Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Минфин сообщил, кого накажут за ошибки в декларациях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Собственные нормы для ГСМ: разработать несложно, а применять выгодно

11 апреля 2008 55 просмотров

Михаил Курганов

Налоговики настойчиво советуют применять те нормы ГСМ, которые разработал Минтранс. Однако для компаний это далеко не всегда выгодно и удобно. Нередко приходится списывать перерасход топлива за счет собственных средств. Поэтому для многих организаций лучше разработать свои нормы расхода ГСМ. Мы расскажем о том, как именно это сделать.

Чем грозит?

Новые нормы расхода ГСМ утверждены распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. Именно в пределах этих норм, по мнению инспекторов, теперь надо списывать стоимость топлива для автомобилей в налоговом учете.

Но есть две причины, по которым официальные нормы могут не устраивать компанию.

Во-первых, они охватывают далеко не весь перечень эксплуатируемых автомобилей. И хотя разработчики нормативов попытались восполнить пробелы старых норм, проблема до конца не решена. Более того, решить ее практически невозможно. Ведь постоянно появляются новые автомобили, разрабатываются новые двигатели. При этом Минтранс России не в состоянии все время отслеживать этот процесс и дополнять нормы. Даже в распоряжении № АМ-23-р, к примеру, нет автомобилей LEXSUS IS 250, MAZDA 3. А некоторые транспортные средства представлены с ограниченными вариантами двигателей. Например, в новых нормах вы не найдете MAZDA 6 с двигателями 1,8 и 2,5 л.

По тем машинам, по которым топливные нормы не утверждены, Минфин России рекомендовал определять их в соответствии с технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письмо от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223). Но это невыгодно, так как производители транспортных средств указывают минимальный расход топлива, показатели которого определяются в идеальных условиях (качественный бензин, минимум остановок в пути, ровная дорога, машина без нагрузки и т. д.). Это своего рода рекламный ход, чтобы привлечь внимание экономного покупателя.

Во-вторых, фактический расход топлива конкретного автомобиля может превышать официальные нормы. Даже с учетом применения всевозможных коэффициентов. В результате будет постоянно возникать перерасход.

Чтобы этого не случилось, вовсе не обязательно конфликтовать с инспекторами. Ведь компания может самостоятельно разработать альтернативные минтрансовским нормы расхода топлива и применять в целях налогообложения именно их.

Ведь на самом деле в главе 25 Налогового кодекса РФ нигде не сказано, что организации обязаны применять именно эти нормы. Следовательно, нормы Минтранса носят исключительно рекомендательный характер, но никак не общеобязательный.

То, что нормы Минтранса не обязательны при расчете налога на прибыль, признают также и судьи (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 11 октября 2004 г. № Ф09-4196/04-АК, ФАС Волго-Вятского округа от 7 февраля 2002 г. № А28-5910/01-224/15, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 мая 2001 г. № А74-1170/00-К2-Ф02-1007/01-0С1).

Что предпринять

Один из вариантов — обратиться в Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который разработает нормы именно для служебных машин вашей организации. Но это довольно сложная процедура. А полученные в результате исследований нормы могут оказаться не выше, чем у Минтранса России.

Гораздо удобнее и выгоднее самим разработать нормы расхода ГСМ по каждому автомобилю. Как отреагируют инспекторы, если ваши нормы окажутся выше норм Минтранса России? Все зависит от инспектора: некоторые отнесутся к этому нормально и проверят только правильность списания ГСМ, другие увидят в этом повод доначислить налог на прибыль. Однако сейчас даже ФНС России уже согласна с тем, что если у организации есть свои нормы и они экономически обоснованны, то применять нормы Минтранса России вовсе не обязательно. Мы привели пример разработки нормативов по методике, которую предложил один из специалистов налогового ведомства.

ПРИМЕР

В московской организации находится единственный автомобиль AUDI A6 3.2 quattro. Он предназначен для деловых поездок директора компании. 2 апреля 2008 года у директора довольно насыщенный день. Ему придется проехаться почти по всем основным маршрутам. Всего их пять. Назовем их условно А, Б, В, Г, Д (вместо условных обозначений должны стоять наименования адресов отправления и прибытия). Определим средний расход топлива на 100 км пробега на летнее время (см. таблицу).

Самый сложный маршрут — А. По нему наибольший расход топлива (20,25 л/100 км). Самый легкий маршрут — В. По нему расход бензина самый маленький (15,5 л/100 км). Средний расход топлива (по всем маршрутам) составил 19,39 л/100 км. Этот показатель и можно взять за норму. По маршруту А всегда будет перерасход ГСМ, так как потребление бензина там на 4,4 процента выше нормы. Эта разница может перекрываться поездками по другим маршрутам.

Полученная от контрольной поездки норма гораздо больше норматива Минтранса России по этому автомобилю. Он составляет 11,6 л/100 км. С учетом московского коэффициента (25%) и наличия кондиционера (7%) норма увеличится до 15,31 л/100 км (11,6 л/100 км + + 11,6 л/100 км (25% + 7%)). Таким образом, нормы, разработанные компанией, оказались выгоднее, так как позволяют списать в налоговом учете бензина на 4,08 л/100 км (19,39 – 15,31) больше.

Компания может разработать свои нормы расхода ГСМ

МНЕНИЕ ЧИНОВНИКА

Сергей ТАРАКАНОВ, советник Управления контрольной работы ФНС России:

— Не будет нарушением налогового законодательства, если организация сама разработает для каждого своего автомобиля нормы расхода ГСМ. Для этого можно использовать способ контрольного замера. Сделать нужно следующее.

Для начала создать комиссию, которая бы проехала по основным маршрутам. И зафиксировала, сколько фактически израсходовала топлива та или иная машина по каждому маршруту.

Чтобы получить средний расход горючего, израсходованного каждым автомобилем, нужно количество израсходованного им топлива разделить на пройденное (в км) расстояние и полученный результат умножить на 100 км (в современных иномарках этот показатель высвечивается на табло компьютера). Сделать это можно как по каждому маршруту отдельно, так и по всем сразу. Таким образом можно узнать, сколько литров бензина (дизтоплива) необходимо автомобилю, чтобы проехать 100 км. В зимнее время можно сделать еще один контрольный заезд. Расчетный документ можно назвать технико-экономическим обоснованием. Его должны подписать все члены комиссии. А утвердит полученные результаты (локальные нормы для списания ГСМ) руководитель своим приказом или распоряжением. Все водители компании должны укладываться в эти нормы. Этих двух документов должно быть достаточно для того, чтобы инспекторы при проверке расходов на ГСМ сочли их обоснованными, если они, конечно, не превышают локальных норм.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка