Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Организации, управляющие многоквартирными домами, рискуют потерять право на «упрощенку» из-за межбюджетных субсидий на капремонт

12 ноября 2008 840 просмотров

, эксперт "ДК"

Минфин России впервые разъяснил, что применяющие «упрощенку» получатели межбюджетных субсидий на капитальный ремонт многоквартирных домов должны включить эти суммы в базу по единому налогу. Получается, что компании рискуют именно из-за субсидий превысить лимит уровня доходов. Тогда организациям придется перейти на общую систему налогообложения.Мы считаем, что позиция Минфина России необоснованна. Учитывая, сколь велика может быть цена вопроса, имеет смысл отстаивать права компании.

Письма Министерства финансов РФ от 02.09.08 № 03-11-04/2/132, от 22.09.08 № 03-11-04/2/145

МИНФИН СЧИТАЕТ МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ СУБСИДИИ ДОХОДОМ ОРГАНИЗАЦИЙ

Опубликованные разъяснения затрагивают интересы всех компаний, которые, работая на «упрощенке», осуществляют управление многоквартирными домами (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, ЖК, иные специализированные потребительские кооперативы). Такие организации с 1 января 2008 года вправе - при соблюдении определенных условий - претендовать на получение межбюджетных субсидий, которые государство готово выделять на капитальный ремонт управляемых компаниями домов (См. Федеральный закон от 21.07.07 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».).

К сожалению, разъяснения Минфина России существенно уменьшат радость налогоплательщика по поводу получения целевых средств. По мнению специалистов финансового ведомства, суммы «ремонтных» субсидий нужно в полном объеме включать в доходы и облагать единым налогом по УСН, если компания не является бюджетополучателем.

Логика Минфина России такова. Компании, обслуживающие жилищный фонд, не являются бюджетополучателями, если оставаться в рамках определения, данного в статье 6 Бюджетного кодекса РФ (Согласно указанной норме, бюджетополучателями являются только госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления и местных администраций, бюджетные учреждения). А раз компания не является бюджетополучателем, то государственные субсидии не может признать целевым бюджетным финансированием, чтобы исключить эти суммы из доходов на основании пункта 2 статьи 251 НК РФ. Напомним, что указанная норма (она применяется не только для налога на прибыль, но и для «упрощенки») позволяет не учитывать при определении налоговой базы целевые поступления.

ПРИМЕНЕНИЕ «УПРОЩЕНКИ» МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ПОД ВОПРОСОМ

Более того, из разъяснений Минфина России следует, что, помимо увеличения налоговой нагрузки, получатели субсидий рискуют еще и тем, что могут вообще лишиться права на применение «упрощенки». Это может произойти, если межбюджетные субсидии учитываются в доходах.

Учитывая, что для капитального ремонта зданий требуются не копеечные затраты, суммы целевых бюджетных поступлений могут стать причиной превышения лимита доходов, который установлен для компании на «упрощенке». И тогда организация будет обязана перейти на общую систему налогообложения. Причем сделать это придется с начала того квартала, в котором получена субсидия, ставшая причиной превышения лимита (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

С ПОЗИЦИЕЙ МИНФИНА МОЖНО ПОСПОРИТЬ

Во-первых, ссылка специалистов ведомства на статью 6 БК РФ некорректна. С 1 января 2008 года из пункта 2 статьи 251 НК РФ исключено слово «бюджетополучателям» (Федеральный закон от 29.11.07 № 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). А значит, сейчас для применения этой нормы Налогового кодекса нет необходимости использовать понятия, установленные бюджетным законодательством РФ.

Во-вторых, бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов перечисляются на счета, открытые специально для этих целей ТСЖ, ЖК, ЖСК, иными специализированными потребительскими кооперативами или управляющими компаниями (п. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.07.07 № 185-ФЗ).

В-третьих, из пункта 2 статьи 251 НК РФ следует, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления из бюджета, использованные указанными получателями по назначению. Межбюджетные субсидии на ремонт многоквартирных домов всем этим критериям соответствуют.

Стало быть, компании, получающие межбюджетные субсидии, вправе не учитывать их в доходах.

Еще одним аргументом в пользу налогоплательщика можно считать такой факт. Минфин России и арбитражные суды до сих пор по-разному трактуют вопрос о том, учитывать ли в доходах ТСЖ плату собственников помещений за коммунальные услуги (см. справку «Является ли доходом плата за коммунальные услуги?» на стр. 49). И совсем не очевидно, что суды согласятся с Минфином России по вопросу учета межбюджетных субсидий на ремонт многоквартирных домов.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДОХОДОМ ПЛАТА ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ?

Минфин России считает, что плата членов ТСЖ за коммунальные услуги является не целевыми поступлениями, а выручкой от реализации работ, услуг. Соответственно ТСЖ должны учитывать эти суммы при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому при УСН (письмо от 26.06.06 № 03- 11-04/2/128).

Однако арбитражная практика сложилась в пользу компаний. По мнению судов, оплата коммунальных услуг, обязательные платежи и взносы собственников помещений в многоквартирном доме, которые ТСЖ использует на оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда, являются целевыми поступлениями. Такие целевые поступления, использованные по назначению в соответствии с принятой в ТСЖ сметой, не учитываются при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль и УСН (п. 2 ст. 251 НК РФ). Такая позиция судов зафиксирована в постановлениях ФАС Северо-Западного от 18.07.07 № А56-25404/2006, от 29.06.07 № А56-29818/2006, Уральского от 04.05.07 № Ф09-3114/07-С3, от 04.05.07 № Ф09-3106/07-С3, от 20.06.06 № Ф09-5416/06-С1 округов.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка