Журнал, справочная система и сервисы
№3
Февраль

В свежем «Главбухе»

Учитывайте в расчетах новый МРОТ

Подписка
6 8 номеров в подарок!
№3

Проводим инвентаризацию товаров

26 ноября 2008 1089 просмотров

Ю Симанова

Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности обязательно проведение инвентаризации. А поскольку работа над отчетностью уже не за горами, поговорим о том, как организовать и провести инвентаризацию, как подготовить необходимую документацию и оформить результаты.

Когда и для чего проводят инвентаризацию

Инвентаризация в аптеке проводится с целью:
– определения фактического наличия имущества;
– контроля за сохранностью ценностей путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
– выявления товарно-материальных ценностей, которые потеряли свои первоначальные качества;
– проверки полноты отражения в бухгалтерском учете проведенных операций.

Руководитель аптеки самостоятельно устанавливает количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них.

Инвентаризацию проводят:
– при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
– при смене материально ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации;
– в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Например, при коллективной материальной ответственности работников аптеки предусмотрено проведение инвентаризации в случае смены руководителя коллектива, при выбытии более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива. Об этом сказано в пункте 1.6 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Они утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Создайте постоянную комиссию

О проведении инвентаризации, назначении инвентаризационной комиссии, определении срока и объекта для инвентаризации издается соответствующий локальный нормативный акт (приказ, постановление, распоряжение). В состав комиссии в обязательном порядке включаются представители администрации аптеки, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (фармацевты, технологи и т. д.).

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, результаты проверки могут быть признаны недействительными.

Этапы проведения инвентаризации товаров в аптеке

Перед началом проведения инвентаризации необходимо закрыть помещение аптеки, прекратить операции с товарно-материальными ценностями. Покупатели и получатели товаров должны быть обслужены до начала работы инвентаризационной комиссии.

При закрытии аптечной организации следует оповещать покупателей о сроках проведения инвентаризации и адресах ближайших аптечных пунктов.

Как правило, инвентаризацию проводят в несколько этапов. Рассмотрим их.

Подготовка

Вначале материально ответственные лица составляют промежуточные реестры приходных и расходных документов, которые служат основанием для определения соответствующих остатков по счетам бухгалтерского учета ко времени проведения проверки. Ответственные лица (а также лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на получение имущества) в обязательном порядке должны дать расписку. В ней указывают, что к началу инвентаризации:
– все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии;
– все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы;
– все выбывшие активы списаны в расход.

Этап натуральной и документальной проверки

Этот этап заключается в проверке фактического наличия имущества и обязательств.

То есть проводят подсчет, взвешивание, обмеры. Так, в розничных аптеках нераспакованные товары, хранящиеся в таре, должны быть распакованы и проверены по количеству и качеству. Если распаковка товара может вызвать понижение их качества, указанные товары распаковке не подлежат (вес и количество определяются по спецификации и трафарету на таре).

Проверке подвергаются не только дорогостоящие медикаменты, спирт, ядовитые, наркотические и сильнодействующие лекарственные средства, но и иные лекарственные средства и препараты медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы личной гигиены, оптика, натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питание, косметическая и парфюмерная продукция, стоящие на предметно-количественном учете.

При проведении инвентаризации особое внимание необходимо обратить на выявление не учтенных и не оприходованных ранее ценностей. Категорически запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки фактического наличия ценностей.

Товарно-материальные ценности, поступившие в ходе инвентаризации, принимаются ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Но приходуют их по реестру или товарному отчету после окончания инвентаризации (п. 3.18 Методических указаний).

Как правило, отпуск товаров во время проведения инвентаризации не допускается, за исключением отпуска по срочным рецептам населению и требованиям лечебно-профилактических учреждений. В этом случае товар отпускает с письменного согласия руководителя аптеки и главного бухгалтера материально ответственное лицо. Причем в присутствии членов комиссии.

По итогам проверки составляют описи. Их подписывают все члены комиссии и материально ответственные лица. В конце описи они дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Сравнительно-аналитический этап

Далее данные инвентаризационных описей сопоставляют с учетными данными. По окончании инвентаризации описи передаются в бухгалтерию аптеки. Там проверяют правильность их заполнения.

В том случае, если выявлены расхождения, оформляют сличительные ведомости, выясняют причины возникновения отклонений и прорабатываются предложения по отражению в учете результатов инвентаризации.

Окончательное решение по вопросу урегулирования выявленных излишков или недостач принимает руководитель аптечной организации. Он издает приказ об утверждении результатов инвентаризации.

Этот документ будет служить основанием для внесения в регистры бухгалтерского учета соответствующих записей.

По завершении проверки материалы передаются в бухгалтерию. Их хранят в течение пяти последующих лет.

Оформление результатов инвентаризации

Результаты проведенной инвентаризации оформляются документами по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

Если по результатам проверки требуется составление специфических документов, можно разработать свои формы, содержащие обязательные реквизиты.

При этом формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности аптеки, утверждаются в учетной политике организации.

Дополнительно скажем, что выявленные в процессе инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и учетными данными должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета.

Излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты аптеки.

Недостачи списывают. Причем следует помнить, что некоторые ценности в пределах норм естественной убыли можно списать на издержки обращения. Недостача сверх норм, а также в случае боя, порчи, брака и истечения срока годности относится на виновных материально ответственных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытка, то убыток от недостачи имущества и его порчи списывают на финансовые результаты за счет собственных средств аптеки.

В ходе проверки также могут быть выявлены нереализованные лекарства, пришедшие в негодность. Они также подлежат списанию и уничтожению.

Как проверяют наркотические и психотропные вещества

В соответствии с приказом Минздрава России от 12 ноября 1997 г. № 330 сверка фактического наличия наркотических средств и психотропных веществ с данными предметно-количественного учета производится по специальному журналу регистрации не реже одного раза в месяц лицом, ответственным за ведение и хранение данного журнала. При инвентаризации товара и материалов аптеки (отдела) фактические остатки наркотических средств и психотропных веществ указываются в отдельной инвентаризационной описи. Если при снятии фактических остатков выявлены отклонения от книжных данных, руководитель аптеки обязан немедленно известить орган управления здравоохранения или фармацевтической деятельности субъекта Российской Федерации.

Не забудьте о минимальном ассортименте лекарств

При оценке результатов инвентаризации следует обратить внимание, что в каждой аптеке должен существовать так называемый ассортиментный минимум жизненно важных лекарственных средств, которые должны быть в наличии всегда, и лекарства, которые могут быть заменены по желанию покупателя аналогичными по своему действию препаратами. Напомним, что минимальный ассортимент лекарств утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 апреля 2005 г. № 312.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Про налоговые споры. Новый опрос для бухгалтеров

Ваша компания участвовала в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

Вы как бухгалтер участвовали в судебном налоговом споре (споре с фондом)?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка