Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Новые коэффициенты‑дефляторы на 2017 год

Подписка
Срочно заберите все!
№24

В этом году налоговики нажмут на проверки контрагентов

9 февраля 2009 13 просмотров

, эксперт журнала «Главбух»

Столичное УФНС недовольно тем, как инспекции проводят проверки контрагентов. Они не соблюдают сроки и не наказывают компании за то, что те не представили нужные документы. Управление даже составило список особо отличившихся инспекций (см. таблицу). Скорее всего после такого «разгрома» налоговики акцентируют внимание на проверках контрагентов. Поэтому напомним, что нужно про них знать, и обратим ваше внимание на спорные моменты.

Запрос документов у контрагентов: что, как и в какой срок

То, каким образом налоговики могут истребовать информацию о вашей деятельности у других налогоплательщиков, четко прописано в статье 93.1 Налогового кодекса РФ. Напомним основные моменты.

У кого истребуют документы. Прежде всего это контрагенты, то есть компании или индивидуальные предприниматели, с которыми ваша компания совершала какие-либо сделки. Также это могут быть иные лица, располагающие сведениями о вашей деятельности. Цель инспекторов - убедиться в реальности совершенных операций, подлинности представленных в ходе проверки документов.

Запросить информацию налоговики могут как во время, так и вне рамок налоговой проверки. Но второе - с условием, что им нужно получить сведения о конкретной сделке. Документы запрашиваются у участников сделки либо у иных лиц, владеющих информацией.

Кто и как запрашивает документы. Делает запрос инспекция, в которой состоит на учете контрагент или иное лицо, располагающее необходимой информацией. Налоговики направляют требование о представлении документов. К нему должна быть приложена копия поручения на истребование документов, которое оформила инспекция по месту учета проверяемой компании. В поручении должно быть указано, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в проверке контрагента или иного лица.

Срок, в течение которого контрагент (иное лицо) должен предоставить информацию. Срок составляет пять рабочих дней с момента, когда получено требование. Его можно продлить. Для этого контрагенту нужно подать заявление в инспекцию, где указать, что уложиться в пятидневный срок невозможно в связи:
- с большим объемом запрошенных документов;
- с тем, что запрошенные документы находятся в архиве;
- по иным причинам.

В каком виде нужно представить документы. Оригиналы документов отдавать инспекторам не нужно. Достаточно сделать копии и заверить их подписью руководителя или другого уполномоченного лица и печатью организации. Заверять копии нотариально следует только в том случае, если этого требует законодательство РФ. Если инспекторам понадобятся подлинники документов, их нужно показать. Но только для ознакомления. Именно такой порядок обозначен в пункте 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ, ссылка на который содержится в пункте 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ.

Каким способом следует передать документы налоговикам. Никаких отдельных требований в Налоговом кодексе РФ нет. Следовательно, контрагент поступает так, как ему удобно. Передает документы в канцелярию инспекции либо же направляет заказным письмом.

Штраф за непредставление информации. Штраф составляет 1000 руб., а при повторном непредставлении документов в течение календарного года - 5000 руб. Такая ответственность для организаций установлена статьей 129.1 Налогового кодекса РФ. Одновременно могут наказать и руководителя фирмы. Для него штраф составляет 300-500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Когда можно поспорить с инспекторами

Теперь поговорим о спорных моментах, которые, как и в любом другом вопросе, возникают при проверках контрагентов.

Какие документы необходимо представить? В Налоговом кодексе РФ не сказано, какие именно документы вправе запросить налоговики. Известно лишь, что сведения должны касаться деятельности проверяемого лица либо конкретной сделки. Из-за этой неясности, конечно же, возникают споры. Инспекторы стремятся запросить максимум. Например, выписку из книги продаж и распечатку по аналитическим счетам в отношении операций с проверяемой компанией. Причем суд их поддерживает. Это следует из постановления ФАС Московского округа от 30 июля 2008 г. № КА-А40/6615-08 по делу № А40-4703/08-151-8. Аргументировали арбитры свой вывод так. Сведения книги продаж контрагента можно сравнить с данными книги покупок проверяемой компании и с представленными ею счетами-фактурами. Из этого следует, что книга продаж, являясь регистром учета операций контрагента, одновременно касается и деятельности проверяемого налогоплательщика.

Такая же ситуация и с аналитическими счетами. На них группируется информация об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). Соответственно там также могут отражаться и операции с проверяемой компанией. Поэтому данные аналитических счетов контрагента сопоставляются с документами, полученными от проверяемого налогоплательщика.

Могут ли налоговики запрашивать информацию о контрагенте в его банке? Довольно часто налоговики не ждут, пока коллеги из другой инспекции поделятся информацией, а пытаются добыть ее сами, например направляют запрос о контрагенте в обслуживающий его банк. Формально это нарушение статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, ведь там прямо сказано, что все сведения о контрагенте дает только та инспекция, где он состоит на учете.

Проверяющие при этом ссылаются на пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ. Он обязывает банки информировать налоговиков, есть ли у компании расчетные счета, об остатках денежных средств на них, а также делать выписки по операциям на счетах. Если же банки отказываются, инспекторы начисляют им штраф в размере 10 000 руб. на основании статьи 135.1 Налогового кодекса РФ.

Большинство судов первой и второй инстанции не поддерживают налоговиков. Они подчеркивают, что при проверке контрагентов необходимо руководствоваться статьей 93.1 кодекса, а не статьей 86. То есть обращаться не напрямую в банк, а в ту инспекцию, где они состоят на учете. Иначе требования инспекторов неправомерны. Такие выводы сделаны, например, в решениях Арбитражного суда г. Москвы от 19 февраля 2008 г. по делу № А40-48876/07-98-299, от 27 марта 2008 г. по делу № А40-7144/08-76-33, от 16 июня 2008 г. по делу № А40-10632/08-112-44 и постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 апреля 2008 г. № 09АП-797/08-АК.

К сожалению, инспекторы идут дальше и находят поддержку в ФАС Московского округа. Там однозначно заявляют: законом (то есть ст. 86 Налогового кодекса РФ) установлена безусловная обязанность банков предоставлять по мотивированному запросу инспекции необходимые для проверки документы. Ответственность за неисполнение предусмотрена статьей 135.1 Налогового кодекса. Поэтому выводы нижестоящих судов о том, что в данном случае информация подлежит истребованию исключительно в порядке, установленном статьей 93.1 кодекса, ошибочны.

Вот лишь несколько дел в пользу налоговиков по этому вопросу - постановления ФАС Московского округа от 14 августа 2008 г. № КА-А40/7365-08, от 7 июля 2008 г. № КА-А40/4514-08, от 3 июля 2008 г. № КА-А40/5778-08 и № КА-А40/5765-08.

Судьи указывают, что запрос считается мотивированным, если он составлен в соответствии с Порядком направления налоговым органом запросов в банк... (утв. приказом ФНС России от 5 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/829@). То есть в документе должны быть указаны мотивировка (проведение мероприятия налогового контроля), правовые основания направления запроса (соответствующие нормы Налогового кодекса РФ), наименование организации, а также период, за который должна быть предоставлена информация. Причем несовпадение периода проведения проверки с периодом, за который запрошены документы у контрагентов, - не повод считать запрос немотивированным. Таков вывод судей в постановлении ФАС Московского округа от 30 июня 2008 г. № КА-А40/5854-08.

Может ли контрагент списать расходы на подготовку документов при расчете налога на прибыль? Еще один спорный момент касается учета расходов на копирование «встречных» документов. Это довольно важно для тех компаний, которых заставляют представить несколько сотен листов. УФНС России по г. Москве в письме от 4 июля 2007 г. № 20-12/063378 не разрешило списывать такие затраты. Чиновники полагают, что такие расходы не соответствуют критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ, так как они экономически не обоснованы (!), не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Разумеется, точка зрения более чем спорная. Ведь представить копии документов по требованию инспекции - это не право, а обязанность компании, за неисполнение которой установлена ответственность. То есть налогоплательщик делает это для того, чтобы избежать штрафа, а значит, сохранить свой доход. Поэтому, на наш взгляд, эти затраты можно списать на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ как другие обоснованные внереализационные расходы. А в качестве оправдательных документов приложить копию требования налогового органа и расчет осуществленных затрат.

Впрочем, можно выбрать и более мирный путь. Просто списать расходы на копирование документов вместе с обычными затратами на материалы и заработную плату. Это позволит избежать лишних вопросов и споров.

На территории каких инспекций выгодно иметь контрагентов

Изучив ДСП-документ, мы обнаружили, что далеко не всегда столичные налоговики штрафуют организации и должностных лиц за то, что те вовремя не представили документы в рамках проверок контрагентов. И перечислили самые «либеральные» инспекции.

Самое же главное - мы составили таблицу, какие инспекции проводят проверки контрагентов по всем полученным запросам, а какие частично «забывают». Очевидно, что, если ваша компания добросовестно платит налоги, лучше иметь дело с контрагентом, который состоит на учете у «отличника». Ведь, не получив информацию о вашем партнере, проверяющие могут записать его в «однодневки».

Ошибка 1. Инспекции не привлекают к ответственности организации

Суть ошибки. Если компания вовремя не представила документы, то должна заплатить штраф по статье 129.1 Налогового кодекса РФ. Это 1000 руб., а при повторном нарушении - 5000 руб. Однако некоторые налоговики разбрасываются бюджетными деньгами, забывая про санкции.

Инспекции-«отличники». Целых 27 столичных инспекций наказали абсолютно всех контрагентов, не представивших документы. Это ИФНС № 1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 13, 15, 17, 18, 20, 21, 22, 24, 25, 26, 28, 32, 33, 34, 36, 37, 43, 45, 47, 49.

«Либеральные» инспекции. Четыре московские инспекции накладывают санкции только в половине случаев. Это ИФНС № 30, 31, 35 и Межрайонная ИФНС России № 48. А особой «добротой» отличилась ИФНС № 5. Она наказала лишь 5 процентов виновных контрагентов.

Ошибка 2. Инспекции не привлекают к ответственности должностных лиц

Суть ошибки. Помимо штрафа для организаций предусмотрена и административная ответственность для руководителя компании-контрагента, не представившей «встречные» документы. Сумма, правда, небольшая: от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ).

Инспекции-«отличники». Только 15 из 39 инспекций г. Москвы, которым контрагенты не представили документы, штрафуют их должностных лиц. Это ИФНС № 2, 3, 6, 8, 10, 13, 20, 21, 22, 29, 30, 32, 37, 47, 49.

«Либеральные» инспекции. Остальные 24 инспекции, не получив истребуемые документы, предпочитают пожалеть руководителя.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка