Журнал, справочная система и сервисы
№5
Март

В свежем «Главбухе»

Проверьте себя в налогах и учете

Подписка
3 месяца подписки и королевский фарфор в подарок!
№5

Госзакупки в 2009 году: установлены новые правила

1 апреля 2009 23 просмотра

В течение 2009 года правила в сфере размещения заказов и госзакупок неоднократно изменятся: поэтапно вводятся в действие нормы, принятые сразу несколькими законодательными актами. Изменения комментирует Андрей Александрович Храмкин, директор Института госзакупок РАГС.

Термины и понятия поправили

Важное изменение связано с определением статуса заказчиков. С 1 марта 2009 года все бюджетные учреждения уровня субъекта РФ и уровня муниципалитета становятся соответственно государственными или муниципальными заказчиками в силу буквы закона. Таким образом, теперь для подтверждения названного статуса не требуется получать какие-либо полномочия от органов госвласти субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Еще одна значимая поправка: установлена временная мера идентификации одноименности товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных или муниципальных нужд.

С 1 марта 2009 года и до утверждения Минэкономразвития России номенклатуры таких товаров, работ, услуг нужно руководствоваться следующим определением.

Одноименные товары (работы, услуги) – это те, что аналогичны по техническим и функциональным характеристикам, однородны по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми.

Они могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товара (результата работ, услуг).

Обучение членов комиссий по размещению заказов обязательно

С 1 января 2009 года в составе такой комиссии непременно должен быть один специалист, прошедший повышение квалификации или профпереподготовку в сфере размещения заказов.

Участники размещения заказа

В обязательные требования к участникам размещения заказа путем проведения торгов внесена корректива: срок требования о неприостановлении деятельности участника установлен на день подачи заявок.

В части условий допуска к участию в торгах также есть изменение. Раньше если в качестве обеспечения заявки средства внесены не были, то она отклонялась. Теперь же от участника требуется только представить документ или копию документа, подтверждающего внесение соответствующих средств.

Если учреждение проводит конкурс

Многие изменения в нормах Закона № 94-ФЗ появились на основании правоприменительной практики последних лет.

Новшества в требованиях к содержанию конкурсной документации. Теперь порядок оформления заявки участников устанавливают заказчики. Все листы заявки на участие в конкурсе и тома должны быть прошиты и пронумерованы. Хотя при отсутствии нумерации листов отказать в допуске к участию в конкурсе не смогут (п. 1 ч. 4 ст. 22, ч. 3.3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ). Заявка и том должны содержать опись входящих в их состав документов, скрепляться печатью участника размещения заказа (для юридических лиц) и подписываться им или уполномоченным лицом.

С 1 марта 2009 года можно указывать в документации начальную (максимальную) цену работ по замене запчастей к технике (оборудованию) при выполнении техобслуживания и ремонта.

Дата начала отсчета периода. Изменяется дата начала временного периода, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта. Отсчет начинается со дня размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на официальном сайте.

Документы, представляемые в заявке участника конкурса. Дана расшифровка того, что понимается под документами, подтверждающими полномочия лица, действующего от имени участника размещения заказа. В дополнение к тем документам, которые заказчики требовали ранее, участникам необходимо будет прикладывать копии учредительных документов (для юридических лиц) и решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо его копия) в случае, если:
– требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством или учредительными документами юрлица;
– для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) по контракту или внесение денег в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе либо исполнения контракта являются крупной сделкой.

Замечу, что запрещено истребовать от участников оригиналы документов.

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе. Здесь два ключевых изменения. Во-первых, до 30 дней увеличен срок оценки и сопоставления заявок при проведении конкурса на право заключить контракт:
– с начальной (максимальной) ценой более 50 млн руб.;
– на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

Во-вторых, конкурсная комиссия в соответствии с критерием «квалификация» вправе оценивать у участника конкурса деловую репутацию, наличие производственных мощностей, опыта выполнения работ, оказания услуг и т. д.

Кроме того, расширен перечень работ и услуг, по которым весовое значение критерия «квалификация» может достигать 45 процентов. Теперь к этому перечню добавлены:
– разработка документов, регламентирующих обучение, воспитание, контроль качества образования в соответствии с законодательством РФ;
– оказание образовательных (обучение, воспитание), юридических услуг, услуг по проведению экспертизы (ч. 6 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).

Контракт заключается с несколькими участниками размещения заказа. Такая возможность для заказчика с 1 марта 2009 года выделяется и отдельно регламентируется при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта (если они указаны в конкурсной документации). При этом работы составляют один лот с указанием количества таких контрактов.

Размещаем заказ: проводим аукцион

Основные правки при таком способе торгов связаны с оформлением документации.

Так, документы об аукционе должны содержать сведения об оформлении и форме заявки на участие в аукционе.

Изменилась дата начала отсчета времени. 10-дневный срок, в течение которого заказчик не имеет права подписывать контракт с победителем аукциона, перенесен (п. 6 ч. 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ). Отсчет начала указанного периода теперь ведут со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона (ранее – со дня подписания протокола).

Дополнительные сведения в документации об аукционе. К ним даны уточнения (аналогичные предъявляемым с 1 марта 2009 года при проведении конкурса) при размещении заказа на услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту техники, оборудования, в том числе по замене запасных частей.

Изменились требования, излагаемые в документации. Это касается уточнения:
– перечня документов, подтверждающих полномочия лица, осуществляющего действия от имени участника;
– возможностей требовать учредительные документы участников и официального подтверждения разрешения на совершение сделки участником, в случае если заключение контракта будет относиться к крупным сделкам и необходимость такого разрешения установлена законодательством РФ (подп. «в»–«д» п. 1 ч. 2 ст. 35 Закона № 94-ФЗ).

Новый порядок оформления заявки на участие в аукционе. Ненадлежащее исполнение участником размещения заказа требования о том, что все листы и тома заявки должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе. А заказчики не имеют права требовать от участников представить оригиналы документов.

Аукцион в электронной форме. Существенно изменится процедура размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме – нормы абсолютно новые (ст. 41 Закона № 94-ФЗ). Заказчики (уполномоченные органы) с 1 июля 2009 года смогут устанавливать требование о внесении денег в качестве обеспечения заявки на участие в указанном аукционе (ч. 5 ст. 32 Закона № 94-ФЗ).

Запрос котировок

В требования, предъявляемые к содержанию запроса котировок, было внесено дополнение: допускается устанавливать требование об отсутствии сведений об участнике запроса котировок в реестре недобросовестных поставщиков.

Принципиальная новация: в случае продления срока из-за того, что изначально поступила только одна заявка, полностью соответствующая условиям запроса котировок, для подавшего ее единственного участника заключение контракта становится обязательным. Его отказ от заключения контракта трактуется законодательством как уклонение от заключения контракта со всеми вытекающими последствиями (ч. 6 ст. 46, ч. 7 ст. 47 Закона № 94-ФЗ).

С 1 марта 2009 года увеличен срок, предоставляемый участникам запроса котировок на обжалование его результатов. Теперь по результатам запроса котировок контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней.

Закупки у единственного поставщика

Расширился перечень оснований для применения процедуры размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика (п. 23–31 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).

Государственные и муниципальные контракты

В первую очередь стоит отметить, что с 1 января 2009 года устанавливаются ограничения на право изменять в пределах 10 процентов объем контракта. У заказчика остается право корректировать так объем только отдельных видов работ, услуг в конкурсе. При этом объем товаров может по-прежнему меняться и в конкурсе, и в аукционе.

На этапе заключения контракта можно изменять количество закупаемого товара на сумму сделанной победителем «скидки» от начальной (максимальной) цены контракта.

На этапе исполнения контракта изменить количество поставляемого товара несколько сложнее. Во-первых, корректировка допускается в пределах 10 процентов от первоначального количества (объема) контракта. Во-вторых, есть дополнительное нормативное ограничение, когда контракт заключен по результатам конкурса: изменения возможны для поставляемого товара и объема закупаемых либо связанных с ними работ, услуг лишь в исключительных случаях*.

В части регламентации контрактов появилась временная антикризисная поправка. Она заключается в том, что Правительство РФ устанавливает:
– случаи, в которых в 2009 году цена госконтракта (заключенного до 1 января 2009 года) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту объектов капитального строительства должна быть снижена;
– порядок и размер такого снижения цены госконтракта.

При этом убытки, причиненные в связи со снижением цены госконтракта, подрядчику не возмещают.

Кроме всего прочего, с 2009 года заказчик по согласованию с поставщиком может уменьшить цену контракта без изменения количества и объема поставляемых товаров (работ, услуг). То есть учреждения смогут учесть сезонные и другие скидки.

Также следует отметить, что с 1 марта 2009 года все протоколы отказа от заключения контракта подписывают только заказчики – подписи членов комиссии по размещению заказов не требуются.

Изменения внесены несколькими актами

В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ внесен ряд существенных изменений на основании федеральных законов от 30 декабря 2008 г. № 323-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. № 308-ФЗ и от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ.

Помимо этого в 2009 году вступают в силу изменения, предусмотренные более ранними документами – федеральными законами от 24 июля 2007 г. № 218-ФЗ и от 20 апреля 2007 г. № 53-ФЗ.

Можно обозначить товарные знаки

При организации конкурса, аукциона и запросе котировок документация сможет содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. Если в документации записаны конкретные товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении российского товара – эквивалента иностранному.

Обозначенные в документации товарные знаки должны сопровождаться словами «или эквивалент» (за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости взаимодействия таких товаров с используемыми заказчиком).

Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства

С 2009 года муниципальные заказчики обязаны размещать часть своего заказа у субъектов малого предпринимательства.

Начальную (максимальную) цену контракта (цену лота) должно установить Правительство РФ (ч. 1.1 ст. 15 Закона № 94-ФЗ). До выхода соответствующего приказа цена должна составлять при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства:
– на поставку товара, выполнение работ – 3 млн руб.;
– на оказание услуг – 2 млн руб.

Будьте в курсе!



Бухгалтерских новостей слишком много, а времени на их поиск слишком мало. Рекомендуем подписаться на новостную рассылку журнала «Главбух», чтобы следить за всеми изменениями в работе бухгалтеров.





Для того, чтобы оставить свой комментарий необходимо зайти под своим паролем или зарегистрироваться





  • Налоговый кодекс
  • Гражданский кодекс
  • Трудовой кодекс

Новые документы

Все изменения в законодательстве для бухгалтера


Совет недели

Если акт от поставщика датирован 2015 годом, но получили вы его только сейчас, расходы можно учесть в текущем периоде. Ведь из-за ошибки налог на прибыль в 2015 году переплатили (п. 1 ст. 54 НК РФ).

Вы проверяете ИНН контрагента в первичке, которую сдают подотчетники?

  Результаты

Система Главбух

Профессиональная справочная система для бухгалтеров

Получить демодоступ

Программа Главбух: Зарплата и кадры

Сервис по расчету и оформлению выплат работникам

Попробовать бесплатно

Калькуляторы и справочники


Пока вы были в отпуске

Самые важные события, материалы и изменения в законе


Подписка на рассылки



Наши партнеры

  • Семинар для бухгалтера
  • Практическое налоговое планирование
  • Зарплата
  • Учет в строительстве
  • Юрист компании
  • Кадровое дело
  • Учет.Налоги.Право
  • Документы и комментарии
  • Учет в сельском хозяйстве
  • Коммерческий директор
  • Упрощенка