если аптека открывает всего лишь дополнительный пункт реализации лекарств, то права на «упрощенку» она не утрачивает.

На что стоит обратить внимание

Однако, создавая обособленные подразделения, следует помнить о весьма важных обстоятельствах.

Указание сведений о подразделении в учредительных документах – это лишь один из признаков филиала и представительства. Так, если подразделение фактически выполняет функции филиала (представительства), то даже при отсутствии упоминания о нем в учредительных документах права применять спецрежим у аптеки не будет.

Ведь главный признак филиала и представительства состоит как раз в представлении интересов общества.

А потому рекомендуется следовать следующему правилу. В договорах купли-продажи, заключаемых через обособленное подразделение, указывать, что стороной по сделке является аптека в лице руководителя подразделения или иного работника, действующего на основании доверенности (но не в лице обособленного подразделения).

Кроме того, рекомендуется разработать положение об обособленном подразделении и прописать в нем, что подразделение не имеет статуса филиала или представительства, не может вести хозяйственную деятельность организации в полном объеме. В нем также следует указать исчерпывающий перечень прав и обязанностей обособленного подразделения.

У аптеки возникают новые обязанности

Обратите внимание: открывая любое обособленное подразделение, нужно помнить, что по его местонахождению аптека обязана встать на налоговый учет*. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня создания подразделения. При этом моментом его создания признается момент создания оборудованных стационарных рабочих мест.

В свою очередь дата создания рабочего места для работника организации определяется по его трудовому договору. Ведь в трудовой договор обязательно включаются условия о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения, а также дата начала работы специалиста (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Однако вставать на учет по местонахождению подразделения не нужно, если аптека уже находится на учете в соответствующем муниципальном образовании по каким-либо другим основаниям (п. 4 ст. 83 Налогового кодекса РФ).

Предположим, аптека открыла дополнительный аптечный пункт в другом районе города. Головная организация отчитывается в ином муниципальном образовании. В этом случае аптека в течение месяца должна направить в территориальную инспекцию (по адресу аптечного пункта) заявление о постановке на учет. Его форма (№ 1-2-Учет) утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@. Одновременно с таким заявлением нужно представить заверенные копии свидетельства о постановке на учет самой аптеки в инспекции по ее местонахождению, а также копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Не забудьте, что о создании нового подразделения следует уведомить налоговый орган по месту учета головной организации (подп. 3 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ). Для исполнения этой обязанности установлен тот же самый срок – один месяц. Такое сообщение должно быть сделано по новой форме № С-09-3. Она утверждена приказом ФНС России от 17 января 2008 г. № ММ-3-09/11@.

Где платить единый налог?

Наличие обособленных подразделений никак не изменяет обязанностей налогоплательщика, который работает на упрощенной системе налогообложения, по декларированию и уплате единого (или минимального) налога.

Так, налог при применении упрощенной системы налогообложения по-прежнему уплачивается по местонахождению головного офиса организации. Такие разъяснения дали налоговики в письме УФНС России по г. Москве от 12 января 2006 г. № 18-11/3/1048@.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Новости по теме

Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка