Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

График отпусков '2017 — как составить с учетом новых сроков отчетности

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Контроль применения кассовой техники

29 августа 2008 162 просмотра

, эксперт бухгалтерско-аудиторской фирмы ЗАО БАФ «Символ Прогресс»

Аптека обязана применять контрольно-кассовую технику при расчетах с покупателями. А вот полномочия по контролю за соблюдением правил ее применения переданы налоговым органам. О том, как такие проверки проводят и какими документами оформляют ее результаты, мы расскажем в нашей статье.

Кто имеет право проверять

Проверки исполнения законодательства о применении кассовой техники проводят территориальные налоговые органы. Периодичность проверок конкретного места торговли определяется начальником инспекции. Прийти с проверкой могут и специалисты из вышестоящего управления ФНС России. Причем они вправе проводить повторные проверки в организациях и у предпринимателей, которых ранее уже проверили нижестоящие налоговики.

Отсюда можно вывести основное правило: контролировать применение контрольно-кассовой техники будут те налоговые органы, в которых данная техника была зарегистрирована. А вот проверка организации сотрудниками налоговой инспекции, не относящейся к обслуживаемой территории, является незаконной. Так, ФАС Поволжского округа в постановлении от 26 апреля 2007 г. № А65-22738/06-СА3-43 определил следующее. Налоговый орган, рассмотрев дело об административном правонарушении, превысил свои полномочия, так как не соблюдал при этом правила территориальной подведомственности. В результате судьи признали не-

законным постановление налоговиков о привлечении налогоплательщика к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обратите внимание: у проверяющих должен быть специальный документ, который называется «Поручение на проверку соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники». Его форма и формы других документов, которыми оформляют результаты проверок, доведены до сведения всех налоговых инспекций письмом ФНС России от 8 июня 2007 г. № ШТ-6-06/458@. Однако эти формы рекомендательные, и на местах в них могут вносить изменения и дополнения.

Кого проверяют?

Чем руководствуются налоговики, выбирая организацию для проверки? В данном случае они применяют свои внутренние документы. Например, московские налоговики используют приказ УФНС России по г. Москве от 29 июня 2004 г. № 189 «Об организации работы по контролю за применением контрольно-кассовой техники на территории г. Москвы».

Согласно этому документу они ежеквартально составляют календарный план-график проверок организаций и предпринимателей. Для того чтобы включить аптечную организацию в кандидаты на проверку, налоговики, в частности, анализируют следующие документы:
– данные бухгалтерских отчетов за прошедший период и пояснительных записок;
– данные о регистрации кассовых аппаратов и снятии их с учета;
– материалы оперативных проверок;
– информацию структурных подразделений налоговых органов по налогообложению организаций, осуществляющих торговлю или оказание услуг;
– акты правоохранительных и контролирующих органов, а также местных органов исполнительной власти, которые осуществляют разрешительные и регистрационные функции на право осуществления той или иной деятельности;
– данные центров технического обслуживания о состоянии кассовой техники и соблюдении их владельцами типовых правил эксплуатации.

При отборе объектов для проверки налоговики будут выбирать такие, проверка которых с наибольшей вероятностью выявит нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники.

Что будут проверять

В первую очередь контролеры проверят полноту оприходования наличной выручки. Поэтому они потребуют от кассира снять промежуточный Х-отчет и сопоставят отпечатанную на нем сумму с фактической суммой в кассе. Кроме того, они проверят, насколько своевременно и правильно заполняют журнал кассира-операциониста и другие документы.

Будут проверять и целостность пломбы, что свидетельствует о том, что не было вмешательства в фискальную память аппарата. Произведут контролеры и осмотр кассового аппарата на предмет посторонних устройств, предназначенных для уменьшения показателя выручки. Соответственно, они проверят и сумму, которая содержится в фискальной памяти аппарата.

Также надо помнить, что под неприменением кассовой техники подразумеваются такие действия (бездействие), как использование аппаратов, не зарегистрированных в налоговых органах или не включенных в Государственный реестр. Неприменением признают и работу аппаратов без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Нарушением признают и фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия), а также пробитие чека с указанием суммы меньшей, чем уплатил покупатель.

Контрольная закупка

Кроме обычной проверки существует и такая ее форма, как контрольная закупка. Однако до сих пор остается спорным вопрос о правомочности ее проведения.

Закон № 54-ФЗ не содержит специально установленных форм контроля за его соблюдением. Но в других нормативных актах, не связанных с такими проверками, предусмотрено осуществление такой формы контроля, как контрольная закупка. Например, в статье 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено такое мероприятие, как проверочная закупка.

Позиция судей. Конституционный суд РФ в определении от 22 апреля 2005 г. № 198-О отметил, что по смыслу Закона № 144-ФЗ контрольную закупку можно проводить только при наличии признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. А вот нарушения правил применения кассовой техники признаков преступления не содержат.

В качестве примера приведем постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2006 г. № Ф04-7909/2005 (25811-А03-29). Там суд указал, что у налоговиков нет права проводить контрольные закупки.

Точка зрения чиновников. Сами налоговики считают, что покупка товара (заказ услуги), которая проведена в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю за соблюдением Закона № 54-ФЗ. Подтвердил такие полномочия и Минфин России в письме от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23.

После проведенной покупки проверяющие должны предъявлять руководителю или другому должностному лицу организации поручение налогового органа, служебные удостоверения и документально оформить результаты проведенной проверки.

Финансисты упомянули еще об одном способе контрольной закупки: приобретение каких-либо товаров в личное пользование. Это означает, что после проверки они не возвращают товар и не требуют вернуть деньги. Но тем не менее при выявленных нарушениях они могут возбудить дело об административном правонарушении и привлечь виновных лиц к ответственности. Такое право налоговиков подтвердил ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 13 июня 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2177.

В этом случае налоговики руководствуются подпунктом 1 пункта 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно ему, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об

административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.

Инспекторы могут также и не проводить контрольную закупку, а наблюдать за продавцом и, если он не пробил чек или не выдал его покупателю или выдал сдачу не в полном объеме, объявить о проведении проверки.

По результатам проверки составляют протокол

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления правонарушения (п. 1 ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях), то есть время в акте должно совпадать с фактическим. Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо нужны дополнительные сведения, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения.

Если протокол и постановление не содержат точных данных о времени совершения правонарушения, то привлекать организацию к ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях незаконно (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 5 апреля 2007 г. № А65-26215/

2006-СА3-38).

Также при составлении протокола законному представителю организации должны быть разъяснены его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Представитель должен ознакомиться с протоколом. По его содержанию можно представить объяснения и замечания (ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Если протокол составлен в отсутствии должностного лица либо нарушается процедура привлечения к ответственности, то действия контролеров с большой долей вероятности будут признаны судом незаконными. Подтверждением этого служат следующие постановления: ФАС Северо-Западного округа от 19 июля 2007 г. № А56-30182/2006, ФАС Московского округа от 9 июля 2007 г. № КА-А40/5348-07, ФАС Северо-Кавказского округа от 14 июня 2007 г. № Ф08-3331/2007-1390А, ФАС Поволжского округа от 29 мая 2007 г. № А65-44/2007.

В каких случаях могут наказать

Субъектом правонарушения по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могут быть организация, ее должностное лицо и гражданин.

Назначение административного наказания организации не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Так, в письме ФНС России от 13 июня 2006 г. № ММ-6-06/

597@ указано, что обязанность применять кассовую технику кассирами (продавцами) установлена не федеральным законом, а возлагается на них трудовым договором с организацией-работодателем и к ответственности за такое нарушение следует привлекать организацию, а не продавца.

Арбитражные суды в настоящее время выработали однозначный подход к этому вопросу. Они считают, что неприменение организациями контрольно-кассовой техники из-за ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работниками не должно освобождать саму организацию от административной ответственности за такое правонарушение.

Судьи подчеркивают, что именно организации ответственны за использование зарегистрированной в налоговой инспекции контрольно-кассовой техники, поэтому должностные лица должны контролировать работу продавцов, с которыми заключены трудовые договоры.

Именно на организации лежит обязанность обеспечить соблюдение требований закона продавцом, реализующим товары, поскольку продавец действует от ее имени.

Такие выводы содержатся, например, в следующих постановлениях:
– ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 марта 2007 г. № А10-5218/06-Ф02-791/07;
– ФАС Поволжского округа от 17 января 2007 г. № А55-9651/06-10.

Но, как разъяснил Конституционный суд РФ в определении от 14 декабря 2000 г. № 244-О, организация вправе взыскать понесенные убытки с работника.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ

О том, что контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы, сказано в нескольких нормативных документах.

Среди них назовем:
– Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (ст. 7);
– Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» (п. 1 ст. 7);
– Положение о Федеральной налоговой службе, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (п. 5.1.6).

Исходя из этого, налоговики проверяют:
– соблюдение организациями и предпринимателями требований Закона № 54-ФЗ;
– полноту учета выручки;
– документы, связанные с применением кассовой техники;
– выдачу организациями и предпринимателями кассовых чеков.

РАЗМЕРЫ ШТРАФОВ

К организации могут применить следующие виды административных штрафов.

На основании статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за работу без применения контрольно-кассовых машин на граждан налагают штраф в размере от 1500 до 2000 руб., на должностных лиц – от 3000 до 4000 руб., а на организацию – от 30 000 до 40 000 руб.

На основании статьи 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил продажи отдельных видов товаров на граждан налагают штраф в размере от 300 до 1500 руб., на должностных лиц – от 1000 до 3000 руб., а на организацию – от 10 000 до 30 000 руб.

На основании статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций на должностных лиц налагают штраф в размере от 4000 до 5000 руб., а на организацию – от 40 000 до 50 000 руб.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Вас заинтересует

Зарплата 2 декабря 2016 18:00 НДФЛ с больничного листа в 2017 году

Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка