Журнал, справочная система и сервисы
№24
Декабрь

В свежем «Главбухе»

Коротко о других изменениях

Подписка
Срочно заберите все!
№24

Контрольная закупка. На что обратить внимание?

10 февраля 2009 3858 просмотров

Нарушения аптекой правил работы с ККТ, а также правил торговли обычно выявляются во время контрольной (проверочной) закупки. К сожалению, на практике действия чиновников не всегда правомерны. В этом случае результаты контрольной закупки можно оспорить. Советы дает Александр Сергеевич Елин, генеральный директор аудиторской фирмы «АКАДЕМИЯ АУДИТА».

Как проходит контрольная закупка

Контрольная закупка в аптеке проводится, как правило, так. Ревизоры (на практике это могут быть налоговики и работники милиции, а также представители Роспотребнадзора) под видом покупателей приобретают несколько наименований товаров – лекарственных средств или изделий медицинского назначения. Если проверяющие пришли по жалобе потребителя, то они скорее всего купят те лекарственные средства, которые вызвали у потребителя претензии. Если же проверка плановая, то ревизоры выбирают товары сами.

В ходе контрольной закупки ревизоры прежде всего проверяют, как продавцы аптеки применяют контрольно-кассовую технику, не обманывают ли они покупателей.

Представители Роспотребнадзора, кроме этого, обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.

Таким образом, ревизоры предъявляют свои удостоверения и объявляют о проверке уже после того, как провели контрольные мероприятия и обнаружили нарушения.

Обратите внимание: после объявления об осуществлении контрольной закупки проверяющие обязаны предъявить не только свои служебные удостоверения, но и распоряжение на проведение проверки, подписанное руководителем соответствующего управления или его заместителем (то есть те же документы, которые требуются для проведения плановой проверки).

Возможные провокации проверяющих

Очень важно обратить внимание и на такой момент. С точки зрения ревизоров, каждая контрольная закупка должна выявлять нарушения. Поэтому, чтобы проверка наверняка дала результат, ревизоры придумывают различные провокации. Помните: это незаконно. Суд не признает результаты проверки, если инспекторы спровоцировали продавца на нарушение.

Вот какие провокации встречаются на практике.

1. Проверяющий под видом покупателя выбирает лекарственные средства в большом ассортименте и дает продавцу крупную купюру. Продавец, получив деньги, выкладывает на прилавок перед покупателем товары, одновременно подсчитывая их стоимость.

Далее возможно два варианта развития ситуации:
– продавец, как правило, сначала отдает покупателю сдачу и только потом тянется к кассовому аппарату. В это время инспектор объявляет о контрольной закупке;
– «покупатель» делает вид, что торопится. Забирает товары и уходит, не дожидаясь кассового чека. В это время другой проверяющий уличает продавца в неприменении ККТ.

2. Ревизор заходит в аптеку и просит продать ему дорогостоящие лекарства или изделия медицинского назначения. Продавец пробивает чек и выдает требуемые товары. Затем «покупатель» вдруг вспоминает, что он забыл купить еще какое-нибудь недорогое лекарственное средство, например капли от насморка, и дает продавцу деньги с учетом его стоимости. Как только продавец передает лекарства «покупателю», проверяющий объявляет контрольную закупку. Налицо неприменение ККТ: продавец не пробил чек за капли.

Обратите внимание: в тех случаях, когда контролеры спровоцировали нарушение, будут полезны свидетели. Их показания помогут оспорить в суде доказательства проверяющих, так как были получены незаконным путем.

Оформление результатов контрольной закупки

По результатам контрольной закупки проверяющие должны составить акт. В акте должно быть указано, какие нарушения выявлены. Один экземпляр акта оставляют фирме, второй инспекторы забирают. По результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как аптечной организации, так и его должностным лицам.

Однако имейте в виду: чтобы предъявить штраф, инспекторы должны составить соответствующий протокол. А именно протокол об административном правонарушении. Кроме того, по закону инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев.

Вправе ли налоговики проводить контрольные закупки?

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ, защищающий права фирм и предпринимателей, не предоставляет права проверяющим (в том числе налоговикам и представителям Роспотребнадзора) проводить контрольные закупки.

Дело в том, что контрольная или проверочная закупка относятся к оперативно-розыскным мероприятиям. Так сказано в статье 8 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Проводить оперативно-розыскные мероприятия могут только сотрудники ведомств, перечисленных в статье 13 этого Закона (в том числе сотрудники органов внутренних дел России). Налоговики и торговые инспекторы в их число не входят.

Проанализируем арбитражную практику

Попытаться оспорить в арбитражном суде право налоговиков проводить контрольные закупки пытались многие организации. И надо сказать, некоторым фирмам удалось отстоять свою правоту. Так, ФАС Западно-Сибирского округа решил, что налоговики не вправе самостоятельно проводить контрольные закупки (постановление от 23 марта 2006 г. № Ф04-1217/2006 (20918-А67-19)).

Но вполне возможно, что другой суд решит иначе. И к сожалению, до недавнего времени судебная практика по этому вопросу была далеко не в пользу компаний.

Как правило, вынося свои решения, судьи не углублялись в специфику деятельности проверяющих. По мнению арбитров, Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ не содержит какого-либо запрета для налоговых органов осуществлять обязанности по контролю за применением ККТ, в том числе запрета на закупки товаров. Совершение же покупки товара работниками налоговой инспекции в процессе проверки не является превышением их полномочий. Таким образом, доказательства в виде актов, составленных по результатам собственной контрольной закупки, легитимны. Вот перечень дел, в которых судьи занимали подобную позицию:
– постановление ФАС Поволжского округа от 1 июля 2008 г. № А12-19067/07-С10;
– постановление ФАС Волго-Вятского округа от 1 июля 2008 г. № А79-1781/2008;
– постановление ФАС Дальневосточного округа от 9 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-2/937;
– постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 января 2008 г. № А19-13832/07-Ф02-9837/07.

Отметим, что во всех перечисленных разбирательствах сам факт неприменения ККТ организации не оспаривали. Они надеялись на то, что суд освободит их от административной ответственности по причине того, что налоговики в ходе проверки превысили свои полномочия (совершили контрольную закупку без сотрудников ОВД).

Доводы налоговиков

Налоговики же, отстаивая свое право проводить контрольные закупки, приводят в свое оправдание следующие аргументы.

Согласно статье 7 Закона № 54-ФЗ, налоговые органы вправе проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Следовательно, должностные лица при покупке товаров в личное пользование (без последующего возврата продавцу) имеют право в случае нарушения продавцом положений Закона № 54-ФЗ возбудить дело об административном правонарушении и привлечь виновных к ответственности.

В этом с налоговиками согласен и Минфин России (см., например, письмо от 7 февраля 2006 г. № 03-01-15/1-23).

Как поступить фирм

Прежде чем обращаться в суд, взвесьте все аргументы «за» и «против». Далеко не факт, что с учетом всех обстоятельств дела суд примет решение в пользу фирмы. Правда, шансы на успех значительно повышает недавнее постановление Президиума ВАС РФ от 2 сентября 2008 г. № 3125/08. Рассматривая конкретное дело, Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что налоговики, совершив проверочную закупку, превысили свои полномочия, поскольку фактически выступили в роли оперативников. А на это они не имели права.

Тем не менее даже это постановление Президиума ВАС РФ, по моему мнению, не даст стопроцентной гарантии на успех в случае аналогичного спора. Кроме того, необходимо учитывать, что налоговики могут провести контрольную закупку и совместно с представителями ОВД. Поэтому иногда на практике лучше не пытаться спорить с налоговиками о правомочности проводить контрольную закупку, а использовать другие возможности.

Лекарства отпущены без чека. Штрафа избежать можно

И все же попытаться избежать штрафа, не оспаривая право налоговиков на контрольную закупку, можно. Для этого следует обратить внимание на следующие моменты.

Обязательно пробейте чек после объявления о проверке

Обычно после того, как проверяющие убедились, что кассир-продавец отпустил им товар без кассового чека, они предъявляют удостоверения и требуют пригласить в зал администрацию. Кассиру следует выполнить это требование, но перед этим все же пробить кассовый чек. Ведь к протоколу проверки налоговики обязательно приложат Z-отчет по кассе. И по этому отчету будет видно, что товар отпущен с использованием ККТ.

Разумеется, налоговики укажут в протоколе, что чек был пробит после того, как кассир узнал, что проводится проверка, и наложат штраф. Но в данном случае можно добиться отмены решения через суд.

Дело в том, что судья определяет, во сколько началась контрольная закупка, по нулевому чеку. Но налоговики редко когда перед началом закупки просят пробить нулевой чек (ведь в этом случае продавец сразу поймет, что перед ним не покупатель, а проверяющий). И записывают в итоговом протоколе, что время начала проверки определено по обычным (не тем, что встроены в кассовый аппарат) часам.

Но суды таких ссылок, как правило, не принимают (разумеется, если по Z-отчету будет видно, что продавец пробил чек). И признают требования налоговой инспекции незаконными. Именно к такому выводу пришел, например, ФАС Северо-Западного округа (постановление от 3 февраля 2006 г. № А13-10210/2005-27).

Если срок давности нарушен, оштрафовать фирму не получится

Кроме того, как показывает арбитражная практика, компании часто выигрывают в судах по иному основанию – налоговая инспекция нарушает срок давности привлечения к административной ответственности.

Решение о привлечении организации к ответственности налоговая инспекция должна вынести в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Разумеется, инспекторы не всегда укладываются в отведенное время. И в этом случае судьи встают на сторону фирмы. Как пример можно привести постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2006 г. № Ф04-334/2006(19239-А27-32).

Санкции по результатам контрольной закупки

За продажу товаров без применения ККТ могут оштрафовать:
– аптеку, как юридическое лицо, – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.;
– должностное лицо аптеки – на сумму от 3000 до 4000 руб. (ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Обратите внимание: по этой статье могут оштрафовать даже в том случае, если кассовый аппарат в аптечной организации имеется, но неисправен, или продавец неправильно выбил кассовый чек. Так, Пленум ВАС РФ в постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 определил случаи, когда работа на неисправной контрольно-кассовой машине приравнивается к ее неприменению:
– использование кассовой машины, не зарегистрированной в налоговой инспекции;
– использование модели ККТ, не включенной в Государственный реестр;
– использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
– использование кассовой машины, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти контрольно-кассового аппарата;
– пробитие контрольно-кассовой машиной чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем.

Если же продавец обсчитал проверяющих, то в этом случае они могут оштрафовать

его на сумму от 1000 до 2000 руб. (ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Посмотрите, как оформлен протокол

Фирма выиграет дело в суде, если протокол об административной ответственности ревизорами будет составлен с нарушениями. Например, в нем не будут указаны:
– обстоятельства нарушения (какое именно нарушение совершено, время и место его совершения, ссылка на нормативный акт, положения которого нарушены);
– статья закона, устанавливающая ответственность за выявленное нарушение;
– объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.

Кроме того, протокол не имеет силы, если в нем нет записи о том, что нарушителю были разъяснены его права и обязанности (п. 3 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться




Вопросы и ответы по теме



  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Какие отчеты руководитель просит Вас сделать в Excel чаще всего?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка