Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Расходы по кредитам учитываем по-новому

29 декабря 2008 19910 просмотров

, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция», ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании»

Если аптека берет в банке краткосрочный или долгосрочный кредит, бухгалтеру следует иметь в виду, что с 1 января 2009 года порядок бухгалтерского учета расходов по займам и кредитам изменился. Дело в том, что с указанной даты вступило в силу новое ПБУ 15/2008. Оно утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 107н. Подробно об особенностях учета процентов по кредиту в бухгалтерском и налоговом учете – в статье.

Отражение ситуации в учете

Расходы по кредитам (проценты и комиссии) отражаются в бухгалтерском учете в том периоде, к которому они относятся и признаются прочими расходами. Исключение составляет лишь та их часть, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Об этом сказано в пунктах 6 и 7 ПБУ 15/2008.

Проценты, причитающиеся к оплате банку, включаются в состав прочих расходов равномерно, как правило, независимо от условий предоставления кредита.

Дополнительные расходы по кредиту (то есть комиссии) могут включаться равномерно в состав прочих расходов в течение срока кредитного договора.

Пример 1

Аптека получила кредит (для внесения предоплаты поставщику за товар) на один год в размере 1 000 000 руб. с единовременным погашением в конце срока кредита по ставке 19 процентов. Комиссия за выдачу кредита составила 1,5 процента от суммы кредита и была выплачена банку единовременно в момент получения кредита.

Бухгалтер сделает следующие проводки.

На дату получения кредита и оплату комиссии:

Дебет 51 Кредит 66 субсчет «Расчеты по краткосрочным кредитам»
– 1 000 000 руб. – получен кредит;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с банком» Кредит 51
– 15 000 руб. (1 000 000 руб. x 1,5%) – уплачена комиссия банку.

Ежемесячно:

Дебет 91 Кредит 66 субсчет «Проценты по краткосрочным кредитам»
– 15 833,33 руб. ((1 000 000 руб. x 19%) : 12 мес.) – учтена в расходах сумма процентов по кредиту;

Дебет 66 субсчет «Проценты по краткосрочным кредитам» Кредит 51
– 15 616,44 руб. (1 000 000 руб. x 19% : 365 дн. x 30 дн.) – оплачена банку сумма процентов по кредиту согласно расшифровке (расчет приведен для случая, когда в месяце начисления процентов 30 дней);

Дебет 91 Кредит 76 субсчет «Расчеты с банком»
– 1250 руб. (15 000 руб. : 12 мес.) – учтена в составе расходов часть комиссии, уплаченная банку при выдаче кредита.

На дату возврата кредита:

Дебет 66 субсчет «Расчеты по краткосрочным кредитам» Кредит 51
– 1 000 000 руб. – возвращен кредит.

Как видно из примера, приведенный способ расчета равномерной суммы ежемесячных расходов по кредиту усложняет учет. Ведь начисление процентов приходится делать самостоятельно, так как присылаемые банком расшифровки начисленных с его стороны процентов служат только для определения сумм к оплате, а не для начисления этих же процентов в бухучете.

Поэтому, по мнению автора, аптеке более выгодно использовать другой вариант.

Ведь как указано в пункте 8 ПБУ 15/2008, проценты банку могут включаться в состав прочих расходов исходя из условий кредита. Но только в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения. Эта норма дает аптеке право выбора порядка отражения в учете процентов по кредиту. А значит, вариант, на котором остановится фирма, следует зафиксировать в учетной политике для целей бухучета.

То же касается и расходов в виде комиссии банку. Действительно, формально положения ПБУ 15/2008 не позволяют отражать в бухучете комиссии по кредиту исходя из условий их уплаты. Но несмотря на это, по мнению автора, аптека с учетом уровня существенности расходов на уплату таких комиссий и требования рациональности ведения бухгалтерского учета все же может предусмотреть в учетной политике порядок бухгалтерского учета комиссий исходя из условий их уплаты. Основание – пункт 1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н), пункт 6 ПБУ 1/2008.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Но допустим, что в учетной политике аптеки для целей бухучета установлено, что проценты по кредиту и комиссии включаются в состав прочих расходов исходя из условий кредита. Тогда бухгалтер сделает следующие проводки.

На дату получения кредита и оплату комиссии:

Дебет 51 Кредит 66 субсчет «Расчеты по краткосрочным кредитам»
– 1 000 000 руб. – получен кредит;

Дебет 76 субсчет «Расчеты с банком» Кредит 51
– 15 000 руб. (1 000 000 руб. x 1,5%) – уплачена комиссия банку;

Дебет 91 Кредит 76 субсчет «Расчеты с банком»
– 15 000 руб. – учтена в расходах комиссия банку.

Ежемесячно:

Дебет 91 Кредит 66 субсчет «Проценты по краткосрочным кредитам»
– 15 616,44 руб. (1 000 000 руб. x 19% : 365 дн. x 30 дн.) – учтена сумма процентов по кредиту согласно расшифровке банку (расчет приведен для случая, когда в месяце начисления процентов 30 дней);

Дебет 66 субсчет «Проценты по краткосрочным кредитам» Кредит 51
– 15 616,44 руб. – уплачены проценты по кредиту банку.

При этом сумма уплаченных банку процентов будет помесячно равна сумме процентов, начисленных в качестве расходов в бухучете аптеки.

На дату возврата кредита:

Дебет 66 субсчет «Расчеты по краткосрочным кредитам» Кредит 51
– 1 000 000 руб. – возвращен кредит.

Отметим, что в пункте 18 ПБУ 15/2008 сказано следующее. Если кредит по какой-либо причине получен в меньшем размере, чем это предусмотрено кредитным договором, то в годовой бухгалтерской отчетности нужно отразить информацию о недополученной сумме кредита. Соответствующая информация указывается в пояснительной записке.

Налоговый учет

Порядок учета процентов и комиссий по привлеченным кредитам в налоговом учете одинаков для аптек, применяющих общую систему налогообложения и «упрощенку» с объектом налогообложения «доходы минус расходы» (подп. 9 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Разберем особенности признания указанных затрат в налоговом учете.

Признание в составе расходов уплаченных процентов

Проценты признаются расходом для целей налогообложения исходя из ограничений, установленных самим налогоплательщиком в своей учетной политике для целей налогообложения. Так, аптека может выбрать один из двух вариантов.

Первый вариант. В расходах аптека может учесть проценты, размер которых существенно не отклоняется (более чем на 20%) от среднего уровня процентов, взимаемых по кредитам, полученным в том же квартале либо месяце (для тех, кто уплачивает ежемесячные авансовые платежи) на сопоставимых условиях.

При этом под кредитами, полученными на сопоставимых условиях, понимаются кредиты, полученные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах под аналогичные обеспечения.

Второй вариант. При отсутствии кредитов российских банков, полученных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, может определяться по иным правилам.

Обратите внимание: действие статьи 269 Налогового кодекса РФ в части, устанавливающей старые нормативы по признанию расходов в виде процентов, приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года.

В этот период применяются следующие нормы:
– при оформлении кредита в рублях предельная величина процентов, признаваемых налоговым расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,5 (ранее в 1,1) раза;
– по кредитам в иностранной валюте – 22 (ранее 15) процента.

Такие нормативы введены статьей 8 Федерального закона от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ.

Обратите внимание: нововведения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. При этом под ставкой рефинансирования Банка России понимается:
– в отношении кредитов, не содержащих условие об изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового обязательства, – ставка рефинансирования Банка России, действовавшая на дату привлечения денежных средств;

– в отношении прочих кредитов – ставка рефинансирования Банка России, действующая на дату признания расходов в виде процентов. Дата признания расходов в виде процентов, по мнению финансистов, – последнее число каждого месяца (см. письмо от 21 июля 2008 г. № 03-03-06/1/417).

Подавляющее большинство кредитных договоров содержит условие о праве банка в определенных случаях в одностороннем порядке изменять ставку процента. В связи с этим аптеке скорее всего придется использовать ставку рефинансирования, действующую на дату признания расходов, независимо от того, что в отчетном периоде ставка по кредиту фактически не менялась (см. письмо Минфина России от 27 августа 2007 г. № 03-03-06/1/603).

Пример 3

Воспользуемся данными предыдущего примера. Допустим, что аптека утвердила в учетной политике для целей налогообложения порядок учета процентов в размере ставки рефинансирования, увеличенной в 1,5 раза. Кредитный договор, заключенный аптекой, не содержит условие, позволяющее банку в определенных случаях изменять ставку по кредиту в одностороннем порядке. Допустим, что ставка рефинансирования на последнее число месяца получения кредита составила 12 процентов.

В таком случае в первом месяце кредитного договора аптека заплатит банку 15 616,44 руб., а в состав налоговых расходов отнесет лишь 14 794,52 руб. (1 000 000 руб. x 12% x1,5 : 365 дн. x 30 дн.). Разница в размере 812,92 руб. (15 616,44 – 14 794,52) не будет учтена для целей налогообложения, что может привести к необходимости применять ПБУ 18/02.

Учет затрат на уплату комиссии

Подход чиновников к налоговому учету банковских комиссий, связанных с получением и (или) обслуживанием кредита, прост. Если комиссии установлены в процентах от суммы кредита, в налоговом учете заемщика они лимитируются по правилам статьи 269 Налогового кодекса РФ. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 15 мая 2008 г. № 03-03-06/1/315. Причем не совсем ясно, должен ли налогоплательщик сравнивать с предельной величиной отдельно сумму комиссии и отдельно сумму процентов, либо сравнению с предельной величиной подлежит общая сумма процентов и комиссий за отчетный период.

Пример 4

Воспользуемся условиями примера 3. И рассмотрим два варианта развития событий.

Вариант первый. Аптека решила сравнивать с предельной величиной отдельно сумму комиссии и отдельно сумму процентов. В месяце получения кредита аптека отнесет в состав налоговых расходов:
– сумму процентов в пределах ставки рефинансирования на последнее число месяца, увеличенной на 1,5, то есть 14 794,52 руб.;
– сумму комиссии за выдачу кредита в пределах ставки рефинансирования на последнее число месяца, увеличенной на 1,5, то есть ту же сумму – 14 794,52 руб.

Итого налоговые расходы аптеки составят 29 589,04 руб., притом что банку в указанном периоде будет выплачено 30 616,44 руб.

(15 000 + 15 616,44). Не учитываемые для целей налогообложения расходы по кредиту составят 1027,4 руб. (30 616,44 – 29 589,04).

Вариант второй. Аптека решила сравнивать с предельной величиной общую сумму комиссии и процентов. Тогда в месяце получения кредита аптека отнесет в состав налоговых расходов сумму расходов по кредиту в пределах ставки рефинансирования на последнее число месяца, увеличенной на 1,5, то есть 14 794,52 руб. А банку в указанном периоде будет выплачено 30 616,44 руб. (15 000 + 15 616,44).

Не учитываемые для целей налогообложения расходы по кредиту составят 15 821,92 руб. (30 616,44 – 14 794,52).

Однако для тех бухгалтеров, которые не боятся споров с налоговой инспекцией, существует третий вариант налогового учета комиссий по кредиту. Причем данный вариант самый простой и выгодный для налогоплательщика. А самое главное – он поддерживается арбитрами (см. определение ВАС РФ от 3 апреля 2008 г. № 4065/08). Заключается он в том, что вся сумма комиссий в полном объеме отражается в составе налоговых расходов аптеки в периоде их начисления в качестве расходов на оплату услуг банка. Если кредит привлекается на осуществление деятельности, связанной с производством и реализацией, то такие расходы предусмотрены подпунктом 25 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Если же кредит привлекается на иные цели, связанные с осуществлением аптекой деятельности, направленной на получение дохода, то такие расходы предусмотрены подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Зачем бухгалтеру ОКУН и новый Перечень бытовых услуг?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка