Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Стало известно, когда налоговики взыщут долги по взносам

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Как обосновать расходы на нестандартный маркетинг?

12 декабря 2008 5931 просмотр

, эксперт журнала «Главбух»

Маркетинговые исследования показывают, что покупатели не всегда доверяют прямой рекламе. Поэтому будущее за нестандартными способами продвижения товаров, которые зачастую являются более эффективными по сравнению с обычной рекламой. Кроме того, среди нестандартных продуктов есть те, которые обходятся компаниям дешевле привычных.

Интернет-реклама

Сложнее всего при расчете налога на прибыль обосновать такой способ продвижения компании в интернете, как расходы по поисковой оптимизации. Суть этого вида маркетинга состоит в следующем. Вы нанимаете рекламное агентство, которое обеспечивает появление информации о компании в верхних строчках интернет-поисковиков. В результате потенциальный покупатель организации набирает в сети ключевое слово и получает результат - в верхних строчках появляется ссылка на сайт вашей организации.

Официальных разъяснений по поводу того, как учесть расходы на поисковую оптимизацию при расчете налога на прибыль, чиновники не выпускали. Казалось бы, компания вправе поступать так, как Минфин России рекомендует - списывать расходы на изготовление (приобретение) рекламных баннеров в интернете (моргающих окон с текстом). В письме от 29 января 2007 г. № 03-03-06/1/41 сотрудники финансового ведомства пришли к выводу, что «баннерное» размещение сведений об организации подпадает под определение рекламы. Причем указанные рекламные расходы нормировать при расчете налога на прибыль не нужно, так как распространение информации происходит по информационно-коммуникационным сетям общего назначения. А пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ позволяет списать указанные расходы в полной сумме.

Однако инспекторы Московского региона не согласны с тем, что расходы на поисковую оптимизацию схожи с баннерной рекламой. Из этого местные проверяющие делают неожиданный вывод: учесть траты на оптимизацию в интернете при расчете налога на прибыль вовсе нельзя. Свое мнение налоговики аргументируют таким образом.

Комментирует Елена Поспелова, начальник отдела выездных проверок № 2 ИФНС № 24 по г. Москве:

- Услуги по поисковой оптимизации означают, что организация, по сути, платит не за размещение информации о себе, а за первое или второе место в сети. При этом в результаты поиска (правда, не в верхние строки) попадет много компаний, которые ничего за свое место не платили. То есть получается, что попасть в первые строчки списка - это только лишь собственная инициатива фирмы. Расход не является экономически обоснованным, его следует оплачивать за счет чистой прибыли.

Конечно, мнение инспекторов не бесспорно. Стоимость поисковой оптимизации пусть пока и нестандартный, но все-таки рекламный расход.

Комментирует Марина Кабулова, руководитель юридического отдела ООО «ФинСервисКонсалтинг»:

- С мнением налоговиков я не согласна. Расходы на поисковую оптимизацию - рекламный расход. А наличие информации о сайте компании в верхних строчках поисковиков в интернете как раз и является результатом качественно выполненных рекламных услуг. В этой ситуации действует та же логика, что и при размещении рекламы в печатных СМИ - от того, на какой странице газеты будет размещена информация, зависит стоимость. Скажем, на первой и последней странице - более дорогое размещение, а непосредственно внутри газеты - намного дешевле. Так и с интернетом. Однако в интернете нельзя «застолбить место», поэтому и возник новый вид рекламных услуг - поисковая оптимизация и продвижение сайта заказчика.

Расходы на поисковую оптимизацию являются рекламой, размещенной по телекоммуникационным сетям. А пункт 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ позволяет такие рекламные расходы не нормировать, то есть принимать при расчете прибыли в полной сумме. Правда, при налоговой проверке могут возникнуть претензии со стороны проверяющих. Однако опасаться этого не стоит. Дело в том, что поисковая оптимизация пока является для инспекторов непривычным расходом. Поэтому убедить налоговиков во время проверки помогут аргументы, изложенные выше.

Уличные акции

Результаты нестандартных методов маркетинга часто можно увидеть на улице. Вот несколько примеров: «гуляющие хот-доги», люди в одежде с логотипом какой-нибудь фирмы, представления, в которых задействованы актеры с транспарантами, а на них информация о заказчике. Чаще всего рекламное агентство, нанятое компанией, отвечает полностью за все этапы нестандартного маркетинга: за идею уличной акции, наем актеров, пошив костюмов. То есть организация-заказчик оплачивает общий счет, в сумму которого включены все указанные услуги.

Как учесть такие расходы при расчете налога на прибыль? Несмотря на разнообразие уличных акций, московские инспекторы не сомневаются в том, что подобные расходы являются рекламными. Однако они нормируются, так как прямо не поименованы в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Предельная величина нормируемых рекламных расходов - 1 процент выручки от реализации, которая определяется по статье 249 Налогового кодекса РФ.

Помимо стандартного пакета документов, подтверждающих обоснованность рекламных расходов (договор, акты выполненных работ), налоговики советуют запастись фотографиями или распечатками из интернета, на которых видно, в чем состоит результат уличной рекламной акции.

Шоу вместе с подарком

В Москве не так давно появились компании, которые рекламируют себя следующим образом. Продавец самостоятельно привозит товар покупателю (обычно это корпоративные клиенты), но при этом доставку обыгрывает оригинальным способом: скажем, билеты в театр вручают танцующие и поющие цыгане. Такой маркетинговый ход рассчитан на то, что клиенты запомнят нестандартный прием и будут по цепочке о нем рассказывать знакомым. В результате у продавца появятся новые покупатели. Обычно подобные шоу обходятся организации недорого - сотрудники фирмы или рекламное агентство нанимают актеров, придумывают идею, шьют костюмы. Такой нестандартный маркетинг является недорогим и эффективным способом продвижения компании. Но учесть расходы на организацию шоу при расчете налога на прибыль сложно.

Дело в том, что такая акция не направлена, как это подобает рекламе, на неопределенный круг лиц. Товар вручается определенному человеку, и акция изначально рассчитана на него. Это может стать поводом для налоговиков отказать компании в списании расходов при расчете налога на прибыль. Но это мнение не бесспорно. Ведь перечень расходов, связанных с производством и реализацией, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ). А значит, затраты на организацию оригинального вручения подарка уменьшают налогооблагаемый доход фирмы, если они экономически обоснованы. Убедить проверяющих, что фирма правомерно учла расходы при расчете налога на прибыль, помогут подтверждающие документы - результаты маркетинговых исследований, отзывы клиентов, опросы покупателей и т. д.

Одежда расцветки фирмы

Распространенный способ привлечь клиентов: сотрудники компании одеваются в офисе и местах продажи товаров в одежду корпоративной расцветки (например, в полосатые кофты). Такая одежда выполняет две функции - ее носят сотрудники фирмы, и она выступает как способ продвижения брэнда. Некоторые инспекторы придерживаются мнения, что расходы на покупку (изготовление) одежды являются рекламными. Ведь цель компании в таком случае - привлечь клиентов. Если следовать такой логике, то расходы придется нормировать, так как они прямо не перечислены в статье 264 Налогового кодекса РФ.

Однако если компания не укладывается в норматив, есть возможность списать стоимость одежды полностью. Основание - пункт 5 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что в состав расходов на оплату труда работников входит стоимость форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности к компании. Однако, чтобы воспользоваться статьей 255, придется оформить одежду в собственность работников. Кроме того, со стоимости формы следует удержать НДФЛ, начислить ЕСН (плюс пенсионные взносы) и НДС (с безвозмездной передачи). Так что стоит посчитать, какой способ списания одежды - в составе рекламных или зарплатных расходов - выгоднее именно для вашей компании.

Расходы на маркетинговое исследование - не реклама

На практике часто происходит так, что, прежде чем выбрать какой-то способ нестандартного маркетинга, компания проводит исследование. В ходе исследования организация выясняет, где лучше разместить продукт, кому он будет интересен. Как правило, исследованием занимаются рекламные агентства. По итогам работы составляется отчет.

Расходы на маркетинговые исследования можно учесть при расчете налога на прибыль на основании подпункта 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Здесь указаны затраты на текущее изучение конъюнктуры рынка.

Помимо маркетинговых исследований фирма может провести мониторинг, то есть контроль того, прошла ли рекламная акция в нужном месте, размещен ли баннер на сайте и т. п. Эти расходы тоже экономически обоснованы, поэтому их можно списать в составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Основание то же - подпункт 27 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка