Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Нет решения о возмещении – нет права на возврат или зачет налога?

16 июля 2008 43 просмотра

, юрист партнер группы «Профи»

С точки зрения обывателя, налоги – это то, что надо безвозмездно и безропотно отдавать. Но уважающий себя бухгалтер не имеет права на обывательскую точку зрения. А потому он должен знать, что налоги можно еще и возмещать, и возвращать. Недаром ведь существуют нормы, регулирующие порядок и сроки возврата и зачета налогов, а также права и обязанности налоговых органов в этой связи. Вот только на практике такое регулирование осуществляется весьма неоднозначно.

Разбираемся в правилах

Итак, согласно пункту 1 статьи 176 Налогового кодекса РФ, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Казалось бы, подаем декларацию, которая, согласно статье 80 Налогового кодекса РФ, является заявлением налогоплательщика об основаниях для исчисления и уплаты налога, видим в ней сумму к возмещению – и вот он, заветный налог к возврату или зачету.

Однако на деле все оказывается не так просто. Читаем дальше: «После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению….».

Насколько обоснованно налогоплательщик заявил сумму к возмещению, налоговики решают в ходе камеральной налоговой проверки. Порядок ее проведения установлен статьей 88 Налогового кодекса РФ.

«Пройдет три месяца, – думает добросовестный и наивный налогоплательщик, - отпущенных статьей 88 Налогового кодекса РФ, и у налоговиков родится положительное решение»

Налогоплательщик прав: без этого решения действительно никуда, поскольку весь дальнейший текст статьи привязывает его право на ту или иную форму возмещения налога именно к решению налогового органа.

Вот только как быть, если с «рождением» решения налоговики не спешат? Если до начала 2007года налоговики однозначно обязаны были по истечении трех месяцев со дня подачи декларации принять решение о возмещении, если не приняли решения об отказе в возмещении налога, то теперь такой обязанности не предусмотрено.

Получается, что нет решения о возмещении – нет права на возврат или зачет налога. Время идет - денег нет. Проценты за несвоевременный возврат также считаются от окончания проверки (п. 10 ст. 176 НК РФ). Мало того, возможно, копится недоимка.

Налогоплательщик рассуждает разумно: ни к чему оплачивать налог за последующие периоды, пока мы не будет «съедена» образовавшаяся, по его данным, переплата. Налогоплательщик-то разумный, а вот его лицевой счет не настолько. Да и взыскивать эту самую недоимку в бесспорном порядке налоговикам ничто не мешает. В результате сыплются требования, решения о взыскании, инкассовые поручения.

Отдел урегулирования задолженности кивает на лицевой счет, в котором декларация налогоплательщика не уменьшает недоимку, а камеральный отдел отказывается проводить проверку за пределами трехмесячного срока.

Судебные споры между налогоплательщиками и налоговыми органы, связанные с изложенной ситуацией, могут быть весьма разнообразными по предмету требований – от обязания возвратить сумму налога до признания незаконными решений, действий, направленных на взыскание недоимки, которая образовалась у налогоплательщика после подачи декларации на возмещение налога.

Попробуем рассмотреть позиции обеих сторон.

Доводы налоговиков

Согласно статье 176 Налогового кодекса РФ, в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

После того как организация представит налоговую декларацию, налоговая инспекция проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению. Это происходит в рамках камеральной налоговой проверки. Порядок ее проведения установлен статьей 88 Налогового кодекса РФ.

Если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлено никаких нарушений налогового законодательства, то в течение семи дней по окончании проверки налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм.

Если же будет выявлено нарушение налогового законодательства, законодательства, инспекторы составляют акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса РФ.

В случае принятия решения о полном или частичном возмещении суммы налога при наличии у организации недоимки, которая образовалась в период между датой подачи декларации и датой возмещения и которая не превышает суммы к возмещению, пени на сумму недоимки не начисляются.

А вот если решение о возмещении сумм налога не принято, Налоговый кодекс РФ не запрещает налоговому органу начислять на образовавшуюся недоимку пени и взыскивать ее в установленном порядке.

Таким образом, статья 176 Налогового кодекса РФ предусматривает возникновение у налогоплательщика права на возврат налога на основании решения налогового органа. А это значит, что налогоплательщик не вправе требовать возврата сумм по тем декларациям, которые не были «откамералены».

Доводы налогоплательщика

Пункт 1 статьи 176 Налогового Кодекса РФ обязывает налоговиков в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ завершить камеральную проверку в трехмесячный срок.

Согласно статье 88 Налогового кодекса РФ, уполномоченные должностные лица налогового органа проводят камеральную проверку без какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Практически это означает, что моментом начала проведения камеральной проверки является подача налоговой декларации.

Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Если в налоговой декларации (расчете) обнаруживаются ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявляются несоответствия представленных сведений и сведений, которыми располагает налоговый орган, об этом сообщается налогоплательщику. И в течение пяти дней налогоплательщик обязан представить необходимые пояснения или внести исправления в установленный срок.

Инспектор, проводящий камеральную проверку, обязан рассмотреть представленные пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговики установят факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, они обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ.

Акт налоговой проверки по установленной форме составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Таким образом, срок проведения проверки, в течение которого налоговики могут выявлять нарушения, ограничен тремя месяцами с момента представления декларации. Срок составления акта налоговой проверки ограничен десятидневным сроком.

Следовательно, отсутствие акта камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев и десяти дней с момента представления налоговой декларации свидетельствует о том, что камеральная налоговая проверка завершена и в ходе ее проведения никаких нарушений не выявлено.

А если никаких нарушений выявлено не было, то по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм (п. 2 ст. 176 НК РФ).

Если у налогоплательщика есть недоимка по налогу, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налоговый орган самостоятельно производит зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

Таким образом, утверждение о том, что какая-либо налоговая декларация не была «откамералена» и, как следствие, об обоснованности проведения процедуры взыскания недоимки, которую следовало погасить за счет возмещения налога по этой декларации, становится незаконным по прошествии трех месяцев и семи дней.

При наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.

Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

Следовательно, если налогоплательщик обратился с заявлением о возврате сумм налога по прошествии трех месяцев с момента подачи налоговой декларации, по которой налог подлежал возмещению, то отказ налогового органа в возврате налога в связи с отсутствием решения о возмещении налога является необоснованным. Такое решение должно быть принято, если в установленный срок нарушения налогового законодательства не были выявлены и не зафиксированы в акте проверки.

Делаем выводы

Данная ситуация все чаще становится камнем преткновения в отношениях между налоговиками и организациями.

Если организация хочет избежать спора, она может пойти на поводу у налоговиков. Так, в случае пропуска налоговым органом срока для вынесения решения по результатам камеральной проверки организация может подать «уточненную» декларацию за тот же период. Но в этом случае надо отдавать себе отчет в том, что за этим последуют новые сроки проверки и что период, за который происходит возмещение, будет смещен.

Возможен другой вариант - обжаловать действия, бездействие или решения налоговиков в судебном порядке. Если организация готовится к подаче заявления в суд, самое главное для нее - определиться с предметом требований. Его надо сформулировать так, чтобы требования были обоснованными, а судебный акт действительно восстанавливал нарушенное право налогоплательщика.

Например, при длящемся молчании налогового органа по поводу представленной декларации на возмещение, можно потребовать признать незаконным бездействие налогового органа. Однако иногда разумнее обратиться с заявлением о возврате сумм налога (при отсутствии недоимки), тем самым «простимулировать» налоговиков на необходимые действия. Тогда устранением нарушения, выраженного в отказе в возврате, будет возмещение сумм налога, обязание к которому можно включать в заявление как дополнительное требование.

Неоднозначно выглядит ситуация, когда с момента подачи налогоплательщиком декларации на возмещение у него копится недоимка вследствие того, что налоговый орган не проводит зачет сумм налога. В этом случае придется обжаловать еще и взыскание недоимки, ссылаясь на ее отсутствие.

В любом случае представление о том, что по истечении трех месяцев с момента подачи декларации у организации возникает право на возмещение сумм налога путем зачета или возврата, является обоснованным. Даже если налоговый орган не принял соответствующего решения.

Но, обращаясь в суд, следует тщательно подготовиться к тому, что придется доказывать и обоснованность заявленных в декларации сумм по существу. Суд в данном случае вынужден подменять налоговиков в их обязанности провести камеральную проверку.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка