Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

2017: Листки нетрудоспособности станут электронными

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Заготовка и переработка леса: готовимся к проверке

22 апреля 2008 1543 просмотра

А Ладожский

В распоряжении редакции оказался интересный документ, который ФНС России письмом от 9 января 2008 г. № ШТ-14-06/2дсп@ направила в налоговые инспекции. Он представляет собой Методические рекомендации, в которых изложен порядок проведения налоговых проверок предприятий, осуществляющих заготовку леса, его переработку и реализацию. Остановимся на основных моментах этого обстоятельного документа.

Общие положения

Главное налоговое ведомство подошло к вопросам организации налогового контроля основательно. Об этом свидетельствует целый раздел Методических рекомендаций, в котором приведен перечень специальных терминов и их значений, используемых в работе предприятий лесной отрасли. ФНС России предписывает налоговым органам на местах обмениваться информацией с правоохранительными и контролирующими органами, а также проводить с ними совместные мероприятия.

Права лесопользователя

Отдельный раздел Методических рекомендаций посвящен разъяснению правовых основ лесопользования и подтверждающим документам, которые должно иметь предприятие.

Так, согласно статье 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки предоставляются:
– юридическим лицам – в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование;
– гражданам – в аренду, безвозмездное срочное пользование.

Однако договоры аренды участков или безвозмездного пользования могли быть заключены и до вступления в силу Лесного кодекса РФ. Поэтому такие договоры следует привести в соответствие с этим кодексом.

Для этого предприятие должно подать заявление в уполномоченный орган по управлению лесным хозяйством субъекта РФ и заключить новый договор, но без проведения аукциона.

Если предприятие заключило договор аренды, то он должен быть оформлен в соответствии с формой, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 324 «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности».

А вот к договору купли-продажи лесных насаждений применяются положения о таких договорах, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ.

Обратите внимание: срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.

В этом же разделе приведены и другие нормативные акты, которые должен соблюдать лесопользователь. Например, информация об объемах изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре должна быть представлена в органы государственной власти, органы местного самоуправления в форме отчета об использовании лесов. А вот форма такого отчета и порядок его представления устанавливает федеральный орган исполнительной власти.

Есть и еще один момент, на который проверяющим рекомендовано обращать внимание.

Так, лесопользование и выделение участков до 1 января 2007 года допускалось на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, выданного по результатам конкурса (аукциона), либо по решению государственных органов.

Права пользования участками лесного фонда возникали на основании:
– договора аренды и договора концессии участка лесного фонда или безвозмездного пользования им;
– протокола о результатах лесного аукциона;
– решения федерального органа в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Именно данные документы служат основанием для выдачи лесорубочного билета. Поэтому для установления реального объема заготовленного и вывезенного леса контролеры будут в обязательном порядке взаимодействовать с лесхозами, выписавшими лесорубочный билет. От них они получат акты освидетельствования мест рубок, копии лесорубочных билетов, выписанных проверяемому предприятию.

Проверка заготовки леса

Обратят внимание контролеры и на правильность внесения платы за лесные ресурсы. Непосредственно размеры платы утверждены постановлением Правительства РФ от 22 мая 2007 г. № 310 «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Но ежегодно законами о федеральном бюджете устанавливаются повышающие коэффициенты к минимальным ставкам платы за древесину, отпускаемую на корню.

Налоговики проверят, нет ли искажений фактических объемов заготовленного леса, его вида и сорта, а также затрат, связанных с заготовкой, что приводит к занижению налоговой базы.

Достоверность объемов заготовки леса они будут проверять на основании дополнительной информации, в том числе и полученной в рамках камеральных и выездных налоговых проверок для подтверждения легальности происхождения древесины:
– от предприятий (договоры, лесная декларация, отчет об использовании лесов, наряды, соответствующие регистры бухгалтерского учета, налогового учета и т. д.);
– из внутренних источников налоговых органов (информационные ресурсы, налоговая и бухгалтерская отчетность);
– из внешних источников (от таможенной и миграционной служб, МВД России, Минприроды России, органов государственной власти и местного самоуправления);
– от контрагентов (участников) конкретной сделки.

Если налоговики обнаружат признаки правонарушений, то они отразят это в акте выездной проверки и направят информацию в правоохранительные и контролирующие органы.

Контроль за транспортировкой леса

Предприятия перевозят лес от места заготовки до пунктов складирования, переработки, в том числе на экспорт, автомобильным, железнодорожным, морским транспортом.

Для подтверждения достоверности транспортных расходов и объемов перевезенной продукции главное налоговое ведомство рекомендует подчиненным использовать информацию из товаротранспортных документов: путевых листов, накладных, счетов-фактур, договоров купли-продажи и на оказание транспортных услуг, грузовых таможенных деклараций, коносаментов, поручений на погрузку. На всех этапах транспортировки леса на перевозимой продукции должна быть четкая маркировка.

Кроме этого в Методических рекомендациях приведены виды товаросопроводительных документов, которые применяются при различных видах перевозки. А вот конкретный вид документа, которым оформляется поставка, зависит от вида используемого транспорта и действующих правил перевозки грузов.

Обратите внимание: по мнению налоговиков, товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т не заменяет собой товарную накладную формы № ТОРГ-12. Если лесопродукция доставляется автотранспортом, должны быть составлены обе формы.

Контроль переработки леса

В процессе контроля за переработкой древесины налоговые органы обратят внимание:
– на момент перехода прав владения и распоряжения лесной продукцией;
– на сопоставление объемов растущего леса, предназначенного для лесозаготовок, объемов древесины, отведенных в рубку, объемов фактически заготовленной, хранящейся и отгруженной древесины, объемов поступившей на предприятие в переработку древесины с объемом произведенной продукции;
– на соответствие требованиям договоров, технических регламентов, стандартов, технических условий.

Для контроля затрат на всех этапах переработки налоговики проверят калькулирование обезличенной единицы продукции (без подразделения по качественным характеристикам и назначениям) и распределение затрат по отдельным видам продукции. Кроме этого при агрегатной переработке бревен затраты на обработку рекомендовано распределять между пиломатериалами, технологической щепой и опилками пропорционально объемам древесины, израсходованной на каждый вид.

Что касается технологических потерь при переработке, то они зависят от технических характеристик используемого оборудования. Количество потерь по конкретному технологическому процессу должно быть обоснованно и документально подтверждено в соответствии с требованиями статьи 252 Налогового кодекса РФ. Сумма потерь уменьшает налоговую базу в составе оценки стоимости материальных расходов, переданных в производство.

Чтобы установить нормативы технологических потерь, проверяющие применят отраслевые нормативные акты, расчеты и результаты исследований технологических служб предприятия либо иные лимиты, регламентирующие ход технологического процесса.

Перемещение древесной продукции

Основным элементом контроля цепочки поставки лесопродукции в Методических рекомендациях названы сбор и хранение информации о количестве вовлеченного в эту цепочку товара. Причем эта информация собирается в единицах объема или веса, штуках и даже стоимости. Сравнение данных о количестве товара на каждом этапе позволяет выявить очевидные элементы мошенничества.

Однако сама по себе эта информация еще недостаточна для контроля цепочки поставки, поскольку она не выявляет случаи подмены.

Здесь названы два самых важных типа информации.

1. В пределах одного этапа производства сравнивается количество приобретенного сырья с количеством проданной продукции. Правда, здесь обращается внимание на применение проверяющими адекватных коэффициентов перерасчета между сырьем на входе и готовой продукцией на выходе.

2. Между двумя этапами производства сравнивается количество продукции, проданной одним переработчиком, с количеством, которое приобрел следующий в цепочке переработчик.

Налоговики могут проверить и критические контрольные точки. То есть те точки цепочки поставок, в которые может поступить нелегально заготовленная древесина, где может произойти смешение разных типов материалов, таких как древесина из сертифицированных или несертифицированных лесов. Таковыми названы места штабелевки древесины, склады в момент поступления на них древесины, блок-пакеты пиломатериалов.

Отбор кандидатов для проверки

Как сказано в Методических рекомендациях, в первоочередном порядке в план выездных проверок включат те предприятия, в отношении которых налоговики располагают сведениями о том, что они участвуют в схемах ухода от налогообложения или минимизируют налоговые обязательства. Также проверят и тех лесопользователей, чья финансово-хозяйственная деятельность свидетельствует о предполагаемых налоговых правонарушениях.

При отборе кандидатов на выездные проверки налоговики будут пользоваться критериями, которые приведены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333.

Однако при оценке показателей контролерам предписано анализировать возможность получения предприятиями либо наличие у них необоснованной налоговой выгоды, в том числе по обстоятельствам, которые указаны в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.

Так, например, контролеры могут рассчитать долю вычетов по НДС (отношение суммы налоговых вычетов к сумме начисленного НДС за анализируемый период). Этот показатель характеризует адекватность сумм налога, предъявляемых к вычету.

Обратите внимание: по лесной отрасли значительными признаются суммы вычетов по НДС, если за 12 месяцев они равны или превышают 89 процентов от суммы налога, начисленного с налоговой базы.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка