Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Сотрудники принесут вам новые СНИЛС

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Сдаем электронную отчетность

1 апреля 2008 2909 просмотров

Е Баянова

Если в организации по состоянию на 1 января 2008 года численность работников составляет более 100 человек, то возникает обязанность сдавать отчетность в электронном виде. А если этот показатель меньше, отчетность представляют по выбору: на бумажном носителе или по телекоммуникационным каналам связи. Однако, как показывает практика, отчитываться электронным способом удобнее и проще. Поговорим о том, как организовать электронный документооборот и какими программами можно воспользоваться.

Преимущества электронной отчетности

Сдача отчетности в электронном виде наиболее удобна и выгодна как для хозяйствующего субъекта, так и для налоговых органов. Это связано прежде всего с сокращением трудозатрат специалистов и освобождением их от рутинных операций. А еще такая процедура обеспечивает возможность автоматизированного контроля соответствия представленных данных форматам, утвержденным контролирующими органами. Все это, конечно, ускоряет процесс сдачи отчетности.

Представление отчетности с использованием телекоммуникационных каналов связи имеет преимущества перед остальными способами (бумажный, а также комбинированный, то есть на электронных носителях информации с обязательным дублированием на бумажном).

Электронный способ сдачи отчетности позволяет бухгалтеру медицинской организации:
– экономить рабочее время. Ведь информация прямо с рабочего места бухгалтера отправляется в контролирующий орган в любое время суток, в том числе до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;
– не дублировать документы. Действительно, не нужно представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на бумажных носителях;
– не допускать формальных и арифметических ошибок при заполнении отчетности (поскольку перед отправкой форм отчетности проводится автоматический контроль по утвержденным ФНС России контрольным соотношениям);
– получать выписки из лицевого счета не выходя из своего офиса (отправив информацию в налоговый орган, налогоплательщик по запросу получит выписку о выполнении обязательств перед бюджетом).

Электронная отчетность также гарантирует:
– получение оперативной информации (по телекоммуникационным каналам связи контролирующие органы отправляют информацию о действующих законодательных и нормативно-правовых актах о налогах и сборах);
– обеспечение конфиденциальности, юридической значимости и целостности электронных документов за счет применения современных технологий и средств криптографической защиты информации (шифрования и электронной цифровой подписи);
– оперативность обработки информации. Поступившие в налоговые органы электронные декларации проходят входной контроль, а содержащиеся в них данные автоматически разносятся по лицевым счетам налогоплательщиков не позднее двух рабочих дней с момента приема, что исключает возможные ошибки при вводе данных, а также повышает оперативность обработки информации.

Кроме того, тенденция развития системы электронной отчетности направлена на создание «единого окна». Такая технология предполагает возможность с одного компьютера и с использованием одного криптографического ключа отправлять отчетность в разные контролирующие органы.

Отметим также, что во многих регионах страны сдача бухгалтерской и налоговой отчетности, иных сведений уже возможна не только в налоговые органы, но и в органы ПФР, Госстатистики, ФСС России.

Электронный документооборот

Рассмотрим порядок сдачи отчетности в электронном виде.

Готовим декларацию

Сначала необходимо подготовить декларацию в соответствии с утвержденным форматом. Это можно сделать с помощью:
– бухгалтерской программы. Надо отметить, что на сегодняшний день большинство программ, предназначенных для ведения бухгалтерского учета, позволяют подготавливать файлы установленного формата;
– программы для ручного ввода отчетности и подготовки в электронном виде. К таким программам относятся: «Налогоплательщик ЮЛ», «Отчет 200Х», «1С: Налогоплательщик», «Инфопредприятие» и другие.

Отправляем отчетность

Затем налогоплательщик должен подписать декларацию электронной цифровой подписью и отправить ее в инспекцию по месту своего учета. Такую отправку осуществляют через специализированного оператора связи.

Специализированный оператор связи – это участник электронного документооборота, который передает декларацию в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков в инспекцию (см. приказы МНС России от 10 декабря 2002 г. № БГ-3-32/705@, от 2 апреля 2002 г. № БГ-3-32/169).

Кроме того, специализированный оператор связи выполняет еще одну очень важную функцию. Он фиксирует дату отправки документов. Это и будет официальной датой представления налоговой декларации в электронном виде. И даже если инспекция получит отчет позже установленного срока сдачи декларации, датой представления будет считаться та, что зафиксирована в подтверждении спецоператора связи.

В настоящее время практически в каждом регионе действуют несколько специализированных операторов, предлагающих различные решения по безбумажному и бесконтактному документообороту организации и налоговых органов.

При этом темпы роста числа подключений к системам бесконтактного взаимодействия с государственными органами постоянно увеличиваются.

Получаем подтверждающие документы

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента направления отчетности налоговый орган отправляет, а организация получает следующие документы:
– подтверждение специализированного оператора связи с указанием даты и времени отправки документа (датой представления отчетности считается дата, которая указана в таком подтверждении);
– квитанцию о приеме налоговой декларации в электронном виде. Этот документ подтверждает, что отчетность представлена в налоговый орган;
– протокол входного контроля налоговой декларации. Положительный протокол говорит о том, что отчетность инспекцией принята. А вот если декларация (отчетность) не прошла входной контроль, то налогоплательщик должен устранить ошибки и повторить процедуру сдачи электронных документов.

После получения положительного протокола медицинская организация может считать документооборот по сдаче отчетности завершенным.

Как организации подключиться к системе?

Чтобы подключиться к системе сдачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи, необходимо:
– получить информацию о возможности представления деклараций в электронном виде в инспекции, в которой медицинская организация состоит на учете, или на интернет-сайтах налоговых органов;
– выбрать оператора связи и заключить с ним договор на обслуживание.

При этом подключиться можно не покидая офиса, воспользовавшись выездным обслуживанием – услугой, предоставляемой оператором связи.

Признание затрат на электронную отчетность

При заключении договора со специализированным оператором, как правило, возникают расходы по приобретению программного обеспечения и обслуживанию системы.

В целях исчисления налога на прибыль затраты на приобретение права пользования компьютерной программой учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Основание – подпункт 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

А вот плату за обслуживание системы следует включить в расходы на оплату услуг связи и информационных систем. Это можно сделать на основании подпункта 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяет «упрощенку» и программный комплекс не относится к амортизируемому имуществу, расходы на его приобретение можно отнести к материальным расходам. Они будут включаться в затраты на приобретение приборов и другого имущества, не являющегося амортизируемым. Основание – подпункт 5 пункта 1 и пункт 2 статьи 346.16 и подпункт 3 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

А вот расходы по обслуживанию системы, в том числе абонентскую плату, следует учесть в составе расходов на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 2 апреля 2007 г. № 03-11-04/2/79.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка