Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Желаю вам в новом году

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расчет транспортного налога по малым грузовикам

16 июня 2008 43 просмотра

, юрист-эксперт по налоговой практике ООО КПЦ «Юрконсул»

Налоговики решили, что автомобиль «УАЗ», принадлежащий компании, является грузовым, а не легковым, как считал бухгалтер, ориентировавшийся на техпаспорт машины. Инспекторы доначислили налог, а также пени и штраф. О том, как не ошибиться при расчете транспортного налога, читайте в этой статье.

Когда возникает неясность со ставкой налога

Ставки транспортного налога определены региональными нормативными актами. При этом данные ставки зависят от категории и мощности машины (п. 1 ст. 361 Налогового кодекса РФ). Так, по грузовым автомобилям ставки налога обычно где-то в полтора раза больше, чем по легковым машинам той же мощности.

Возьмем, к примеру, Закон г. Москвы от 23 октября 2002 г. № 48 «О транспортном налоге». Согласно этому документу, минимальная ставка налога для легковых машин равна 7 руб. за одну лошадиную силу. И 10 руб. за одну лошадиную силу, если машина грузовая.

Как узнать, к какой категории относится машина? Казалось бы, все просто. Надо заглянуть в паспорт транспортного средства (ПТС), где в строке 4 указана категория автомобиля. Как правило, легковым автомобилям соответствует категория «В», а грузовым — «С». Однако у машин есть еще одна важная характеристика — тип. Его указывают в строке 3 ПТС. Тип транспортного средства определяется его конструкторскими особенностями и назначением. Возможны следующие типы: легковой, грузовой, специальный легковой, специальный пассажирский, грузопассажирский, автобус, фургон и т. д.

Если в ПТС указана категория «В» и тип «легковой», то все ясно. В этой ситуации можно смело применять «легковую» ставку.

А если у машины категории «В» тип «грузовой», то нужно использовать ставку налога для грузовых машин. Этот вывод подтверждает, в частности, письмо Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1.

Определить ставку налога для других типов машин — специальных, грузопассажирских, фургонов и т. д. — сложнее. Именно по таким «спорным» машинам достаточно часто возникают споры между инспекторами и налогоплательщиками.

Чем еще, кроме ПТС, можно обосновать применение ставки

Чтобы точно определить, по какой ставке нужно рассчитать налог, бухгалтеру потребуются дополнительные документы. В первую очередь надо заглянуть в руководство по эксплуатации, где всегда указываются все характеристики машины. Далее можно направить запрос на завод-изготовитель, в котором следует поинтересоваться, к легковым или грузовым машинам относится конкретная модель авто. Такой же запрос можно отправить в орган ГИБДД, который ставил машину на учет.

Руководство и ответы на запросы впоследствии могут пригодиться компании, если по «спорной» машине налог будет определен по «легковой» ставке, а инспекторы признают, что автомобиль относится к грузовикам. Тогда отстаивать свою позицию компании наверняка придется в суде (в случае если цена вопроса для предприятия будет достаточно велика). Пример положительного исхода дела — постановление ФАС Московского округа от 23 ноября 2007 г. № КА-А40/12012-07. В этом деле компания представила в арбитраж руководство к автомобилю «УАЗ», из которого было видно, что спорная машина может быть оборудована не более чем восемью пассажирскими местами. Кроме того, все остальные ее характеристики и габариты (длина, ширина, высота) подпадают под параметры легковой машины, предусмотренные Конвенцией о дорожном движении (заключена 8 ноября 1968 года в Вене, ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII).

Определяя ставку транспортного налога, бухгалтер может обратиться также к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359). Если «спорный» автомобиль попадает в класс «Автомобили легковые», то компания может применить «легковую» ставку (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24 июля 2007 г.№ Ф09-5697/07-С3 и от 21 ноября 2007 г. № Ф09-9469/07-С3).

Однако тут стоит отметить, что не все суды, разрешая споры о транспортном налоге, принимают во внимание данный аргумент. В частности, Президиум ВАС РФ в постановлении от 17 июля 2007 г. № 2965/07 сделал вывод о том, что ОКОФ не применим для целей налогообложения. По мнению судей ВАС, данный классификатор предназначен исключительно для учета и статистики основных средств.

В заключение отметим следующее. Если компания решит отстаивать применение «легковых» ставок по «спорным» машинам в арбитраже, то можно использовать еще один аргумент. А именно сослаться на пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса. Напомним, что, согласно этой норме, все сомнения, противоречия и неясности в области налогового законодательства трактуются в пользу налогоплательщика. Именно этот аргумент учел ФАС Западно-Сибирского округа, признавая правоту организации в постановлении от 18 октября 2006 г. № Ф04-6867/2006(27536-А81-15).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка