Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Проводим перепланировку торгового зала

25 июня 2008 3358 просмотров

, директор департамента бухгалтерского учета аудиторской компании «Академия Аудита»

Аптека решила открыть новый торговый зал. Однако существующая планировка помещения для этого не подходит. Как правильно оформить документы, согласовать действия по перепланировке в надзорных инстанциях, а также отразить соответствующие расходы в учете? Расскажем об этом в статье.

Перепланировку следует согласовать

Аптека может делать перепланировку своими силами. Однако на практике на это обычно не хватает ресурсов. Поэтому чаще всего пользуются услугами подрядчиков – специализированных строительных фирм. В любом случае перед началом работ необходимо составить смету с указанием всех видов и объема предполагаемых работ, затрат на их выполнение и приобретение материалов. При заключении договора со строительной компанией готовит и передает смету на утверждение именно она. В остальных случаях (выполнение собственными силами, привлечение физических лиц по договорам гражданско-правового характера и т. п.) смету придется делать самим. Подходить к этому надо очень серьезно. Ведь на основании данного документа работы будут квалифицированы в бухгалтерском и налоговом учете. Желательно, чтобы еще до начала работ смету одобрила бухгалтерия аптеки.

В большинстве случаев перепланировку придется согласовывать с надзорными органами. Перечни документов, которые нужно оформить, регламентируют нормативные документы соответствующего региона. Как правило, требуется:
– составить проектную документацию. В частности, план помещения на копии плана бюро технической инвентаризации (БТИ) с указанием предполагаемых к сносу и вновь устанавливаемых перегородок и новых проемов во внутренних стенах;
– получить заключения (согласования) уполномоченных организаций (территориальных управлений Роспотребнадзора, Госпожнадзора и т. д.).

Собрав все необходимые документы, аптека должна представить их в управление архитектуры и градостроительства для получения официального разрешения на перепланировку.

Кроме того, при изменении технических или качественных характеристик объекта должна проводиться внеплановая техническая инвентаризация (п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921). То есть, завершив работы по перепланировке, организация должна пригласить к себе представителей Роснедвижимости (см. письмо Минфина России от 3 мая 2007 г. № 03-11-05/93). Какое назначение будет у переоборудованных помещений, решается по результатам техинвентаризации.

Отметим, что учет расходов на переоборудование помещения под торговый зал будет зависеть от того, использовалось ли оно в производственных целях до переустройства.

Помещение ранее не использовалось

Рассмотрим прежде всего такой вариант. Помещение ранее не использовалось и не амортизировалось (приобретено непосредственно перед перепланировкой и будет введено в эксплуатацию после окончания работ).

В этом случае в налоговом учете расходы по доведению помещения до состояния, пригодного к эксплуатации, придется отразить по первоначальной стоимости объекта (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Следовательно, затраты на приобретение и перепланировку будут учитываться при расчете налога на прибыль посредством начисления амортизации.

В бухгалтерском учете ситуация аналогичная. Недвижимость, требующая перепланировки, в течение всего времени соответствующих работ должна числиться на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Вводить объект в эксплуатацию можно лишь по окончании перепланировки.

Здесь существует проблема с учетом суммы «входного» НДС, уплаченной продавцу помещения. Чиновники настаивают, что данный налог аптека вправе предъявить к вычету только после перевода имущества на счет 01.

Однако суды неоднократно приходили к выводу, что и учет помещения на счете 08 считается его оприходованием. Значит, фирма может возместить НДС, не дожидаясь перевода его стоимости на счет 01 (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 июня 2007 г. № КА-А41/5365-07, ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 октября 2006 г. № А33-9939/06-Ф02-5042/06-С1).

Пример

ЗАО «Аптека» приобрело помещение для оборудования торгового зала у ООО «АБС-Недвижимость» и 25 марта 2008 года полностью выплатило его стоимость в сумме, предусмотренной договором, – 11 800 000 руб. (в том числе НДС – 1 800 000 руб.).

Согласно акту о приеме-передаче по форме № ОС-1а, подписанному сторонами 26 марта 2008 года, ООО «АБС-Недвижимость» передало ЗАО «Аптека» указанный объект. После этого ЗАО «Аптека» приступило к перепланировке с целью доведения помещения до состояния, пригодного к использованию. Работы выполнялись подрядной организацией.

Допустим, 27 марта 2008 года в регистрирующий орган было подано заявление и документы на госрегистрацию перехода к ЗАО «Аптека» права собственности на недвижимое имущество. Госрегистрация была произведена 30 апреля 2008 года.

Стоимость работ по перепланировке составила 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.). Работы были полностью закончены и приняты 15 мая 2008 года. В этот же день помещение ввели в эксплуатацию. Чтобы избежать фискальных рисков, бухгалтерия ЗАО «Аптека» решила принять «входной» НДС к вычету после учета помещения в составе основных средств.

В учете сделаны такие проводки.

25 марта:

Дебет 60 Кредит 51
– 11 800 000 руб. – перечислена предоплата за приобретаемое помещение.

26 марта:

Дебет 08 Кредит 60
– 10 000 000 руб. (11 800 000 – 1 800 000) – отражено приобретение объекта недвижимости (без НДС);

Дебет 19 Кредит 60
– 1 800 000 руб. – отражена сумма «входного» НДС по приобретенному помещению (согласно счету-фактуре продавца).

15 мая:

Дебет 08 Кредит 60
– 2 000 000 руб. (2 360 000 – 360 000) – отражена стоимость работ по перепланировке помещения;

Дебет 19 Кредит 60
– 360 000 руб. – отражена сумма «входного» НДС, предъявленная подрядной организацией в составе работ по перепланировке;

Дебет 01 Кредит 08
– 12 000 000 руб. (10 000 000 + 2 000 000) – принято к учету помещение в качестве объекта основных средств;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 2 160 000 руб. (1 800 000 + 360 000) – принят к вычету «входной» НДС.

Помещение использовалось по другому назначению

Бывает и другая ситуация. Помещение уже принадлежало аптеке, но использовалось по другому назначению. В данном случае возникает вопрос о том, как для целей бухгалтерского и налогового учета квалифицировать произведенные работы.

Если как ремонт (не важно, текущий или капитальный), стоимость работ может быть учтена в учете единовременно – в том периоде, когда они были осуществлены (ст. 260 Налогового кодекса РФ). Если как реконструкция, то потраченные суммы следует отнести на увеличение первоначальной стоимости помещения (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Ремонт или реконструкция?

Сложность заключается в том, что ни в бухгалтерских, ни в налоговых официальных документах такое понятие, как «перепланировка помещения», не упоминается. Чиновники разъяснили, как отличить ремонт от реконструкции в письме от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794. Они предлагают руководствоваться:
– ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312;
– Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, которое утверждено постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279.

В частности, допускается отнесение работ по перепланировке помещения (устройству перегородок) к работам по капитальному ремонту (п. III ч. А приложения 8 Положения МДС 13-14.2000, п. 5.1 ВСН 58-88 (р)). В то же время сказано, что при реконструкции зданий (объектов), помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка (п. 5.3 ВСН 58-88 (р)).

Таким образом, действующее законодательство не дает однозначного ответа на вопрос, относить работы по перепланировке помещения к реконструкции или к капремонту.

Как поступить бухгалтеру?

Чтобы классифицировать произведенные работы, можно поступить следующим образом. Исходя из определения реконструкции, данного в статье 257 Налогового кодекса РФ, выяснить, каким образом перепланировка помещения повлияет на работу компании. Если в результате улучшатся показатели, характеризующие рабочий процесс, перепланировка относится к работам по реконструкции.

Принимая решение о том, куда отнести произведенные работы, бухгалтер должен принимать во внимание не название договора с подрядчиком, а перечень конкретных работ согласно смете. Разумеется, аптеке выгоднее оформить работы как ремонтные. Тогда их стоимость можно списать единовременно, а не через амортизацию. Кроме того, это позволит сэкономить и на налоге на имущество. Налоговики же, наоборот, при каждом удобном случае пытаются вменить реконструкцию.

Анализируем арбитражную практику

Если спор в подобной ситуации доходит до суда, арбитры, как правило, встают на сторону налогоплательщиков, требуя доказательств того, что выполненные при перепланировке работы не являются капитальным ремонтом, от налоговых инспекторов. Соответственно, если налоговикам не удается представить четкие аргументы, решение принимается в пользу налогоплательщика (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 января 2006 г. по делу № Ф04-9847/2005(18993-А45-6), ФАС Северо-Западного округа от 7 ноября 2006 г. по делу № А56-13460/04).

Еще один способ отстоять свою правоту – обратиться для квалификации произведенных работ к экспертам. Рассматривая одно из дел, судьи поддержали налогоплательщика, представившего заключение экспертизы о том, что после перепланировки технико-экономические показатели и функциональное назначение помещений не изменились, а работы по увеличению объема здания (надстройка, пристройка) не проводились. Поэтому данные работы были признаны капитальным ремонтом (см. постановление ФАС Уральского округа от 28 ноября 2006 г. по делу № Ф09-10509/06-С7).

В заключение отметим, что специалисты главного финансового ведомства по вопросам об отнесении тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции советуют обращаться в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка