Журнал, справочная система и сервисы
№23
Декабрь

Вас ждёт свежий номер

В декабре вам может прийти сразу два требования из налоговой

Подписка
Срочно заберите все!
№23

Когда понадобится пересчитать норму амортизации по автомобилям и лизингу

27 февраля 2009 3938 просмотров

, шеф-редактор интернет-проектов журнала «Главбух»

С 1 января отменен понижающий коэффициент амортизации по дорогим легковым автомобилям. Зато стало меньше возможностей ускорить списание при лизинге.

Самортизировать быстрее получится все дорогие автомобили

Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ отменил понижающий коэффициент амортизации для дорогих транспортных средств. Напомним, что до 2009 года компании должны были применять коэффициент 0,5, начисляя в налоговом учете амортизацию по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью более 600 тыс. и 800 тыс. руб. соответственно. Бесспорно, изменение выгодно налогоплательщикам, так как раньше срок списания из-за понижающего коэффициента вдвое увеличивался, а размер ежемесячной амортизации снижался.

Как пересчитывается норма амортизации по купленным автомобилям

Из статьи 3 Федерального закона № 224-ФЗ можно сделать вывод о том, что понижающий коэффициент теперь не надо применять по всем автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью более 600 тыс. и 800 тыс. руб., в том числе и по тем, которые были приняты к учету до 2009 года.

При этом из пункта 2 статьи 259.1 и пункта 4 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ следует, что пересчитать норму и сумму ежемесячной амортизации по автомобилям, купленным до 2009 года, надо исходя из их полного срока полезного использования и первоначальной стоимости. У такого подхода есть один недостаток: в результате пересчета стоимость автомобиля будет полностью списана позднее, чем исте-чет срок его полезного использования.

Но все равно автомобиль будет самортизирован быстрее, нежели с коэффициентом 0,5. А любая другая, пусть и более справедливая, методика расчета (скажем, исходя из остаточной стоимости и оставшегося срока полезного использования по состоянию на 1 января 2009 года) будет противоречить Налоговому кодексу РФ. Расскажем на примере, как пересчитать сумму амортизации в 2009 году.

Пример 1

В феврале 2008 года ООО «Парус» приобрело легковой автомобиль, первоначальная стоимость которого в налоговом учете составила 650 000 руб. Машина была введена в эксплуатацию в том же месяце. С марта бухгалтер ООО «Парус» начал начислять по легковому автомобилю амортизацию линейным методом. Амортизационную премию решили не применять.

Согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, автомобиль включается в пятую амортизационную группу. Срок службы, установленный ООО «Парус», составил 7 лет и 1 месяц (85 месяцев).

В 2008 году к легковым автомобилям стоимостью более 600 000 руб. надо было применять понижающий коэффициент амортизации 0,5. Поэтому норма амортизации составила 0,588 процента (0,5 : 85 мес. * 100%). А ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете — 3822 руб. (650 000 руб. * 0,588%).

С марта по декабрь 2008 года бухгалтер начислил амортизацию на сумму 38 220 руб. (3822 руб. * 10 мес.). В итоге остаточная стоимость автомобиля на начало 2009 года составила 611 780 руб. (650 000 – – 38 220). А оставшийся срок полезного использования — 75 месяцев (85 – 10).

С 1 января 2009 года понижающий коэффициент 0,5 применять не надо. Поэтому бухгалтер ООО «Парус» пересчитал норму амортизации. Теперь она составила 1,176 процента (1 : 85 мес. * 100%). С января 2009 года бухгалтер будет начислять ежемесячную амортизацию на сумму 7644 руб. (650 000 руб. * 1,176%). Таким образом, окончательно стоимость автомобиля будет списана в течение 80 месяцев (611 780 / 7644). Это на 5 месяцев больше оставшегося срока полезного использования машины (80 – 75).

Вопрос с транспортом, который оприходован до 2008 года

Законодатели не предусмотрели переходных положений по другой группе транспортных средств — автомобилям стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. руб. и пассажирским микроавтобусам стоимостью от 400 тыс. до 800 тыс. руб., которые были приняты на учет до 2008 года. Дело в том, что с 2002 по 2007 год включительно понижающий коэффициент 0,5 следовало применять к автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью более 300 тыс. и 400 тыс. руб. С 2008 года указанные предельные суммы были увеличены вдвое — до 600 тыс. и 800 тыс. руб. соответственно.

В прошлом году Минфин России не раз выпускал разъяснения, согласно которым при начислении амортизации по легковым автомобилям стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. руб. и пассажирским микроавтобусам стоимостью от 400 тыс. до 800 тыс. руб., принятым на учет до 2008 года, необходимо продолжать применять понижающий коэффициент. Примеры подобных разъяснений — письма финансового ведомства от 18 января 2008 г. № 03-03-06/1/11 и от 11 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/269.

С 2009 года подход чиновников министерства изменился, о чем свидетельствует новое письмо Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/47. Как нам сообщили в Минфине России, раз законодатели отменили понижающий коэффициент, то он не должен применяться ко всем основным средствам без исключения (подробности о точке зрения Минфина России — ниже).

Однако свою новую точку зрения до сведения ИФНС и налогоплательщиков официально Минфин России пока не довел. Поэтому не исключено, что инспекторы на местах будут пока придерживаться старой точки зрения.

Убедить проверяющих в своей правоте компании поможет свежее письмо Минфина России, а также следующий аргумент. Нет оснований применять различный подход к автомобилям и микроавтобусам, принятым на учет до 2009 года, в зависимости от первоначальной стоимости. То, что в Федеральном законе № 224-ФЗ ничего не сказано про данную ситуацию, означает: новые правила распространяются на все дорогостоящие транспортные средства без исключения.

Ограничения для ускорения в лизинге также могут потребовать пересчета

Компании, которые учитывают основные средства по договору лизинга на своем балансе, могут начислять амортизацию по ним с повышающим коэффициентом не выше 3. До 2009 года такой коэффициент нельзя было применять к объектам первой–третьей групп, которые амортизировали нелинейным методом (старая редакция ст. 259 Налогового кодекса РФ). С 1 января 2009 года это ограничение распространяется и на объекты, которые амортизируют линейно. Об этом сказано в статье 259.3 Налогового кодекса РФ.

Возникает вопрос: можно ли по-прежнему применять повышающий коэффициент к основным средствам первой—третьей амортизационных групп, переданным в лизинг до 2009 года? Сотрудники Минфина России считают, что нельзя.

Тут сразу можно подсластить пилюлю. Пересчитывать норму и сумму ежемесячной амортизации при линейном методе предписано исходя из первоначальной стоимости основного средства и срока службы, который был установлен при вводе объекта в эксплуатацию. Так сказано в пункте 2 статьи 259.1 Налогового кодекса РФ. Такой подход в отличие от ситуации с автомобилями (см. выше) выгоден налогоплательщикам.

Пример 2

В феврале 2008 года ООО «Парус» приобрело производственный станок для передачи его в лизинг. Первоначальная стоимость основного средства в налоговом учете составила 650 000 руб. По договору лизинга станок учитывается на балансе ООО «Парус».

Станок был введен в эксплуатацию в феврале 2008 года. С марта бухгалтер ООО «Парус» начал начислять амортизацию линейным методом. Амортизационную премию решили не применять.

Согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, станок включается в третью амортизационную группу. Срок службы станка, установленный ООО «Парус», составил 3 года и 1 месяц (37 месяцев).

В 2008 году к основным средствам в лизинге, которые амортизируются линейным методом, можно было применять повышающий коэффициент со значением не более 3. ООО «Парус» применяло максимальное значение коэффициента — 3. Поэтому норма амортизации составила 8,108 процента (3 : 37 мес. * 100%). А ежемесячная сумма амортизации в налоговом учете — 52 702 руб. (650 000 руб. * 8,108%).

С марта по декабрь 2008 года бухгалтер начислил амортизацию на сумму 527 020 руб. (52 702 руб. * 10 мес.). В итоге остаточная стоимость станка на начало 2009 года составила 122 980 руб. (650 000 – – 527 020). А оставшийся срок полезного использования — 27 месяцев (37 – 10). С 1 января 2009 года бухгалтер ООО «Парус» принял решение не применять повышающий коэффициент 3, как того требуют чиновники. Поэтому новая норма амортизации составила 2,703 процента (1 : 37 мес. * 100%). С января 2009 года бухгалтер начал начислять ежемесячную амортизацию в сумме 17 569,5 руб. (650 000 руб. * 2,703%). Таким образом, бухгалтер окончательно спишет стоимость автомобиля уже через 7 месяцев (122 980 руб. : 17 569,5 руб.).

А вообще из Федерального закона № 224-ФЗ явно не следует, к каким именно основным средствам — всем или только переданным в лизинг с 2009 года — нужно применять новые правила. А все противоречия законодательства должны трактоваться в пользу организаций (п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ).

Другое дело, что исход подобного спора, коли дело дойдет до суда, пока непредсказуем. Ведь повышающие коэффициенты по каким-либо основным средствам раньше не отменялись. Поэтому подобной арбитражной практики нет. А значит, конфликтовать с инспекторами по поводу повышающего коэффициента имеет смысл лишь в том случае, когда отказ от него приведет компанию к значительным налоговым потерям.

Коэффициент амортизации 0,5 с 2009 года не применяется

КОММЕНТИРУЕТ ЧИНОВНИК
Григорий ЛАЛАЕВ, советник отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России:

—Отмена понижающего коэффициента по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам касается абсолютно всех транспортных средств. Федеральный закон от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ убрал из Налогового кодекса РФ упоминание о коэффициенте со значением 0,5. Этот вывод распространяется и на дорогие легковые автомобили стоимостью от 300 тыс. до 600 тыс. руб. и пассажирские микроавтобусы стоимостью от 400 тыс. до 800 тыс. руб., которые были приняты на учет до 2008 года и амортизировались с коэффициентом 0,5. С 1 января 2009 года по таким основным средствам продолжать начислять амортизацию можно без понижающего коэффициента.

А вот повышающий коэффициент не выше 3 теперь нельзя применять к основным средствам в лизинге, которые относятся к первой—третьей амортизационным группам, независимо от способа амортизации — линейного или нелинейного. Это касается и лизингового имущества указанных амортизационных групп, которое списывалось до 2009 года линейным методом с повышающим коэффициентом. Такой вывод можно сделать из последней редакции статьи 259.3 Налогового кодекса РФ, которая начала действовать с 1 января.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться






  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Директор заваливает вас дополнительной работой?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка