Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Транспортные расходы аптечной сети

25 июня 2008 10 просмотров

, старший научный сотрудник НИФИ АБиК Минфина РФ, кандидат педагогических наук, диплом АССА по МСФО.

Фирма продает лекарства и косметические средства через аптечную розничную сеть. Товар закупает у оптовика на условиях «самовывоза». Для его доставки по аптекам она заключила договор со сторонней транспортной фирмой. Финансисты и судьи не оставили без внимания вопрос документального оформления перевозок в целях подтверждения расходов организации. Подробнее об этом, а также об учете затрат на транспортные услуги – в нашей статье.

Оформляем документы

Для оформления перевозок груза действующим законодательством предусмотрена унифицированная форма № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78).

В нашем случае грузоотправитель и грузополучатель – одно лицо. Товары лишь перераспределяются между его структурными подразделениями. Возникает вопрос: а нужно ли при перевозке товаров составлять накладную для каждой аптеки?

Обратимся к параграфу 10 раздела 6 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила). Здесь сказано, что перевозки грузов от грузоотправителя в адрес одного грузополучателя могут оформляться одной товарно-транспортной накладной суммарно (за всю работу в течение смены). При этом может производиться выдача грузоотправителем шоферу талона на каждую отдельную ездку.

Талон действителен только на день выдачи и заполняется в трех экземплярах, из которых:
– первый остается у грузоотправителя;
– второй – у шофера;
– третий – у грузополучателя.

При выполнении последней ездки грузоотправитель оформляет товарно-транспортную накладную на все количество перевезенного груза. Талоны грузоотправителя, на основании которых составляется товарно-транспортная накладная, подлежат уничтожению. А талон грузополучателя остается у аптеки. Реквизиты талона устанавливаются по согласованию между автотранспортной организацией, грузоотправителем и грузополучателем. Они должны содержать сведения, необходимые для учета количества перевозимого груза и времени работы автомобиля.

Следует учитывать, что указанный порядок оформления документов должен быть отражен в договоре перевозки.

Необходимость применения накладной

Обязательное применение товарно-транспортных накладных для оформления автомобильных грузоперевозок предусмотрено Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. 259-ФЗ «Устав

автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно пункту 20 статьи 2 данного нормативного акта, транспортная накладная – документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. А в Правилах дано следующее определение: товарно-транспортная накладная – основной документ, по которому производится прием груза к перевозке, его перевозка и сдача грузополучателю.

Финансисты и налоговики настаивают на необходимости ее применения в целях налогообложения прибыли. Но арбитражная практика складывается неоднозначно. Рассмотрим, как чиновники и судьи аргументируют свои точки зрения.

Позиция чиновников

Затраты на доставку товаров, осуществленную третьим лицом, можно учесть при исчислении налога на прибыль. При этом необходимо наличие соответствующих первичных документов, подтверждающих расходы покупателя на транспортировку товара. Например, товарной накладной и товарно-транспортной накладной. Таково мнение чиновников, выраженное в письме УФНС России по г. Москве от 16 февраля 2007 г. № 20-12/014632* и в письме Минфина России от 3 июня 2005 г. № 07-05-06/160.

Анализируем арбитражную практику

В постановлении ФАС Московского округа от 29 ноября 2007 г. № КА-А40/10686-07 суд занял сторону организации. Свое мнение он обосновал так. Для целей налогообложения товарно-транспортная накладная не является единственным документом, подтверждающим обоснованность принятия расходов по перевозке. А счета-фактуры, реестры-счета с указанием номеров путевых листов, даты оказания услуги и ее стоимости, отрывные талоны путевых листов, платежные поручения и банковские выписки, приемосдаточные акты подтверждают оказание услуг и факт их оплаты.

Но в постановлении ФАС Центрального округа от 10 октября 2006 г. № А62-5749/2004 судебная инстанция поддержала налоговиков. По мнению арбитров, товарно-транспортная накладная – документ, служащий для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и их оприходования у грузополучателей, а также складского, оперативного и бухгалтерского учета. При этом товарные накладные и путевые листы не заменяют товарно-транспортную накладную. А значит, организация при отсутствии этого документа не может подтвердить обоснованность отнесения транспортных затрат на расходы при исчислении налога на прибыль.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Теоретически организация может учитывать затраты на оплату доставки товаров на свои склады двумя способами:
– включать в фактическую себестоимость товаров;
– включать в состав расходов на продажу.

Это следует из пунктов 5, 6 и 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Выбранный способ подлежит отражению в учетной политике организации (п. 8 ПБУ 1/98).

Однако в нашей ситуации практическое применение первого способа затруднительно. Ведь автомобиль развозит приобретенную партию по нескольким аптекам. Поэтому определить стоимость доставки для каждой из них достаточно сложно.

Зато по второму способу такой проблемы не возникает. Транспортные расходы бухгалтер будет учитывать отдельно от стоимости приобретения товаров. В этом случае расходы на транспортировку накапливаются по отдельному субсчету счета 44 «Расходы на продажу». Они ежемесячно распределяются между проданным товаром и его остатком. Об этом сказано в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета... (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н). Суммы, приходящиеся на проданный товар, списываются в дебет счета 90 «Продажи».

Учтите, в действующем законодательстве не определено, как распределять расходы на транспортировку товаров в бухгалтерском учете. А значит, решение по этому вопросу организация должна принять самостоятельно и отразить установленный порядок в учетной политике.

Налоговый учет расходов на перевозку

Порядок определения расходов по торговым операциям установлен статьей 320 Налогового кодекса РФ. Исходя из приведенных в ней положений, организация не обязана включать в стоимость приобретения товаров расходы на их доставку. А сумма транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц.

Таким образом, метод распределения расходов на перевозку товаров налоговым законодательством определен.

Бухгалтерский и налоговый учет можно сблизить

По мнению автора, аптечная организация вправе применить алгоритм, приведенный в статье 320 Налогового кодекса РФ, в целях бухгалтерского учета. Ведь здесь порядок распределения транспортных расходов она должна установить самостоятельно. А предлагаемый подход поможет уменьшить объем бухгалтерской работы и сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Расскажем о том, как это сделать, но сначала определимся с обозначениями:
– СН и СК – начальное и конечное сальдо счета;
– ОД и ОК – дебетовый и кредитовый оборот счета.

При расчете нам нужны будут счета 41 «Товары» и 44 «Расходы на продажу» (субсчет «Расходы на транспортировку»).

Итак, распишем последовательность действий, приведенных в статье 320 Налогового кодекса РФ, используя принятые нами для бухгалтерского учета обозначения. Представим алгоритм расчета.
1. Определяем сумму прямых расходов (СПР), приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце:

СПР = СН 44+ ОД 44.
2. Определяем стоимость приобретения товаров (СТ), реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца: СТ = ОК 41 + СК 41.
3. Рассчитываем средний процент (СП) как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров: СП = СПР : СТ.
4. Определяем сумму прямых расходов, относящуюся к остатку нереализованных товаров (СК 44), как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца: СК 44 = СП 5 СК 41.

Для наглядности покажем применение рассмотренного порядка распределения транспортных расходов на примере.

Пример

Учетная политика ООО «Лекарь» предусматривает одинаковый порядок формирования стоимости товаров в бухгалтерском и в налоговом учете – без включения расходов на доставку. Учет товаров в аптеке ведется по ценам, установленным условиями договора с поставщиком.

Согласно рабочему плану счетов, транспортные расходы на приобретение товаров отражаются на счете 44 субсчет «Расходы на транспортировку». Списание товаров в бухгалтерском и налоговом учете производится по средней себестоимости.

На 1 июня 2008 года дебетовое сальдо по счету 44 субсчет «Расходы на транспортировку» составляет 80 000 руб. За июнь стоимость услуг транспортной компании по доставке товаров составила 160 000 руб. (без учета НДС).

В этом месяце во всей аптечной сети реализовано товаров на сумму 1 500 000 руб. На 30 июня 2008 года остаток товаров составил 900 000 руб.

Тогда исходя из вышеприведенных обозначений:
СН 44 = 80 000 руб.;
ОД 44 = 160 000 руб.;
ОК 41 = 1 500 000 руб.;
СК 41 = 900 000 руб.

Таким образом, по расчету бухгалтера средний процент (СП) за июнь 2008 года составил:

(80 000 руб. + 160 000 руб.) : (1 500 000 руб. + 900 000 руб.) = 0,1.

Тогда остаток транспортных расходов на конец месяца (СК 44) будет равен:
0,1 x 900 000 руб. = 90 000 руб.

В итоге сумма транспортных расходов, подлежащая списанию за месяц, определяется по общеизвестной формуле, связывающей обороты и остатки счета:

ОК 44 = СН 44 + ОД 44 – СК 44, и составит:
80 000 руб. + 160 000 руб. – 90 000 руб. = 150 000 руб.

Бухгалтер 30 июня сделает проводку:

Дебет 90 Кредит 44 субсчет «Расходы на транспортировку»
– 150 000 руб. – списаны транспортные расходы за июнь 2008 года, приходящиеся на проданный товар.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Бюджетник 8 декабря 2016 15:00 КБК для учреждений на 2017 год
Кдело 8 декабря 2016 15:00 Приказ об увольнении

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка