Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Обоснованность расходов на ГСМ теперь нужно проверять по новым нормам Минтранса

15 апреля 2008 68 просмотров

, ведущий редактор-эксперт журнала «Документы и комментарии»

Количество моделей автомобилей, для которых Минтранс России установил нормы расхода горюче-смазочных материалов, увеличилось в несколько раз. Кроме этого изменены размеры и условия применения некоторых поправочных коэффициентов к базовым нормам.

Распоряжение Министерства транспорта РФ от 14.03.08 № АМ-23-р

ДЛЯ КАКИХ МАШИН УТВЕРДИЛИ ЛИМИТЫ РАСХОДА ГОРЮЧЕГО

Минтранс России существенно дополнил перечень автомобилей, для которых действуют лимиты расходования ГСМ. Это произошло в основном за счет машин иностранного производства. Так, теперь есть нормы расхода топлива и смазочных материалов для 35 моделей автомобилей марки BMW (было для девяти), для 24 моделей Hyundai и Nissan (было для восьми моделей каждой марки). А например, машин марки Citroen ранее в перечне вообще не было. Теперь же нормы расхода бензина утверждены для шести моделей этой марки.

Список отечественных автомобилей, по которым есть нормированные Минтрансом России расходы топлива, пополнен не так значительно. Больше всего добавлено машин марки «УАЗ»: количество моделей этого автопроизводителя, представленных в перечне, увеличилось с семи до 21.

В то же время чиновники вычеркнули из списка транспортных средств, для которых установлены лимиты топлива, некоторые модели автомобилей. Например, модификации автомобилей «УАЗ-469», -469А, -469Б, -315100, -315101, -31512-01, -315201.

А по тем моделям машин, которые остались в перечне, базовые нормы расхода топлива не изменились.

CКОРРЕКТИРОВАНЫ ПОПРАВОЧНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Минтранс России уточнил условия применения некоторых поправочных коэффициентов к базовым нормам. В частности, надбавку за срок эксплуатации автомобиля. Теперь ее можно применять, если пробег автомобиля превысил определенное значение. Так, для автомобиля, которому более пяти лет, базовую норму можно увеличить на 5 процентов, в том случае, если пробег превысил 100 тыс. км. Если автомобилю более восьми лет и он прошел более 150 тыс. км, норму можно увеличить на 10 процентов. Согласно предыдущим нормам, указанные повышающие коэффициенты можно было применять вне зависимости от пробега автомобиля.

Надбавка за простой автомобиля для погрузки и разгрузки в пунктах, где запрещено выключать двигатель, а также за простой с грузом, не допускающим охлаждения салона (кузова) автомобиля, теперь зависит от времени простоя. Этот показатель равен 10 процентам за один час простоя.

Есть и новые коэффициенты. Например, установили надбавку в размере 40 процентов при учебной езде на специальных площадках, маневрировании на пониженных скоростях, частых остановках и движении задним ходом.

Правила применения зимних надбавок и их размер для всех регионов (за исключением Охотского района Хабаровского края и Воркуты) не изменились.

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ НОВЫЕ НОРМЫ

Комментируемое распоряжение Минтранса России вступило в силу 14 марта. Однако прежние нормы расхода ГСМ, приведенные в руководящем документе Минтранса России от 29 апреля 2003 г. № Р 3112194-0366-03 (опубликован в «ДК» № 18, 2003), прекратили действовать с 1 января 2008 года (Срок действия указан в абзаце 6 руководящего документа.).

Возникает вопрос: какими нормами можно подтвердить расходы на топливо в промежутке между 1 января и 14 марта? Ответ редакция «ДК» получила у главного специалиста-эксперта отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Т.С. Северовой. Она пояснила, что до того момента, когда Минтранс России утвердил новые нормы, можно было использовать старые нормативы, утратившие силу. То есть, если вам надо обосновать суммы, потраченные на бензин в январе, феврале и первой половине марта, вы можете применить либо лимиты, приведенные в руководящем документе Минтранса России 2003 года, либо собственные нормативы.

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДРУГИЕ АРГУМЕНТЫ

Минфин России и налоговики неоднократно указывали, что для целей налогообложения прибыли организации должны опираться на нормы, установленные Минтрансом России (См. письма Минфина России от 4 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/640 (опубликовано в «ДК» № 18, 2007), от 4 мая 2005 г. № 03-03-01-04/1/223, УМНС России по г. Москве от 5 февраля 2003 г. № 26-12/7430 (далее – письмо № 26-12/7430).).

При этом чиновники соглашаются с тем, что компания, у которой расход бензина превышает указанные нормы, вправе включить в расходы фактически потраченные на ГСМ суммы. Однако для этого необходимо специальное обоснование. Такой подход редакции «ДК» подтвердила Т.С. Северова:

Компании не обязаны применять только нормы, утвержденные Минтрансом России, поскольку Налоговый кодекс РФ не относит к нормируемым расходам затраты на ГСМ для автомобилей. Однако следует помнить о том, что в целях налогообложения прибыли можно признавать только экономически обоснованные расходы. И для обоснования затрат на ГСМ упомянутых норм достаточно. Однако это не означает, что подтвердить оправданность затрат на автомобильное топливо можно только указанными нормами. Если в компании расходуется больше бензина, ей придется представить документальное обоснование таких затрат.

Таким образом, если вашей компании требуется ГСМ больше, чем предусматривают нормы Минтранса России, или если вы эксплуатируете модель автомобиля, для которой чиновники не установили норм, вы можете использовать собственные лимиты. Они обязательно должны быть утверждены приказом руководителя. Кроме того, нужно иметь обоснование, почему вы расходуете бензин по повышенным нормативам. Таким обоснованием может быть заключение, выданное НИИ автомобильного транспорта (см. письмо № 26-12/7430), или же расчет, который сделали специалисты вашей компании.

МНЕНИЕ КОЛЛЕГ

По каким нормам вы списываете расходы на бензин?

Ю.С. Калашникова, главный бухгалтер ООО «Повалихинский комбинат зернопереработки “Алтайские закрома”» (г. Барнаул):

- Мы применяем как собственные нормы, так и лимиты, утвержденные Минтрансом России. Внутренние нормативы пришлось установить для старых автомобилей, по которым все время был перерасход бензина. Для каждой машины мы сделали контрольные замеры по маршрутам. Причем отдельно для загруженной и для пустой. Полученные нормы утвердили приказом по предприятию. У налоговиков вопросов по поводу наших норм нет. При выездной проверке они посмотрели документы, но особо не углублялись. Впрочем, если бы у инспекторов все-таки возникли сомнения, они бы могли легко проверить обоснованность затрат: маршрут у машины стандартный, можно проехать по нему и увидеть расход горючего.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка