Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Допмероприятия при проверке. Неясности закона — в пользу компании

26 сентября 2008 26 просмотров

, налоговый юрист компании «МЕЧЕЛ»

, обозреватель журнала «Главбух»

Уже составив акт проверки, инспекторы довольно часто назначают дополнительные мероприятия налогового контроля. Кодекс весьма скупо описывает эту процедуру. Итак, что же должны и не должны делать налоговики в ходе этих мероприятий?

Мы перечислили типичные «оплошности», которые допускают инспекторы и которыми налогоплательщик может воспользоваться. Ведь если налоговики нарушают требования Налогового кодекса РФ, то и найденные «улики» не имеют юридической силы. И следовательно, судьи не берут их в расчет. В пункте 3 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса РФ прямо сказано: не принимаются судом доказательства, полученные с нарушением федерального закона.

Не указано достаточное основание для дополнительных мероприятий

Как требует закон. Начнем с самого главного — в какой ситуации назначаются дополнительные мероприятия? Пункт 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ дает такой ответ: в случае, если налоговикам нужны дополнительные сведения, которые позволят решить, виновен или не виновен плательщик. В решении о назначении дополнительных мероприятий должно быть указано, что это за сведения. То есть инспекторы, во-первых, сообщают, какие эпизоды их заинтересовали, во-вторых, почему эти эпизоды нуждаются в дополнительной проверке.

Что делают инспекторы. Не секрет, что для налоговиков зачастую дополнительные мероприятия — одна из «лазеек», которая фактически продлевает проверку еще на месяц. Когда они принимают решение назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, то пишут просто-напросто: «В связи с необходимостью получения дополнительной информации». Что это за информация — остается загадкой.

Такая формулировка позволяет компании оспорить законность подобного решения. Пример из арбитражной практики: налоговики заявили, что дополнительные мероприятия нужны для того, чтобы изучить вопросы своевременности «уплаты (перечисления) в бюджеты всех уровней сумм налогов (сборов) по филиалу предприятия». Суд посчитал, что фактически инспекторы попытались провести еще одну выездную проверку, и отменил решение. А вместе с тем и доначисленные в ходе так называемых «дополнительных мероприятий» порядка 4 000 000 руб. пеней. Источник — постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12 марта 2008 г. № А32-43201/2005-19/1310.

Какие же формулировки, наоборот, делают решение совершенно законным? Например, налоговый орган указывает на противоречивость данных, указанных в акте проверки и в возражениях налогоплательщика. Или сама компания заявляет, что инспекторы изучили не все обстоятельства, относящиеся к делу, то есть нужно дополнительное расследование. Или деятельность налогоплательщика имеет настолько узкую специфику, что требуется привлечение эксперта. Могут быть и какие-то другие обстоятельства. Главное, если налоговики изложили их в тексте решения, значит, они действительно были вправе назначить дополнительные мероприятия.

В ходе дополнительных мероприятий запрашиваются документы, ранее уже истребованные

Как требует закон. Могут ли инспекторы в ходе дополнительных мероприятий истребовать документы, которые компания уже предоставляла — в ходе камеральной или выездной проверки? Прямого запрета в кодексе нет. Но, как видно из арбитражной практики, судьи не одобрят, когда инспекторы «забрасывают» налогоплательщиков одними и теми же запросами. Логика у них такая: налоговики в ходе проверки уже изучили данные документы и на их основании приняли какое-то решение. Соответственно, едва ли инспекторы могут, вновь истребовав документы, обнаружить новые обстоятельства.

Что делают инспекторы. Иногда в рамках выездной проверки инспекторы не успевают как следует изучить те или иные документы. В итоге они понимают, что им не хватает информации — и в рамках дополнительных мероприятий требуют те же самые документы. По сути это означает повторную выездную проверку по тем же налогам за тот же период, то есть бесспорно является нарушением статьи 89 Налогового кодекса РФ. Суды в этих ситуациях на стороне налогоплательщиков. Например, постановление ФАС Уральского округа от 3 декабря 2007 г. № А76-1284/07 (подтвержденное определением ВАС РФ от 6 марта 2008 г. № 2570/08), постановление ФАС Уральского округа от 31 октября 2006 г. № Ф09-9847/06-С7.

Дополнительные мероприятия налогового контроля

Форма дополнительных мероприятий не соответствует требованиям кодекса

Как требует закон. На этот счет в пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ также есть четкое указание. Дополнительные мероприятия проводятся в форме истребования документов, допроса свидетелей и проведения экспертизы. Этот перечень закрыт и не подлежит расширительному толкованию.

Что делают инспекторы. Порой инспекторы стремятся с максимальной пользой провести месяц, отпущенный на дополнительные мероприятия. Например, еще раз побывать на территории налогоплательщика и провести осмотр помещений и предметов. Такое действие прямо противоречит кодексу и может стать основанием для отмены решения.

Немного иначе обстоят дела с выемкой документов. Что могут сделать инспекторы, если налогоплательщик отказался предоставить необходимые документы? Если бы речь шла непосредственно о проверке, то налоговики просто пригласили бы понятых и забрали документы в принудительном порядке. Но с дополнительными мероприятиями налогового контроля дела обстоят по-другому. Начиная с 1 января 2007 года в Налоговом кодексе прямо указаны только три действия, которые вправе произвести инспекторы. И выемка документов сюда не попадает. Получается, если налоговики все же изымут документы, можно попытаться оспорить их действия в суде.

Но есть и другое мнение. Выемка является частью такого мероприятия, как истребование документов, соответственно, ничто не мешает налоговикам произвести выемку и во время дополнительных мероприятий.

КОММЕНТИРУЕ ТЮРИСТ
Юрий ВОРОБЬЕВ, адвокат компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:

— На мой взгляд, выемка документов, в отличие от осмотра помещения или опроса свидетелей, не является самостоятельным мероприятием налогового контроля. Скорее, это часть другого мероприятия — истребования документов. Налоговики прибегают к выемке в том случае, если нужные документы им не предоставляются. В пункте 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ сказано, что в рамках дополнительных мероприятий инспекторы могут истребовать документы, а значит, и производить их выемку.

По данному вопросу пока арбитражная практика не сложилась. Единственное судебное решение — не в пользу налогоплательщика. Судьи решили, что инспекторы вправе были произвести выемку документов. Источник — постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 апреля 2008 г. № А11-3197/2007-К2-24/221.

Нарушается срок, отпущенный на дополнительные мероприятия

Как требует закон. Со сроками дополнительных мероприятий все тоже предельно ясно: на них отводится один месяц, причем срок отсчитывается с того дня, когда вынесено решение об их назначении.

Что делают инспекторы. Довольно часто в ходе дополнительных мероприятий налоговики проверяют контрагентов. Для этого они направляют запросы в банки и другие инспекции, а те, как показывает практика, совсем не торопятся помочь коллегам. Налоговикам приходится ждать ответа больше месяца. Но даже если в итоге приходит информация, что контрагент длительное время не отчитывается и имеет другие признаки «однодневки», инспекторы уже не вправе использовать эти сведения.

КОММЕНТИРУЕТ ЮРИСТ
Михаил ОРЛОВ, налоговый адвокат, председатель экспертного совета по налоговому законодательству комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ:

— Отдельная норма, посвященная дополнительным мероприятиям налогового контроля, появилась в кодексе относительно недавно — с 1 января 2007 года. В частности, сказано, что эти мероприятия длятся не более месяца. Это ключевой момент, ведь сама выездная проверка, напомню, может прерываться, возобновляться и продлеваться до шести месяцев. А тут — один месяц и все. На практике большинство налоговиков не успевают уложиться в этот срок. На проверки тех же контрагентов уходит не меньше полутора месяцев. Однако налогоплательщик вправе требовать от суда, чтобы тот не учитывал доказательства, полученные с нарушением срока, фактически — вне мероприятий налогового контроля.

Очень важный момент — кодекс не предусматривает возможности продлевать срок дополнительных мероприятий налогового контроля. Поэтому любые объяснения налоговиков, например, тот факт, что специалист из другой инспекции находился на больничном или по другим причинам не мог ответить вовремя, не должны иметь значения для суда.

В ходе дополнительных мероприятий изучаются факты, не отраженные в акте проверки

Как требует закон. В Налоговом кодексе РФ напрямую не сказано, какие именно факты можно изучать в ходе дополнительных мероприятий. Зато существует мнение Конституционного суда РФ. В пункте 4.1 постановления от 14 июля 2005 г. № 9-П сказано, что цель дополнительных мероприятий налогового контроля — уточнить обстоятельства, связанные с обнаруженным правонарушением. То есть налоговики должны отталкиваться от того, что уже написано в акте проверки.

Что делают инспекторы. Естественно, налоговики против каких-либо ограничений. В решении о дополнительных мероприятиях они указывают любую удобную причину, а далее устраивают «расширенную» проверку компании. Скажем, инспекторы заявляют, что хотят дополнительно уточнить, какие суммы компания потратила на незавершенное строительство, а на самом деле параллельно проводят проверки контрагентов по вопросам аренды. Арбитражный суд скорее всего встанет на сторону налогоплательщика — признает незаконным решение о дополнительных мероприятиях налогового контроля. Пример — постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2950. В другом округе судьи также подчеркнули, что в ходе дополнительных мероприятий налоговики могут лишь получать доказательства правонарушения, указанного в акте (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2007 г. № Ф04-8184/2007(40485-А03-41)).

Налогоплательщика не пригласили рассмотреть результаты дополнительных мероприятий

Как требует закон. Инспекторы обязаны дать налогоплательщику возможность предоставить возражения не только по акту проверки, но и по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Такой позиции единодушно придерживаются и суды, и Минфин России. Так, в письме от 25 июля 2007 г. № 03-02-07/1-346 чиновники указывают, что, согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ, лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе лично присутствовать при рассмотрении ее материалов, а также подать письменные возражения. Причем этот порядок распространяется и на дополнительные мероприятия налогового контроля.

Что делают инспекторы. На практике налоговики часто «забывают» пригласить представителя компании в инспекцию, либо же искренне полагают, что делать этого не нужно. И тем самым лишают налогоплательщика возможности представить свои возражения. В итоге доказывать правоту компаниям приходится уже в суде. Впрочем, если инспекторы не дали компании возможности привести свои возражения, это уже само по себе повод для оспаривания решения налоговиков. В пользу налогоплательщиков — постановления ФАС Северо-Западного округа от 10 июля 2008 г. № А42-5636/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 17 июля 2008 г. № А32-24413/07-59/476.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка